Образование вчера и сегодня: взгляд через столетие




Скачать 70.17 Kb.
НазваниеОбразование вчера и сегодня: взгляд через столетие
Дата публикации07.04.2013
Размер70.17 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Право > Документы
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» №6

Образование вчера и сегодня:

взгляд через столетие.

ученицы 11 "А" класса

МОУ "СОШ" №6

Андреевой Александры Юрьевны

научный руководитель

Хрущева Светлана Александровна.

г. Сосновый Бор

2010 год

"Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем"

Конфуций

Проблема образования в России заключалась в таких вопросах как : "кого обучать? чему обучать? и на какие средства?"., Эти вопросы волновали в начале XX столетия не только правительственные круги, но и общественность России. Прошло столетие и в начале XXI века опять с новой силой эти же вопросы встали перед страной.

Цель моей статьи : совершить экскурс по вопросам образования в эпоху Николая II с тем, чтобы выявить закономерности обучения, которые мешали 100 лет назад, искоренение которых, может поставить современное образование на должное место.

^ Образование на рубеже XIX - XX века

Одной из острых и насущных проблем в Российской империи на рубеже веков была ликвидация безграмотности, т. к. 70 % граждан России были безграмотны, на 100 мужчин – 29 грамотных, а на 100 женщин – всего 10. По уровню грамотности населения Россия значительно отставала от развитых стран мира. Первоочередной задачей в деле образования было введение всеобщего начального образования и просвещение народа.

В Санкт-Петербургской губернии, не смотря на её столичный статус, вопросы народного образования стояли так же остро, как и в других губерниях России.

Используя данные Всеобщей переписи населения 1897 г., можно вычислить процентное соотношение количества населения в уезде к числу грамотных жителей и провести сравнительный анализ уровня грамотности по уездам и городам столичной губернии. В итоге получается следующая картина.

1.Слабее всего грамотность была в Гдовском уезде – 26,8 % грамотных в общей численности населения, 28 % - в Лужском, в составе населения проживавшего в Новоладожском уезде грамотных было30,4%.

2.Самый высокий процент грамотного населения был в Петергофском уезде – 58,8%.

-1-

Сравнительный анализ грамотности по городам губернии, без учёта г. СПб., даёт следующую картину.

1. В городах СПб губернии без учёта г. СПб проживало 156.833 человека, что составляло всего 7,4% от всего населения губернии, а грамотных среди них 61,6 % ( т.е. из 156.833 горожан грамотных – 96.609 человек).

2.Самый высокий процент грамотного населения проживает в отдалённом от г. СПб заштатном городе Нарве – 68,5% грамотных, а самый низкий процент грамотности в Новой Ладоге – 51,3%.

3. В г. СПб грамотность составляла – 62,6%, а в 7-ми городах губернии грамотность была даже выше, чем в столице. Это – Царское Село – 67,0%, Гатчина – 66,5%, Ораниенбаум и Кронштадт – 64,8%, Павловск – 64,7%, Петергоф – 63,5%.

4. Самый грамотный возраст в губернии от 10 до 19 лет, т е. дети, которые учатся в школе или уже отучились; с возрастом идёт падение грамотности, а население, начиная с 55 – 60 лет – большей частью безграмотно.

По данным словаря Брокгауза и Ефрона, в 1897-1898 учебном году в губернии обучалось начальной грамоте только 23,8% детей, при этом большая часть детей – это горожане. В Санкт - Петербургской губернии на 22.619 детей школьного возраста на 1 января 1897 г. состояло 875 городских и сельских училищ, из них : 290 земских, 75 учебных заведений МНП, 250 церковно-приходских, 60 лютеранских, 80 воспитательных домов, 54 частных учебных заведений. В этих учебных заведениях преподавали Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметику, историю, географию, естествознание, церковное пение, черчение. Этих знаний было недостаточно для России, вступившей на путь модернизации. Определённые шаги по развитию народного образования в столичной губернии предпринимались, если в 1897г. было 875 городских и сельских начальных училищ, то в 1907 г. их стало 1248. За 10 лет в губернии учебных заведений увеличилось на 373 школы, и это в первую очередь заслуга земств, Городских Дум и частных лиц, а не МНП.

Но ввести всеобщее начальное обучение в губернии ни земства, ни МНП так и не смогли. Этому не столько помешали исторические события: русско-японская война (причиной поражения так же был низкий % образования) , революция 1905-1907 гг., сколько отсутствие средств на образование. Россия тратила на народное образование всего 43 копейки в души населения, тогда как в США тратилось 7 рублей, в Швейцарии - 5,5 руб., в Англии и Германии - 3,8 руб.

Статус учителя народных и земских школ был еще одной острой проблемой российского образования на рубеже веков. Заработная плата учителей была самой низкой среди учителей развитых стран. Любой наемный труд оплачивался выше учительского. На социальной лестнице учитель стоял, чуть ли не на низшей ступени.

-2-

Правительство мало что делало по этому вопросу. Государство не обеспечивает народное образование необходимым количеством учительских кадров. Проблема была не только в количественной нехватке учителей, но и в качественной профессиональной подготовке преподавателей. Более активно по этому вопросу действует общественность. С 90-х годов XIX века начинается создание обществ взаимопомощи учителям.

Проанализировав ситуацию в народном образовании в Санкт-Петербургской. губернии, можно сделать некоторые выводы:

1.В 1898г. в 875 школах столичной губернии обучалось – 23,8 % детей школьного возраста, в 1905г. в 1.084 школах обучалось - 47,9% детей. За семь лет на 24,1% вырос процент обучения детей школьного возраста, количество школ выросло на 209 , но при этом 52 % детей оставалась за порогом грамотности.

2. Самый высокий процент обучаемых детей школьного возраста за счёт государства на 1895 г. в г. Луге - 30,6%, а самый низкий в Кронштадте и Шлиссельбурге - 10,4%. Кронштадт в процентном отношении стоит на 4 месте среди городов губернии, имея 64,8 % грамотного населения, Шлиссельбург на последнем – 54,7 % грамотных, Луга на предпоследнем – 59, 5 % грамотных. Такой высокий процент грамотного населения в Кронштадте был достигнут благодаря активной деятельности в вопросе образования Морского министерства, Городской Думы, частных лиц и местной интеллигенции.

3. В сфере образования действовали государство и общественность,: органы самоуправления и частная инициатива. Однако МНП на рубеже веков кардинальных действий в вопросе народного образования не предпринимало, зато активно действовали земства, Городские Думы, интеллигенция.

4. Открытие земских школ, бесплатных библиотек, народных театров, создание музеев – именно такая активная деятельность земств, Городских Дум и интеллигенции создала «связь между «верхними» и «нижними» этажами отечественной культуры, между элитой и массой. Эта связь стала мощным каналом влияния интеллигенции на народ в дореволюционной России.

^ Образование в XXI веке

Чтобы сегодня в современном цивилизованном мире, общество стало передовым, необходимо быть высокообразованным в этом обществе, т.к. современные технологии требуют высокий процент образования населения, как только процент будет падать, общество сразу перейдет от передового к развивающемуся.

На сегодняшний день нужен учитель - инноватор, мотивированный ученик и забота государства об образовании, материальном обеспечении школ и других учебных заведений.

Я составила несколько предложений президенту Российской Федерации, Медведеву Дмитрию Анатольевичу, по развитию образования в стране.

-3-

1) Усиление авторитета учителя. Так как в нашем современном обществе авторитет учителя стремительно падает, и уже не существует того уважения и почтения к учителю, как было раньше. А так же необходимо, чтобы учитель сам осознавал, что он для детей должен являться тем идеалом, к которому нужно стремиться. По моему мнению, чтобы усилить авторитет учителя, нужно его формировать, начиная уже с начальной школы.

2) Я считаю, что нужно в каждой школе создать научные лаборатории с необходимым современным оборудованием и различными реактивами. Необходимость создания, заключается в том, что в таких лабораториях, у учеников формируется интерес к познавательной деятельности. Те знания, которые преподаются учителем, можно будет проверить на практике. Так же будет постоянный активный интерес у обеих сторон: ученика и учителя, что в современном обществе не мало важно.

3) Ввести в практику мониторинг выбора учителя. Иными словами каждый ученик и его родитель будет в праве выбирать учителя по своим критериям.

4) Дать возможность существования различным школам с разными профилями. Не стоит объединять школы по одному направлению. А самое главное школы будут активно развивать свои образовательные программы, приглашать на работу высококвалифицированных учителей, тем самым, навязывая борьбу за учеников другим школам.

5) Отменить пятибалльную систему оценивания знаний. Так как сейчас, чтобы успеваемость школы была высокой, учителя вынуждены ставить ученику тройку практически не за что. Тем самым, в сознании ученика формируется легкое отношение к учебе, что можно не работая на уроках, получать удовлетворительные оценки. Если будет установка на получение знаний, то и не будет малограмотных учеников. Все будут заинтересованы в познавательном процессе, и будут стремиться получать знания.

6) Министерство образования не должно вводить новые реформы на практику, не подумав о последствиях этой реформы. Нужно дать выбор школам, что им необходимо для собственного развития. Именно оставив выбор за школами, любая реформа будет успешна, так как она основывается на коллективном выборе учителей и учащихся.

Таким образом я считаю, что образование станет более развитым и высоким, люди начнут тянуться к знаниям. А "Знания - сила" - так сказал великий английский философ, Френсис Бэкон. А ведь и правда, образованное государство - сильное государство.

-4-

Приложение.

Диаграмма, наглядно показывающая уровень образования в СПб губернии на рубеже XIX - XX веков


Похожие:

Образование вчера и сегодня: взгляд через столетие iconФедоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня
Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во моо впп юнеско «Информация для всех», 2009. 234 c
Образование вчера и сегодня: взгляд через столетие iconЛитература и лингвистика: вчера, сегодня, завтра. Международная научно...
Природа родства тюркских, шумерского и этрусского языков: новый взгляд на проблему // Литература и лингвистика: вчера, сегодня, завтра....
Образование вчера и сегодня: взгляд через столетие iconКоррекционно-развивающее занятие «Взгляд в будущее» для учащихся 9 класса скш VIII вида
Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами побываем в будущем, посмотрим, какими вы станете через 3 года после окончания школы, поговорим...
Образование вчера и сегодня: взгляд через столетие iconВ. В. Рубцов (Харьков, Украина)
В этих работах используется самое совершенное аналитическое оборудование и мощные компьютеры. Почему же, несмотря на столетие исследований,...
Образование вчера и сегодня: взгляд через столетие iconЛитература начала XXI века. Однажды Карл Густав Юнг написал: «Сегодня»
Однажды Карл Густав Юнг написал: «Сегодня» имеет смысл лишь тогда, когда оно находится между «вчера» и «завтра». Тот, кто осознает...
Образование вчера и сегодня: взгляд через столетие iconСостояние
Я вчера опоздала, сегодня я опаздываю на полчаса! Мне страшно – Ничего, завтра ты тоже опоздаешь
Образование вчера и сегодня: взгляд через столетие icon«Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра»
Методы урока: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, практический, икт
Образование вчера и сегодня: взгляд через столетие icon«Чувашский государственный ансамбль песни и танца: вчера и сегодня»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образование вчера и сегодня: взгляд через столетие iconВилюйская школа: вчера, сегодня, завтра
Оборудование к уроку: компьютеры, интерактивная доска. Интернет, принтер, книги, буклеты
Образование вчера и сегодня: взгляд через столетие iconПраздник «Вручение аттестатов»
Ведущий. Добрый вечер. Добрый вечер всем, кто собрался сегодня в этом прекрасном зале. Кажется, еще вчера звенели в школах последние...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница