Основная образовательная программа высшего профессионального образования




НазваниеОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
страница1/5
Дата публикации20.03.2013
Размер0.65 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
shkolnie.ru > Право > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5




ФГБОУ ВПО Армавирская государственная

педагогическая академия

Отдел контроля качества подготовки

специалистов

352900 г. Армавир Краснодарского края,

ул. Р. Люксембург, 159,

тел.: (86137) 3-20-06, факс (86137) 3-34-20

e-mail:kachestvo_agpu@mail.ru, www.agpu.net

ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-методическом комплексе

дисциплины

(в соответствии с требованиями ФГОС ВПО)

Армавир, 2012
^ I. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) - совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

^ Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) - система учебно-методических документов, сформированная на основе ФГОС по направлению подготовки ВПО и рекомендуемая вузам для использования при разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования в части: набора профилей; компетентностно-квалификационной характеристики выпускника; содержания и организации образовательного процесса; ресурсного обеспечения реализации ООП; итоговой аттестации выпускников.

^ Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) - комплексный проект образовательного процесса в вузе, представляющий собой совокупность учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по определенному направлению, уровню и профилю подготовки.

^ Учебный план (УП) – документ, устанавливающий график учебного процесса по неделям на весь период обучения, перечень учебных дисциплин и их распределение по курсам, семестрам, общую трудоемкость дисциплин, объем аудиторных и самостоятельных занятий, формы и сроки организации практик, каникул, текущей и итоговой государственной аттестации.

^ Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных образовательных программ, согласно учебному плану.

^ Рабочая программа дисциплины (РПД) – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки и учитывающая специфику профиля ООП. Проектирование рабочей программы дисциплины осуществляется с учетом общекультурных и профессиональных компетенций соответствующих требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки и специальных компетенций, определенных разработчиками ООП по конкретному профилю.

^ Направление подготовки - совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки.

Профиль - совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержание.

Модуль это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.

В качестве модулей на практике обычно рассматривают:

– разделы учебной дисциплины;

– совокупность учебных дисциплин родственного содержания (содержательное единство);

– совокупность учебных дисциплин, изучаемых одновременно, параллельно (в триместре, семестре и т.п.) (временное единство).

^ Самостоятельная работа студентов (СРС) – часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки выпускников.

Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы.

Результаты обучения - сформированные компетенции.
^ II. Общие положения

2.1. Настоящее Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемые в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия» (далее Академия), оснащения образовательного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки выпускников.

2.2. Настоящее Положение определяет структуру и порядок разработки учебно-методических комплексов дисциплин (далее УМКД) ООП ВПО высшего профессионального образования – программы подготовки бакалавра (магистра), реализуемых на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в Академии.

УМКД является частью ООП направления, выступает обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса в Академии.

Обеспеченность образовательного процесса УМКД характеризует качество методической работы и является показателем государственной аккредитации вуза.

2.3. УМКД разрабатывается на основе Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском образовании», инструктивных писем МОиН РФ, Федеральных гГосударственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, Приказа Минобрнауки от 06.05.2005, № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.04.2006 02-55-77 ин/ак, Устава АГПА и других нормативных документов.

2.4. Создание УМКД нацелено на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта к подготовке выпускника по направлению (программе) ВПО и предназначено для:

– планирования и оценки работы кафедр по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса;

– организации деятельности студентов по самостоятельному изучению дисциплины;

– оказания методической помощи преподавателям при подготовке и проведении учебных занятий по дисциплине.
2.5. УМКД составляется на все учебные дисциплины федерального, национально-регионального (вузовского) компонентов, дисциплины по выбору согласно ФГОС ВПО и учебному плану реализуемых направлений (программ) подготовки в целях организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ООП и ФГОС ВПО.

2.6. Положение об УМКД регламентирует его структуру, содержание и порядок разработки в Академии.

2.7. Требования Положения являются едиными в образовательной деятельности Академии и соблюдаются всеми кафедрами.

2.8. Ответственность за организацию работ по созданию УМКД несет заведующий кафедрой. Ответственным за наполнение комплекса является преподаватель кафедры, осуществляющий подготовку по данной дисциплине. Руководитель ООП ВПО обязан контролировать состав всех УМКД по соответствующему направлению подготовки бакалавриата (программе магистратуры).
^ III. Состав учебно-методического комплекса дисциплины

3.1. Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – структурированный системный комплекс нормативных и учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение обучающимися содержания дисциплины, и позволяющий эффективно формировать профессионально значимые компетенции. УМКД предназначен как преподавателям, так и обучающимся. Он позволяет и тем, и другим оптимально организовать свое время и отвечает принципу «прозрачности» образования и направлен на:

  • развитие у обучающихся общекультурных, профессиональных компетентностей необходимых для успешной профессиональной деятельности;

  • развитие рефлексивного опыта, гражданской позиции, способностей к решению проблем и задач;

  • формирование индивидуальной и коллективной ответственности за профессиональные действия.

3.2. Программные и учебно-методические материалы, включаемые в УМКД, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных технологий, методов и технических средств образовательного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать изучаемый материал и получать умения и навыки для его использования на практике.

3.3. В целом в состав УМКД в соответствии с требованиями ФГОС ВПО должны быть включены следующие элементы:

  1. Нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс.

  2. Утвержденная рабочая программа дисциплины, составленная с учетом содержания ПрООП, примерной программы дисциплины и учебного плана по направлению подготовки.

  3. Материалы по используемым инновационным методам обучения.

  4. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий (промежуточных и итоговых).

  5. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе.

  6. Информационные ресурсы (тексты лекций; информационно-справочные и другие материалы; учебно-методические пособия и другие издания учебного назначения).

7. Дополнительные учебные материалы к УМКД разрабатываются и включаются в состав УМКД по усмотрению кафедры и/или преподавателем(ями) кафедры, отвечающей за преподаваемую дисциплину в целях комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В состав дополнительных учебных материалов могут быть включены: учебное пособие; учебно-методическое пособие; конспекты (тексты) лекций; сборники задач, заданий и упражнений, ситуаций, практикумы; альбомы (сборники) структурных и логических схем, таблиц; методические рекомендации по контрольным и курсовым работам, по практикам; хрестоматии; сборники нормативных актов и т.п.
^ IV. Порядок разработки учебно-методического комплекса дисциплины

4.1. УМКД разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей чтение дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по направлению (программе) подготовки. Кафедра-разработчик является ответственной за качественную подготовку УМКД в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению (программе) подготовки, за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, включая обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой. Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в состав УМКД, должны отражать современный уровень развития науки и образовательной практики.

Все материалы УМКД должны быть определены и скомпонованы до начала семестра, в котором данная дисциплина будет преподаваться.

УМКД должны размещаться на кафедрах в печатном и электронном видах и быть представлены в локальной сети Академии.
4.2. При разработке материалов УМКД кафедра несет ответственность за:

– своевременность обеспечения дисциплины необходимой учебной литературой в соответствии с нормативными требованиями;

– своевременность подготовки дидактического материала для студентов;

– организацию методической подготовки преподавателей кафедры, участвующих в учебном процессе по видам занятий.

4.3. Кафедра-разработчик в установленные сроки:

– рассматривает и утверждает документацию УМКД;

– включает в план изданий кафедры учебные материалы и методические пособия, подготовленные авторами УМКД и прошедшие апробацию в учебном процессе;

4.4. Содержание УМКД ежегодно пересматривается и обновляется за счет включения новых материалов, более полно отражающих современное состояние научно-теоретических и методических основ преподавания дисциплины.

4.5. При применении инновационных подходов к обучению дисциплине (набору дисциплин) необходимо в УМКД документально отразить используемые инновационные учебно-методические материалы.
^ V. Организация контроля содержания и качества

разработки учебно-методического комплекса дисциплины

5.1. Контроль содержания и качества разработки УМКД возлагается на кафедру-разработчика, учебно-методическую комиссию кафедры, деканат, руководителя ООП, отдел контроля качества подготовки специалистов, Учебно-методический отдел.

5.2. Кафедра-разработчик осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМКД. С этой целью на кафедре:

а) на этапе подготовки УМКД:

–определяются сроки и ответственные за подготовку учебно-методических материалов комплекса;

– рассматриваются учебные и учебно-методические материалы, представляемые составителями УМКД;

- обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной научной, учебной и учебно-методической литературы для библиотеки АГПА;

  • оценивается готовность УМКД к использованию его в учебном процессе и принимаются оперативные меры по устранению несоответствий с учебным планом.

Заведующий кафедрой, разрабатывающей УМКД, организует работу по подготовке всей необходимой документации УМКД и ее хранение на кафедре.

Рабочая программа дисциплины рассматривается на заседании кафедры-разработчика УМКД и утверждается протоколом заседания кафедры.

УМКД утверждается проректором по учебной работе, заведующим кафедрой, УМС факультета, УМК кафедры и согласуется с руководителем ООП по направлению (программе) подготовки;

б) при использовании УМКД в учебном процессе:

Заведующий кафедрой или уполномоченное им лицо проводит контрольные посещения занятий для определения степени соответствия излагаемого материала программе, уровню освоения учебного материала обучающимися. Результаты контрольных посещений занятий обсуждаются на заседаниях кафедры. По итогам обсуждения даются необходимые рекомендации, которые заносятся в протокол заседания кафедры.

в) на этапе корректировки материалов УМКД:

– заведующий кафедрой, разрабатывающей УМКД, организует периодический контроль соответствия материалов УМКД современному уровню развития науки, методики и технологии организации учебного процесса. При необходимости в материалы УМКД вносятся изменения и дополнения.

5.3. Учебно-методический отдел осуществляет:

– контроль содержания и качества подготовки рабочих программ по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов профессиональных образовательных программ;

– контроль результатов использования УМКД в учебном процессе путем оценки степени готовности материалов УМКД, соответствия содержания учебного материала утвержденной программе;

– контроль содержания и качества подготовки документации УМКД.

Приложение А

Структура УМКД

Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие разделы и элементы.

Организационно-программный раздел состоит из элементов:

  • представление тематического планирования и распределения часов по дисциплине;

  • рабочая программа дисциплины;

  • список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной);

  • материалы по используемым инновационным методам обучения;

  • материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий (промежуточных и итоговых);

  • программы практики (учебной, педагогической, производственной и др., если подразумевается);

  • нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс.

Учебно-методический раздел включает:

  • методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе;

  • методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;

  • теоретические материалы;

  • практикум (включают тематику практических, семинарских занятий и др., заданий к ним и рекомендации по их выполнению);

  • глоссарий – словарь терминов;

  • тестовые задания (предназначены для самоконтроля и итогового контроля);

  • дидактические материалы и информационные ресурсы;

  • дополнительные материалы.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ аудит...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080107. 65 Налоги и налогообложение
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования (магистратуры)
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования (магистратуры)
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ооп впо) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница