Законодательстве в области борьбы с контрафакцией и пиратством




Скачать 335.36 Kb.
НазваниеЗаконодательстве в области борьбы с контрафакцией и пиратством
страница1/3
Дата публикации25.10.2014
Размер335.36 Kb.
ТипЗакон
shkolnie.ru > Право > Закон
  1   2   3


Сообщение Е.Моисеевой, судьи

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Защита прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации и последние изменения в законодательстве

в области борьбы с контрафакцией и пиратством

В последние годы проблема защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации приобрела большую актуальность. Это объясняется не только международным резонансом, который получил факт выхода России в число мировых “лидеров” по масштабам производства и реализации контрафактной продукции, но и осознанием значения интеллектуальной собственности в международных торгово-экономических связях.

Нельзя не отметить, что в сфере защиты интеллектуальной собственности в России предпринимаются все более активные шаги, направленные на достижение перелома в сложившейся ситуации. Под председательством Председателя Правительства Российской Федерации создана и работает специальная Правительственная комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. Большое значение придается совершенствованию действующего законодательства, которое, по нашему мнению, повысит эффективность защиты объектов интеллектуальной собственности, что в конечном итоге должно привести к снижению доли контрафактной продукции в ряде сегментов рынка. Особо следует отметить определенный прогресс и эффективность действий правоохранительных органов и судов по защите нарушенных прав правообладателей.

За последнее время законодательство в сфере интеллектуальной собственности значительно обновилось. Изменились или усовершенствованы административные способы защиты, в том числе предусмотренные Таможенным кодексом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с принятием новой редакции Закона Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” и Патентного закона расширяются гражданско-правовые способы защиты, изменены процедуры обжалования действий федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности по отказу в регистрации или неправомерной регистрации товарных знаков или патентов. Существенные изменения внесены в уголовное законодательство в части перечня нарушений, за которые предусмотрено наказание, и санкций за нарушение авторских прав. Новеллы содержат обновленные процессуальные кодексы, регулирующие разрешение дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами (Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процес-
суальный кодекс РФ).

Анализ правоприменительной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов свидетельствует о возрастающей роли гражданско-правовых мер защиты объектов исключительных прав и об осознании правообладателями того, что в борьбе с контрафакцией и пиратством в первую очередь необходима наступательная или даже агрессивная позиция самих правообладателей по отношению к нарушителям.

1. С 1 января 2004 года в соответствии с Федеральным законом
от 28.05.2003 вступил в действие Таможенный кодекс Российской Федерации в новой редакции, уделивший большое место роли таможенных органов в обеспечении барьеров на пути международной торговли контрафактными товарами. Защита интеллектуальной собственности в статье 403 Таможенного кодекса названа одной из функций таможенных органов наряду с функцией по пресечению незаконного оборота через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности.

Включенная в раздел “Таможенный контроль” глава 38 Таможенного кодекса, озаглавленная “Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров”, регулирует вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью.

К принципиальным новеллам кодекса следует отнести предоставление таможенным органам права приостанавливать выпуск товаров по подозрению в их контрафактности. Согласно Кодексу выпуск товаров должен быть осуществлен не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, предоставления иных необходимых документов и сведений (ст. 152). Кодексом предусмотрено, что срок выпуска товаров может быть продлен при продлении срока проведения проверки товаров в случае, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об их упаковке и маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. При этом особо оговаривается, что срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары (ст. 359).

В случае наличия признаков контрафактности товаров, содержащих объекты ИС, которые подлежат защите таможенными органами, выпуск таких товаров может быть приостановлен (п. 3 ст. 149).

По ранее действовавшему кодексу таможенным органам отводилось не более 10 дней на проверку таможенной декларации. В течение этого времени в случае обнаружения признаков незаконного использования объектов интеллектуальной собственности таможенные органы должны были информировать органы прокуратуры и предварительного следствия об этих фактах. а при неполучении данных о принятых этими органами решениях, что и происходило, таможенные органы выпускали данные товары.

Изменению такого положения способствовало также введение в действие с 1 июня 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), где установлена ответственность за незаконное использование товарного знака и нарушение авторских и смежных прав (статьи 14.10 и ч. 1 ст. 7.12). В соответствии с нормами этого кодекса таможенные органы наделялись правом составлять протоколы по делам об административных правонарушениях за указанные деяния.

Статьей 393 нового Таможенного кодекса определен основной принцип, в соответствии с которым таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров по подозрению в их контрафактности. Основанием для приостановления выпуска товаров является заявление правообладателя, т.е. в соответствии с нормами специального законодательства об ИС заявление лица, обладающего исключительными правами на объекты ИС. Следуя положениям КоАП, законодатель предоставил таможенным органам полномочия только в отношении объектов авторского права, смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания и наименованиях места происхождения товаров. Принятие мер по обеспечению защиты патентных прав не входит в компетенцию таможенной службы России.

Важно отметить, что меры, принимаемые таможенными органами по приостановлению выпуска товаров, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Механизм участия таможенных органов в защите интеллектуальной собственности закреплен в Положении о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами, утвержденным приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 27.10.2003 № 1199 (зарегистрирован в Минюсте России от 18.12.2003 № 5341). Это положение учитывает не только действующее законодательство Российской Федерации, а также международные договоры и иные обязательства Российской Федерации, а также международную практику.

Правообладатель (или его представитель), имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на вышеуказанные объекты ИС при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем (перемещение товаров с границы до таможни оформления, хранения на складе, упаковка, переупаковка и т.д.), вправе подать заявление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров.

Заявление должно содержать сведения о правообладателе (или его представителе); объекте ИС; сроке, в течение которого, по мнению правообладателя, ему потребуется содействие таможенных органов в приостановлении выпуска товаров.

Правообладатель должен предоставить сведения о товарах, которые, по его мнению, являются контрафактными. Эти сведения должны быть достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары.

На правообладателя возлагается обязанность предоставления доказательств того, что через таможенную границу перемещаются товары с нарушением его прав на тот или иной объект ИС. Предоставление недостоверных сведений при подаче заявления является одним из оснований для отказа в принятии мер по защите ИС.

Более того, новым Кодексом предусмотрено, что в том случае, когда в установленном законодательством Российской Федерации порядке (судебным решением) не будет определено, что товары, выпуск которых приостановлен таможенными органами, являются контрафактными, правообладатель несет ответственность за имущественный вред, причиненных в результате приостановления выпуска товаров декларанту, собственнику, получателю товаров, импортеру, контрактодержателю или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров.

Объекты ИС, в отношении которых принято решение о принятии соответствующих мер, вносятся в таможенный реестр объектов ИС (далее - реестр). За включение в реестр плата не взимается. ГТК России предоставлено право самостоятельно определять порядок ведения реестра и опубликования в своих официальных изданиях перечня объектов ИС, включенных в реестр.

Новой нормой является условие о том, что объект ИС включается в реестр, только если правообладатель обеспечивает исполнение данного им при подаче заявления обязательства о возмещении имущественного вреда способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с действующим механизмом защиты интеллектуальной собственности таможенными органами, постоянно ведется и обновляется реестр объектов интеллектуальной собственности ГТК России (далее - реестр). По состоянию на конец 2003 года в реестре находится около 450 объектов интеллектуальной собственности. Среди объектов интеллектуальной собственности. в отношении которых таможенные органы осуществляют усиленный таможенный контроль, направленный на недопущение нарушений прав интеллектуальной собственности, находятся товарные знаки таких известных иностранных компаний и российский организаций, как Unilever, Pernod Ricard, Caterpillar, Philip Morris, British American Tobacco, Diagio, Martini Baccardi, Hennessy, Ferrero, Рот-Фронт, Красный Октябрь, Русский стандарт и др.

После внесения объекта ИС в реестр соответствующая информация доводится ГТК России по системе таможенных органов (в региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

В настоящий момент в систему таможенных органов входят 7 региональных таможенных управлений (в том числе 2 региональных подразделения) с регионами деятельности, совпадающими с территориями федеральных округов, около 130 таможен, более 500 таможенных постов.

Если таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление и таможенный контроль, выявляет товары, содержащие объекты ИС, внесенные в реестр, и обладающие признаками контрафактных, то по письменному решению начальника данного таможенного органа или лица, его замещающего, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.

Не позднее следующего дня после принятия решения о приостановлении выпуска товаров таможенный орган уведомляет декларанта и правообладателя о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления. Кроме того, таможенный орган сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес правообладателя (его представителя), а правообладателю - наименование(фамилию, имя, отчество) и адрес декларанта.

Правообладателю дается 10 дней для обращения в уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы за защитой своих прав, но на основании мотивированного заявления этот срок может быть продлен еще на
10 дней.

Кодексом предусматривается возможность для правообладателя и декларанта (их представителей) с письменного разрешения таможенного органа брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным способом фиксировать такие товары.

Более того, по запросу правообладателя (его представителя) таможенный орган может предоставить дополнительную информацию, которая может понадобиться правообладателю для доказывания нарушения его прав, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В случае составления протокола об административном правонарушении таможенные органы должны принять меры по изъятию товаров, обладающих признаками контрафактных. Соответственно такие товары не подлежат выпуску до решения суда.

Положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав (ст. 7.12), незаконное использование товарного знака (ст. 14.10), за которые таможенные органы вправе составлять протоколы при обнаружении нарушений указанных прав интеллектуальной собственности.

В период с 01.07.2002 по конец 2003 года было заведено более 120 дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в новой редакции действует в основной своей части с 01.09.2002, а в полной мере с января 2003 года.

Российская Федерация является участником многих конвенций, в том числе определяющих процессуальные вопросы, положения которых должны быть учтены во внутреннем законодательстве. Так, Соглашение TRIPS требует закрепить правоприменительные процедуры, позволяющие эффективно противодействовать любому нарушению прав интеллектуальной собственности, включая срочные предотвращения нарушений, а также сдерживающие их средства защиты. Соглашение предусматривает отдельные требований к процедурам защиты прав: они не должны быть излишне сложными или дорогостоящими, приводить к необоснованному увеличению сроков или неоправданным задержкам. Сторонам в разбирательстве следует предоставлять возможность пересмотра окончательных административных решений.

Учитывая соответствующие положения в АПК РФ наряду с возможностью применения судом традиционных мер, направленных на обеспечение иска, статьей 99 предусмотрено применение предварительных обеспечительных мер, которые необходимы в том числе для защиты правообладателей при обнаружении распространяемых нарушителями контрафактных произведений. Так, арбитражный суд по заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на защиту имущественных интересов заявителя до предъявления иска. Поскольку для предъявления иска необходимы определенные документы, уплата государственной пошлины и выполнение иных формальностей, нарушитель за это время может скрыть контрафактные экземпляры, предпринять иные меры, связанные с невозможностью применения в дальнейшем обеспечительных мер, исполнения решения суда, либо продолжить контрафактную деятельность. В связи с этим для авторов и иных правообладателей очень важно как можно быстрее применить к нарушителю запрещающие меры.

Заявление об обеспечении имущественных интересов подается в арбитражный суд по месту нахождения заявителя либо по месту нахождения денежных средств или иного имущества, в отношении которых заявитель ходатайствует о принятии мер по обеспечению имущественных интересов, либо по месту нарушения прав заявителя.

При подаче заявления об обеспечении имущественных интересов заявитель не должен злоупотреблять предоставленным ему правом, в частности, заявлять безосновательные требования, влекущие ограничение прав должника. Кроме того, недопустимо положение, когда заявитель, добившись обеспечения иска, в дальнейшем передумает и откажется от его подачи, либо когда в принятии иска может быть отказано. Для предотвращения этого статьей 99 АПК РФ предусмотрены следующие меры.

1. При подаче заявления об обеспечении имущественных интересов заявитель представляет в арбитражный суд документ, подтверждающий произведенное встречное обеспечение в размере указанной в заявлении суммы обеспечения имущественных интересов. В случае непредставления указанного документа арбитражный суд вправе предложить заявителю предоставить встречное обеспечение и оставляет заявление об обеспечении имущественных интересов без движения до представления произведенное встречное обеспечение.

2. В определении об обеспечении имущественных интересов арбитражный суд устанавливает срок, не превышающий 15 дней со дня вынесения определения, в течение которого заявитель должен подать исковое заявление по тем требованиям, в связи с которыми судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя. Если заявителем не было подано исковое заявление в срок, установленный в определении арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов, обеспечение отменяется тем же арбитражным судом.

Исковое заявление должно быть подано заявителем в арбитражный суд, который вынес определение об обеспечении имущественных интересов, или в иной суд, о чем заявитель сообщает арбитражному суду, вынесшему указанное определение.

В случае подачи заявителем искового заявления по требованию, в связи с которым арбитражным судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя, эти меры действуют как меры по обеспечению иска.

3. Организация или гражданин, которым обеспечением имущественных интересов до предъявления иска причинены убытки, вправе требовать от заявителя их возмещения, если заявителем в установленный судом срок не было подано исковое заявление по требованию, в связи с которым арбитражным судом были приняты меры по обеспечению его имущественных интересов, или если вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда в иске отказано.

ГПК РФ пока не содержит подобных положений. Однако со временем такие положения должны быть учтены и гражданским процессуальным кодексом.

Согласно статье 72 АПК РФ по правилам, установленным для принятия предварительных обеспечительных мер, арбитражный суд принимает меры и по обеспечению доказательств.

В заявлении должны быть указаны доказательства, которые необходимо обеспечить, обстоятельства, для подтверждения которых необходимы эти доказательства, причины, побудившие обратиться с заявлением об их обеспечении. Эти требования общие. Что касается дел о защите прав интеллектуальной собственности, по-видимому, в суд должны представляться такие документы, подтверждающие обладание правом на соответствующий объект интеллектуальной собственности.

АПК в прямой форме не предусматривает мер обеспечения доказательств, которые могут быть назначены судом. Из числа предусмотренных ст. 91 АПК обеспечительных мер могут быть использованы такие, как наложение ареста на имущество, запрещение совершать определенные действия, касающиеся предмета спора. В то же время содержащийся в законе перечень обеспечительных мер - не исчерпывающий. Арбитражным судом могут быть приняты и иные, помимо перечисленных законом, обеспечительные меры (ч. 1 ст. 91 АПК).

Можно выделить три группы обеспечительных мер, которые могут быть заявлены, например, правообладателем относительно нелицензионного использования программ для ЭВМ:

1) исследование персональных компьютеров с целью выявления содержащегося в их памяти (на жестком диске) программного обеспечения, авторские права на которое принадлежат заявителю, с последующей распечаткой диалоговых панелей содержащихся в памяти компьютеров программ для ЭВМ;

2) истребование документов, подтверждающих право пользования программами для ЭВМ, авторские права на которые принадлежат заявителю;

3) изъятие образцов нелицензионных компакт-дисков, изготавливаемых без разрешения правообладателя.

Следует подчеркнуть, что осмотр компьютерной техники осуществляется с учетом общих требований законодательства, применимых к его проведению. В частности, в осмотре должны участвовать понятые(ст. 39 Федерального закона “Об исполнительном производстве”). В изучении программного обеспечения также желательно участие представителя правообладателя, подавшего заявление, и специалиста по компьютерным программам.

Документальное оформление должно быть максимально детальным. Так, в акте осмотра компьютерной техники недостаточно просто указать родовое определение - компьютер, на котором установлено то или иное программное обеспечение, необходимо также обозначить его конфигурацию, указав номера соответствующих устройств. Обязательно следует указать наименования всех программ, обнаруженных на компьютерах, перечислить все осуществленные с помощью специалиста распечатки, отражающие информацию о содержащихся в памяти компьютеров объектах ИС. Акт проверки должен иметь в качестве приложения указанные распечатки и отчет участвовавшего в ней специалиста.

Не соблюдение указанных рекомендаций приводит к отказу в удовлетворении требований правообладателя к нарушителям в связи с отсутствием надлежащих документов, как было, например, с требованиями компаний “Майкрософт” к АБ “Банк развития предпринимательства” о взыскании 834 900 рублей компенсации за нарушение авторских прав на программы для ЭВМ, взыскании штрафа в доход бюджета, конфискации и уничтожения контрафактных программ для ЭВМ, рассмотренными Арбитражным судом города Москвы.

  1   2   3

Похожие:

Законодательстве в области борьбы с контрафакцией и пиратством iconЗаконодательстве в области борьбы с контрафакцией и пиратством
Охватывает все последние изменения действующего в Российской Федерации законодательства в области защиты интеллектуальной собственности,...
Законодательстве в области борьбы с контрафакцией и пиратством icon2. Исследование уголовно-правовых вопросов борьбы с захватом заложников...
Целью исследования является определение социально-юридической сущности захвата заложников и наказания за данное преступление
Законодательстве в области борьбы с контрафакцией и пиратством icon17 мая – Всемирный день борьбы с гипертонией
Борьбы с Гипертонией учреждён Всемирной лигой борьбы с гипертонией при поддержке воз, он проводится с 2005 года. Основная его задача...
Законодательстве в области борьбы с контрафакцией и пиратством iconПензенской области распоряжение
В целях приведения в соответствии с изменениями в действующем законодательстве Положение об отделе образования Земетчинского района...
Законодательстве в области борьбы с контрафакцией и пиратством iconК всемирному дню борьбы с инсультом
С 2004 года во всем мире по инициативе Всемирной организации здравоохранения 15 мая отмечается День борьбы с инсультом
Законодательстве в области борьбы с контрафакцией и пиратством iconКонсультативный комитет по защите прав Восьмая сессия Женева, 19 – 20 декабря 2012 г
Зитой Тот, Секретарем Секретариата Национального совета по борьбе с контрафакцией, Венгерское ведомство интеллектуальной собственности...
Законодательстве в области борьбы с контрафакцией и пиратством iconВсемирный день борьбы с туберкулёзом
Всемирным днем борьбы с этим заболеванием. Цель Всемирного дня — повысить осведомленность человечества о глобальной эпидемии туберкулеза...
Законодательстве в области борьбы с контрафакцией и пиратством iconК всемирному дню борьбы с аллергией
Всемирный день борьбы с аллергией отмечается 8 июля и впервые был проведен в 2005 году по решению Всемирной организации по аллергии...
Законодательстве в области борьбы с контрафакцией и пиратством iconСамарской области отрадненское управление распоряжение
Об организации и проведении в образовательных учреждениях мероприятий, посвящённых Международному дню борьбы с коррупцией
Законодательстве в области борьбы с контрафакцией и пиратством iconСамарской области отрадненское управление распоряжение
Об организации и проведении в образовательных учреждениях мероприятий, посвящённых Международному дню борьбы с коррупцией
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница