Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «нормативно правовые основы Высшего профессионального образования»




Скачать 251.35 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «нормативно правовые основы Высшего профессионального образования»
Дата публикации16.03.2013
Размер251.35 Kb.
ТипРабочая программа
shkolnie.ru > Право > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра правовых дисциплин


УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГПА»

протокол № ___ от «___» апреля 2012 года

Ученый секретарь академии __________________М.П.Евдокимова




^ РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры правовых дисциплин

« » ______________ 2012года

(протокол № ____)

Зав.кафедрой д.исторических.наук,

к.юридических наук, проф.

_____________А.М.Васильев




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОРМАТИВНО ПРАВОВые основы Высшего профессионального образования»

Для всех научных специальностей (аспирантуры АГПА )
^ Форма обучения очная / заочная
Составитель:

к. пед.наук,доцент

С.А. Рудых

Армавир 2012 г.
Аннотация

рабочей программы учебной дисциплины

«Нормативно-правовые основы высшего профессионального образования»
Целью дисциплины учебного курса «Нормативно-правовые основы высшего профессионального образования» является формирование и дальнейшее совершенствование правовой культуры, правосознания, активной правовой позиции, эффективной профессиональной педагогической деятельности аспирантов .

Дисциплина относится к факультативной дисциплине образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.

В результате изучения дисциплины аспирант должен:

-Знать: правовые и нормативные основы функционирования системы высшего профессионального образования; иметь представление о правовых механизмах функционирования системы высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

-Уметь: использовать правовые знания в учебном процессе; использовать знания правовой культуры в качестве средств воспитания обучающихся; всемерно способствовать формированию этико - правовой культуры

обучающихся.

-Владеть: основами нормативно-правовых знаний организации и деятельности системы высшего профессионального образования.

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 1 зачётную единицу (36 часов):

Основные разделы дисциплины: Раздел 1.Основы образовательного права РФ; Раздел 2.Правовое регулирование педагогических отношений; Раздел 3.Международное образовательное право.

Автор программы :Рудых Сергей Александрович, доцент кафедры правовых дисциплин исторического факультета АГПА.

СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины

«Нормативно-правовые основы высшего профессионального образования»
^ Цель дисциплины Учебный курс «Нормативно-правовые основы высшего профессионального образования» предназначен для решения целого ряда задач по формированию и дальнейшему совершенствованию правовой культуры, правосознания, активной правовой позиции, эффективной профессиональной педагогической деятельности аспирантов .

Основными задачами курса являются:

- изучение структуры системы высшего профессионального образования, функции и взаимосвязь образовательных учреждений различных видов и уровней;

- ознакомление с основными нормативными и законодательными актами, регламентирующими деятельность государственно-управленческих, образовательных, педагогических и воспитательных учреждений;

- формирование способности к организации правозащитной деятельности. направленной на обеспечение прав человека, гражданина, особенно детей; учащейся молодежи и образовательных учреждений.
^ Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к факультативной дисциплины образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.
^ Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины аспирант должен:

Знать:

- правовые и нормативные основы функционирования системы высшего профессионального образования;

- иметь представление о правовых механизмах функционирования системы высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Уметь:

- использовать правовые знания в учебном процессе;

- использовать знания правовой культуры в качестве средств воспитания обучающихся;

- всемерно способствовать формированию этико - правовой культуры

обучающихся.

Владеть:

- основами нормативно-правовых знаний организации и деятельности системы высшего прфессионального образования.
^ Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 1 зачётных единиц (36 часов):


^ Форма обучения

Курс

Семестр

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

Очная

1




36

30

20

10




6

зачет

Заочная

1




36

12

6

6




24

зачет


^ Структура и содержание учебной дисциплины:

Очная форма обучения

^ Наименование разделов дисциплины

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

^ Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Раздел1. Основы образовательного права РФ




16



10



4






2

тестирование

Раздел 2. Правовое регулирование педагогических отношений .



16


8


4





2

тестирование

Раздел 3 Международное образовательное право.




4



2



2






2

тестирование

ИТОГО;

36

20

10




6

зачет


Заочная форма обучения

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Раздел1. Основы образовательного права РФ




14



2



2






10

тестирование

2.

Раздел 2. Правовое регулирование педагогических отношений .




12



2



2






8

тестирование

3.

Раздел 3 Международное образовательное право.



10


2


2





6

тестирование

4

ИТОГО:

36

6

6




24

зачет

^ Содержание учебной дисциплины

(Тематической планирование)
Очная форма обучения


п/п

Тема

Виды учебной работы

Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Самост. работа


1


Раздел 1.

Понятие, предмет и метод образовательного права.

1.Явления образовательного права. Образовательное право как совокупность нормативных правовых актов. Классификатор правовых актов об образовании.

2.Образовательное право как совокупность норм, правил поведения, объединенных в отрасль права.

3.Предмет образовательного права. Метод правового регулирования образовательных отношений.



2










2


Устный

опрос

2

Правовые аспекты государственной политики в области образования.

1.Государственная политика в области образования и ее принципы.

2.Организационная основа государственной политики в области высшего образования. Уровень и содержание высшего образования как основной вопрос государственной политики в области образования.

3.Состояние и основные проблемы развития системы высшего образования. Цели, задачи, сроки и направления реализации и ожидаемые результаты

4.Федеральной программы в области образования.



2




2







устный опрос


3.

.

Система образовательного права.

1.Задачи образовательного права. Функции образовательного права.

2.Структура законодательства об образовании.

3.Развитие образовательного законодательства.



2









Устный

опрос



4.

Особенности правового регулирования, трудовых, имущественных, управленческих и финансовых отношений в системе образования.

1.Общее и особенное в правовом регулировании труда в сфере образования. Право на занятие педагогической деятельностью. Трудовой договор. Особенности оплаты труда педагогических работников. Дисциплина труда в образовательном учреждении. Рабочее время и время отдыха.

2.Имущественные отношения и отношения собственности в сфере образования. Материально-тёхническая база образовательного учреждения.

3.Платные дополнительные образовательные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений. 4.Предпринимательская деятельность образовательного учреждения. Имущественная ответственность образовательного учреждения за некачественное образование.

5.Общая характеристика управленческих отношений. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов в области образования. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием. Компетенция органов местного самоуправления в области образования. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением. Управление негосударственным образовательным учреждением. Органы управления образованием в Российской Федерации. Компетенция Министерства образования РФ. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях.

6.Государственные гарантии приоритетности образования как особенности правового регулирования финансовых отношений в системе образовании. Особенности налогообложения образовательных учреждений.




4



2




Тестирование


5.

Раздел 2.

Правовое регулирование педагогических отношений.

1.Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения. Общие требования к содержанию образования. Общие требования к организации образовательного процесса. Реализация образовательных программ.

2.Документы об образовании. Формы получения образования. Права обучающихся. Их социальная защита и охрана здоровья. Права и обязанности родителей. Права работников образовательных учреждений.



2











Устный опрос

6.

Правовое регулирование педагогических отношений в системе высшего профессионального образования.

1.Задачи высшего профессионального образования. Договор об образовании.

2.Формы обучения. Время образования. Время отдыха. Дисциплина образования. Условия обучения. Итоги обучёния. Документы об образовании. Содержание образования. 3.Государственный образовательный стандарт.

4.Права и обязанности обучающихся. Права и обязанности педагогических работников.

5.Управление. Лицензирование высшего профессионального образования и контроль за его качеством. Государственная аккредитация.

6.Контроль за деятельностью учреждения высшего профессионального образования.



4



2





2


Устный опрос

7.

Правовой статус педагогических работников .

1.Понятие правового статуса педагогических работников учреждения высшего профессионального образования. Права педагогических работников.

2.Обязанности педагогических работников.

3.Ответственность педагогических работников.



2


2





2


Тестирование


8.



Раздел 3
Правовое регулирование единого образовательного пространства стран СНГ, европейских стран и современного мира.
Общая характеристика единого образовательного пространства как предмета правового регулирования. Концепция формирования единого образовательного пространства СНГ. Признание и эквивалентность документов государственного образца об образовании, учетных степенях и учебных званиях государств СНГ. Концепция модельного образовательного кодекса для стран СНГ. Модельный закон об образовании.

3.Правовое регулирование европейского образовательного пространства. Защита прав на образование. Общая эквивалентность периодов университетского обучения. Признание учебных курсов, диплом о высшем образовании и учебных степеней в государственных регионах Европы. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, 11 апреля 1997 г.). парижская хартия для новой Европы (Париж, 21 ноября 1990 г.).

4.Правовое регулирование образовательного пространства современного мира. Правовое регулирования положения детей. Дискриминация в области образования. Правовое регулирования положения преподавателей. Правовое регулирование технического и профессионального образования.


2


2







Тестирование

9

итого: 36

20

10




6





Заочная форма обучения

п/п

Тема

Виды учебной работы

Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Самост. работа


1


Раздел 1.

Понятие, предмет и метод образовательного права.

1.Явления образовательного права. Образовательное право как совокупность нормативных правовых актов. Классификатор правовых актов об образовании.

2.Образовательное право как совокупность норм, правил поведения, объединенных в отрасль права.

3.Предмет образовательного права. Метод правового регулирования образовательных отношений.











3

Собеседован.

2

Правовые аспекты государственной политики в области образования.

1.Государственная политика в области образования и ее принципы.

2.Организационная основа государственной политики в области высшего образования. Уровень и содержание высшего образования как основной вопрос государственной политики в области образования.

3.Состояние и основные проблемы развития системы высшего образования. Цели, задачи, сроки и направления реализации и ожидаемые результаты

4.Федеральной программы в области образования.



2









3


Собеседован.


3.

.

Система образовательного права.

1.Задачи образовательного права. Функции образовательного права.

2.Структура законодательства об образовании.

3.Развитие образовательного законодательства.






2






3



Собеседован.



4.

Особенности правового регулирования, трудовых, имущественных, управленческих и финансовых отношений в системе образования.

1.Общее и особенное в правовом регулировании труда в сфере образования. Право на занятие педагогической деятельностью. Трудовой договор. Особенности оплаты труда педагогических работников. Дисциплина труда в образовательном учреждении. Рабочее время и время отдыха.

2.Имущественные отношения и отношения собственности в сфере образования. Материально-тёхническая база образовательного учреждения.

3.Платные дополнительные образовательные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений. 4.Предпринимательская деятельность образовательного учреждения. Имущественная ответственность образовательного учреждения за некачественное образование.

5.Общая характеристика управленческих отношений. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов в области образования. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием. Компетенция органов местного самоуправления в области образования. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением. Управление негосударственным образовательным учреждением. Органы управления образованием в Российской Федерации. Компетенция Министерства образования РФ. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях.

6.Государственные гарантии приоритетности образования как особенности правового регулирования финансовых отношений в системе образовании. Особенности налогообложения образовательных учреждений.


.
2









3



Собеседован.


5.

Раздел 2.

Правовое регулирование педагогических отношений.

1.Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения. Общие требования к содержанию образования. Общие требования к организации образовательного процесса. Реализация образовательных программ.

2.Документы об образовании. Формы получения образования. Права обучающихся. Их социальная защита и охрана здоровья. Права и обязанности родителей. Права работников образовательных учреждений.












3


Собеседован.

6.

Правовое регулирование педагогических отношений в системе высшего профессионального образования.

1.Задачи высшего профессионального образования. Договор об образовании.

2.Формы обучения. Время образования. Время отдыха. Дисциплина образования. Условия обучения. Итоги обучёния. Документы об образовании. Содержание образования.Программы 3.Государственный образовательный стандарт.

4.Права и обязанности обучающихся. Права и обязанности педагогических работников.

5.Управление. Лицензирование высшего профессионального образования и контроль за его качеством. Государственная аккредитация.

6.Контроль за деятельностью учреждения высшего профессионального образования.






2





3


Собеседован.

7.

Правовой статус педагогических работников .

1.Понятие правового статуса педагогических работников учреждения высшего профессионального образования. Права педагогических работников.

2.Обязанности педагогических работников.

3.Ответственность педагогических работников.



2








3





8.



Раздел 3
Правовое регулирование единого образовательного пространства стран СНГ, европейских стран и современного мира.
Общая характеристика единого образовательного пространства как предмета правового регулирования. Концепция формирования единого образовательного пространства СНГ. Признание и эквивалентность документов государственного образца об образовании, учетных степенях и учебных званиях государств СНГ. Концепция модельного образовательного кодекса для стран СНГ. Модельный закон об образовании.

3.Правовое регулирование европейского образовательного пространства. Защита прав на образование. Общая эквивалентность периодов университетского обучения. Признание учебных курсов, диплом о высшем образовании и учебных степеней в государственных регионах Европы. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, 11 апреля 1997 г.). парижская хартия для новой Европы (Париж, 21 ноября 1990 г.).

4.Правовое регулирование образовательного пространства современного мира. Правовое регулирования положения детей. Дискриминация в области образования. Правовое регулирования положения преподавателей. Правовое регулирование технического и профессионального образования.






2




3

Тестирование

9.

итого : 36

6

6




24





Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
ЛИТЕРАТУРА:,
Основная литература:

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г. - М.. 2012.

2.Федеральный закон « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ,споследующими изменениями 2008 г.

3. Закон РФ «Об образовании» в ред. Федерального закона о: 13 января 1996 г. ,с последующими изменениями 2012г. г,

Дополнительная литература:

1. Всеобщая декларация прав человека, провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принята Советом Европы 4 ноября 1950 г. (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г.. января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г., 11 мая 1994 г.).

3. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. Доклад о положении дел в области образования в мире в 1993 г. Изд-во ЮНЕСКИ, 1903.

4. Европейская конвенция об обшей эквивалентности периодов университетского обучения, принята Советом Европы б ноября 1990 г.

5. Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы, принята 21 декабря 1979 г. государствами региона Европы.

6. Конвенция о признании квалификаций относящихся к высшему образованию в европейском регионе, принята Советом Европы 11 апреля 1997 г.

7. Концепция модельного образовательного кодекса для стран СНГ, утверждена решением Совета глав правительств СНГ 17 января 1997 г.

8. Соглашение государств СНГ о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. - М., 24 ноября 1998 г.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации, . -М., 2012.

10. Гражданский кодек Российской Федерации

11. Семейный кодекс РФ. ,- М.,2012

12. Трудовой кодекс Российской Федерации - М.,2012

13. Налоговый кодекс РФ. - . М.,2012

14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.,2012.
15. Закон РФ « О налоге на прибыль предприятии и организаций» от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (с изменениями 2012 г.).

16. Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. N~ 51-ФЗ

17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов» от 26 июня 1995 г. N~ 610.

18. Постановление Минтруда РФ «О согласовании размеров оплаты труда к тарифно - квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» от 17 августа 1995 г. 46.

19. Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утверждено постановлением Госкомвуза РФ от 27 декабря 1995 г.

20. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, утверждены приказом Минобразования РФ от 23 сентября 1996 г. № 113.

21. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 с изм. от 16 марта 2000 г.

22. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, утверждены приказов Минобразования РФ от 2 марта 2000 г. № 686.

23. О специализациях по специалыностям высшего профессионального образования, письмо Минобразования РФ от 15 марта 1999 г. № 4

24. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ (утверждено постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 26 июня 1993 г. № 597.

25. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. – М, 1997.

26. Бест Ф. Метаморфозы понятия «педагогика» // Перспективы. 1989. № 2

27. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

28. Гуманизация образования \ Отв. ред. И. А. Зимняя. - М., 1996.

29. 3имняя И.А. Комментарий к: Закону РФ «Об образовании». - М., 2009.

30. Комментарий к Типовому положению об образовательном учреждении. - М., 2010.

31. Новые ценности образования. - М., 2011.

32. Оливера К.Э. К теории сравнительной педагогики // Перспективы. 1988. № 2

33. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.

34. Гомпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. - М., 1998.

35. Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М., 1990.

36. Энциклопедия профессионального образования. - М., 1999.

37. Шкатулла В. И. Образовательное право: Учебник для вызов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2010.

38. Шкатулла В.И., Смолин О.Н., Широбоков С.М., Утенков В.М. Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании. - М.: Издание Государственной думы, 1999.

Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:
1. ЭОР; электронные презентации по теме курса в формате программных приложений MS Office Power Point и MS Office Word, ресурсы Интернет (избранных сайтов, например, www.ugatu.ac.ru/ddo/KSE); тестирующая программа (тесты).

2. Для подготовки материала к занятиям преподавателю требуется программный пакет MS Office 2003 и выше, для цифровой обработки сканированных изображений обработки программный пакет Adobe Photoshop 10 или аналогичный.






Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «нормативно правовые основы Высшего профессионального образования» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Дисциплина «Основы профессионального саморазвития педагога» относится к дисциплинам по выбору аспиранта цикла «Обязательные дисциплины»...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «нормативно правовые основы Высшего профессионального образования» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Целью учебной дисциплины является овладение студентами способами эффективного управления собой, формирование мотивации личного и...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «нормативно правовые основы Высшего профессионального образования» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины: подготовка аспирантов к самостоятельному исследованию актуальных проблем теории и теории методике обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «нормативно правовые основы Высшего профессионального образования» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины «Основы педагогического проектирования» формирование знаний и умений проектирования учебно-воспитательного...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «нормативно правовые основы Высшего профессионального образования» iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы информационной безопасности»: 2-е изд., перераб и доп. / Сост. Т. Э. Зульфугарзаде....
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «нормативно правовые основы Высшего профессионального образования» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Методические основы использования арт-терапевтических методов в работе с дошкольниками
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «нормативно правовые основы Высшего профессионального образования» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Целью учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными системами образования за рубежом
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «нормативно правовые основы Высшего профессионального образования» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины – сформировать представление о технологической культуре как универсальном типе, определяющем облик конкретной...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «нормативно правовые основы Высшего профессионального образования» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Этническая толерантность и историческое партнерство
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «нормативно правовые основы Высшего профессионального образования» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница