Тема: «Формирование Древнерусского государства»




Скачать 105.54 Kb.
НазваниеТема: «Формирование Древнерусского государства»
Дата публикации15.10.2014
Размер105.54 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Право > Урок
Урок истории России в 6 классе, посвященный 1150-летию зарождения российской государственности.

Тема: «Формирование Древнерусского государства»

Учебник: А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времен до конца 16 века.

Цель урока: сформировать представление у учащихся о процессе образования Древнерусского государства.

Задачи: - Ознакомить учащихся с процессом формирования, с организацией Древне­русского государства;

- Способствовать развитию аналитических навыков в работе с письменными источниками;

-Воспитывать уважение к историческому прошлому страны.

^ Даты: 862г., 882г.

Основные понятия и термины:

Государство и его признаки, князь, варя­ги, норманнская теория, полюдье.

Оборудование: раздаточные листы с текстами из «Повести временных лет», презентация, карта «Киевская Русь в 9- в начале12 века».

План урока.

  1. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства.

  2. Появление княжеской власти у восточных славян.

  3. Образование государственных центров.

  4. Захват Олегом власти в Киеве

  5. Организация государственной власти в Киевской Руси

Ход урока: Ребята! Знаете ли вы свой день рождения? Любите его отмечать? Надеюсь, что, конечно, да. А как вы думаете, есть ли день рождения у государства? Можно ли сказать, что вчера не было государства, а сегодня оно появилось? Давайте вспомним, что такое государство? (учащиеся отвечают, что государство - это организация управления сообществом людей одной страны (об этом мы говорили в 5 классе на уроках граждановедения и на уроках Древнего мира перед изучением темы «Древний Египет»)) (слайд№2). Понятно, что такая организация в один день не появится, поэтому день рождения государства – момент условный. Мы можем говорить только об образовании государства как о длительном процессе. Тем не менее, сегодня мы с вами будем отмечать день рождения Древнерусского государства, ведь в этом 2012 году ему исполнилось 1150лет.

Тема нашего урока «Формирование Древнерусского государства» (слайд №1,2).

Давайте вспомним, что у любого государства должны быть признаки, и если они есть, значит, есть и государство. У вас на партах лежат листы с таблицей, которую сегодня мы заполним. Она состоит из 3 колонок.

Что мы знаем

Что хотим узнать

Что узнали










Пожалуйста, в первую колонку запишите, какие признаки у государства должны быть (учащиеся могут записать: единая система управления людьми, верховная власть, общая территория с границами, налоги, законы, армия, чиновники, система судопроизводства). Ответы сверяются и дополняются (слайд №3).

Давайте попытаемся заполнить вторую колонку: что мы хотим узнать на нашем уроке. Если ребята затрудняются, можно обыграть это так: в далеком 12 веке монах Нестор в летописи «Повесть временных лет» своё любопытство выразил такими словами:  «Откуда пошла Русская земля,
   кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля»
(слайд№4).Можно эти слова записать во вторую колонку.

Процесс образования государства довольно длительный, но неизбежный. Его проходят все народы в своей истории.

     Вспомните, каким общественным строем жили народы в самом начале своей истории? (Родоплеменной строй). Давайте вспомним названия племен восточных славян и где они жили (учащиеся отвечают и показывают по карте) (слайд№5).

С разложения родоплеменного строя начинается процесс формирования государства.

^ Предпосылки создания Древнерусского государства:

1) В IX веке активную роль в жизни восточных славян стала играть торговля.

Путь «из варяг в греки»: р. Нева - Ладожское озеро - р. Волхов - озеро Ильмень - р. Ловать - волоком до при­токов Днепра - р. Днепр - Черное море. Конечный пункт –

бога­тая Византия (слайды №6,7).

( показать на карте в презентации)

Появились люди, главным занятием которых стала торгов­ля,  купцы.

2) С развитием торговли возникали специальные поселения, куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою до­бычу, а бортники - мед. В дальнейшем эти поселения превраща­лись в города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Любеч - у радимичей, Новгород - у ильмен­ских славян (слайд №8)

3) В города переселились ремесленники (слайд №9).

4) Купцы постоянно опасались нападения со стороны печене­гов - степных кочевников.

5) Купцы стали нанимать для охраны своих су­дов специальных людей, которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял военачальник - князь (слайд№10).

6) Города становились центрами торговли и защиты от врагов.

7) В городах собирались люди из разных мест, племен, по­этому:

- в городе нельзя было жить по племенным традициям;

-князья устанавливали и поддерживали особый порядок жизни в городе;

- постепенно формировались единые для всех правила пове­дения;

- города подчиняли себе близлежащие территории (слайд №11).

Возникали местные княжения, то есть территории, где при­знавалась власть одного князя, так было у полян, славян, дрегови­чей, кривичей, древлян, славян ильменских.

^ Причины создания государства:

- необходимость в появлении нового органа власти, способного регулировать отношения между людьми;

- защита торговых интересов и территории славян от внешних врагов (слайд №12).

Итак, все эти восточнославянские племена объединятся во второй половине 9 века, это будет в сфере их общих интересов. А называться восточнославянское государство будет Киевская Русь. Почему Киевская? Потому что столицей этого молодого государства станет главный город полян – Киев. А почему Русь? Однозначного ответа у историков до сих пор – нет. Предлагаю вам, как молодым историкам, познакомиться с некоторыми теориями на этот счет и выбрать наиболее вам понравившуюся теорию. Задание: прочитать 2 пункт параграфа №3(Появление княжеской власти у восточных славян) и выделить карандашом (знак!) 3 основные идеи, откуда появился термин «Русь», «Росы». Давайте озвучим эти три теории.

Запишите в третью колонку, кто такие норманны, варяги (слайд №13). Также запишите ту теорию, которая вам больше понравилась. А может, у вас свои мысли появились, почему государство славян назвали Русью?

Давайте теперь разберемся, как произошло объединение восточных славян. До середины 9 века каждое племя жило обособленно, но было зависимо от более сильных соседей (слайд №14).

Давайте прочитаем, что писал об этом Нестор в «Повести временных лет»:
Документ №1. В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
   В год 6368 (860).
   В год 6369 (861).
   В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовать (слайд №15)

Вопросы по тексту:

Кому платили дань славянские племена?

-Почему славяне ильменские, чудь и мурома позвали себе князя из варягов?

- Кто пришел княжить в эти земли? Когда это произошло? Когда он стал единственным князем в этих землях? (слайд №16)

Так, в северо-западных землях восточных славян возникло крупное объединение (княжество), центром которого стал город Новгород (слайд №17)

Но нас с вами интересует Киев, центр полян. Этот город на берегу Днепра, по преданию его основали три брата Кий, Щек и Хорив (слайд №18). Поляне платили дань хазарам, это их тяготило. Примерно в это же время (вторая половина 9 века) сюда в Киев прибыли Аскольд и Дир – варяги Рюрика. Варяги освободили полян от хазар. Племя полян с дружиной варягов-русов становилось одним из самых сильных в Поднепровье (слайд №19). Оставалось объединить все восточнославянские племена (слайд №20). Давайте прочитаем, что об этом пишет Нестор в своем историческом труде:

 Документ №2. В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу – родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
   В год 6388 (880).
   В год 6389 (881).
   В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де „мы купцы, идем в Греки от Олега и
княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: „Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: „А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила – за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

(слайд №21) Вопросы по документу:

-в каком году Олег захватил Киев?

-Как вы думаете, почему киевляне не возмутились и не оказали сопротивления Олегу и его дружине?

-Найдите в тексте документа факты, подтверждающие, что у восточных славян во второй половине 9 века сложилось государство? Все ли признаки государства налицо? (слайд №22)

Вывод: во второй 9 века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь. Варяги же в лице Рюрика и Олега встали во главе уже складывающегося Древнерусского государства, ускорив объединение славянских земель.

Давайте запишем в третью колонку даты призвания Рюрика в Новгород и захват Олегом власти в Киеве.

Каково было устройство Древнерусского государства? (слайд №23). Запишите определение полюдья в третью колонку (слайд №24).

^ Подведение итогов. Давайте посмотрим в третьей колонке, что мы узнали на нашем уроке (дети отвечают). Положите листы в тетрадь. А теперь давайте вспомним, с чего начинался наш урок. Мы говорили о дне рождения государства Киевская Русь.

Задание: отгадайте кроссворд и по вертикали вы прочитаете слово – атрибут любого дня рождения (слайд №25)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.Один из князей варягов, «севший править в Изборске».

2.Сбор дани с подвластных племен.

3. Варяжский князь, основал Новгород.

4.Автор «Повести временных лет»

5.Его вместе с Аскольдом убили по приказу Олега.

6.Столица Древнерусского государства.

Должно получиться слово «тортик» (слайд №26)

Поздравляю! Вы все молодцы!

А теперь домашнее задание, оно трёх уровней.

Первый уровень для тех, кто оценивает свои силы на «3»: прочитать параграф №3 и ответить на вопросы 2, 5.

Второй уровень для тех, кто оценивает свои силы на «4»: прочитать параграф №3, ответить на вопросы 5, 6. Почему именно Киев стал столицей древнерусского государства?

Третий уровень для тех, кто оценивает свои силы на «5»: прочитать параграф №3. Напишите сочинение от имени варяга в дружине Олега на тему: «Поход на Киев».

Желаю успеха. Выставление оценок.

^ Методические рекомендации по уроку.

Данный урок является третьим уроком в теме «Русь древняя». Поэтому следует учитывать следующие особенности:

1)учащиеся ещё только начали изучение курса истории России и могут испытывать определённые трудности. Поэтому, я предлагаю провести его в приподнятом настроении - мотивация в проведения праздника дня рождения государства. В конце урока я снова возвращаюсь к дате 1150 лет со дня зарождения российской государственности. Это снимает напряжение и ребята уходят с урока с хорошим настроением. Можно в конце урока подарить маленькие сувениры: открытки с памятной датой и поздравлением, календарики, закладки.

2)большой объём нового материала, поэтому нужно оптимально уложить его в рамках одного урока, не забывая вспоминать уже прошедший материал.

3)Данный урок тесно связан с материалом прошлого года, когда учащиеся уже изучали государства Древнего мира, их появление и развитие. Главное, показать общие черты в образовании древних государств.

4) Классы по уровню восприятия исторического текста могут быть разные, поэтому, документы можно читать вместе вслух, по очереди. Главное, чтобы все учащиеся уловили значение исторических событий.

Я использовала в данном уроке методику критического мышления, когда ребята вспоминают изученный материал, самостоятельно подходят к целям и задачам этого урока, учатся извлекать нужную информацию из исторических документов, учатся критически подходить к тексту, анализировать его. Для этого курса истории и учебника есть рабочие тетради для 6 класса( авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина), можно в конце урока поработать в них или задать на дом часть заданий.

5) вопрос, посвященный норманнской теории возникновения государства Киевская Русь, достаточно сложный. Поэтому, в зависимости от уровня подготовки класса можно этот вопрос упростить: учитель сам кратко рассказывает о точках зрения историков по этой теме; или попросить кого-нибудь из сильных учеников подготовить этот вопрос заранее.

^ Методика выставления оценок.

Данный урок не предполагает проверки домашнего задания из-за большого объема новой информации. Но на уроке учащиеся много работают с текстом, отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд.

Я использую следующую методику выставления оценок за небольшие ответы на уроке. У меня есть специальная тетрадь со списком учащихся, где я ставлю «плюсы» за такие ответы. Когда набирается пять плюсов, я ставлю оценку «пять» за активность на уроке. Это очень активизирует учащихся, особенно в начале учебного года. Если класс большой, и все ребята не успевают ответить пять раз на одном уроке, я выставляю оценку в течение трёх уроков. Если ребёнок набрал лишь 4 «плюса» - оценка «4». Если только два или три «плюса», учащийся получает дополнительное задание – поработать в рабочей тетради на уроке или дома.

Похожие:

Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconМетодические рекомендации тема восточные славяне и образование древнерусского государства
Возникновение Древнерусского государства и дискуссионные вопросы норманской теории
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconФормирование древнерусского государства.(Методическая разработка...
Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак...
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconБилеты по истории россии с древнейших времен до конца XVI века для 6 класса
Формирование Древнерусского государства (предпосылки, причины, внутренняя организация)
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconЭкзаменационные вопросы
Проблема возникновения государства на Руси: основные версии. Этапы становления древнерусского государства в IX – XI вв. Первые русские...
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconКонкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе...
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных...
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconТаблица (внутренняя и внешняя политика первых русских князей)
Возникновение единого Древнерусского государства с центром в Киеве (Киевская Русь)
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconВопросы для приема вступительного экзамена по Отечественной истории (07. 00. 02)
Исторические условия, факторы и предпосылки образования Древнерусского государства «Киевская Русь»
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconОбразование Древнерусского государства. 862
Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Принятие Декрета о мире и Декрета о земле
Тема: «Формирование Древнерусского государства» icon1. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой...
Община – первичная административная ячейка жизни, где доминирует коллективизм жизни, коллективные формы землевладения, когда члены...
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconКурсовая работа по теории государства и права тема: особенности образования...
Взаимодействие гражданского общества и государства в системе правового регулирования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница