Постановление №16 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации




Скачать 62.32 Kb.
НазваниеПостановление №16 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации
Дата публикации16.03.2013
Размер62.32 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Право > Документы

О практике применения ККМ


Постановление № 16 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31 июля 2003 года «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин».

В соответствии с постановлением № 16 Пленума Высшего арбитражного суда Российской федерации, (МРОТ по состоянию на 1 января 2004 года составляет 100 рублей), предусмотрены следующие административные штрафы при продаже товаров и оказание услуг без применения ККТ

  • штраф на граждан в размере от 15 до 20 минимальных окладов: составляет от 1500 до 2000 рублей;

  • штраф на должностных лиц в размере от 30 до 40 минимальных окладов: составляет от 3000 до 4000 рублей;

  • штраф на юридических лиц в размере от 300 до 400 минимальных окладов: составляет от 30000 до 40000 рублей.

На сайте Арбитражного суда города Москвы можно найти судебные дела по вопросам применения контрольно-кассовой техники.
^

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 16
Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации


«О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин»

31 июля 2003 года


В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановляет дать арбитражным судам*(1) следующие разъяснения.


1. В силу статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*(2) продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
При толковании настоящей нормы судам необходимо исходить из того, что указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
В целях соблюдения этого порядка в данном случае организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"*(3), а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 3 Закона*(4).
С учетом изложенного под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена статьями 4 и 5 Закона)*(5);
- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено пунктом 1 статьи 3 Закона).
На основании пункта 5 статьи 3 Закона в случае исключения из названного Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовых машин их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации;
- использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено статьей 4 Закона);
- использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу статей 4 и 5 Закона является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению);
- пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).


2. В соответствии со статьей 1 Закона в настоящее время наряду с контрольно-кассовыми машинами, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт*(6) допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также
программно-технических комплексов.
В связи с этим судам необходимо учитывать, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.


3. Статьей 2 Закона (пункт 1) на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении наличных денежных расчетов применять контрольно-кассовую технику.
Исходя из положений Закона сферой его регулирования являются наличные денежные расчеты, независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги).
Поэтому судам следует иметь в виду, что контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

4. Согласно пункту 2 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Поскольку в силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
До момента издания Правительством Российской Федерации указанных нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Кроме того, как прямо указано в пункте 2 статьи 2 Закона, предусмотренное данной нормой правило действует только в случае оказания услуг населению, т.е. гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя.
5. Пунктом 3 статьи 2 Закона предусмотрен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения вправе производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности.
Поэтому с момента вступления в силу Закона, т.е. с 27.06.03, не подлежит применению Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.07.93 N 745.

6. Рассматривая дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин при продаже гражданам алкогольной и спиртосодержащей продукции, судам необходимо иметь в виду, что указанное нарушение влечет применение ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса, а не частью 3 статьи 14.16.

7. В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Оценивая правомерность применения к индивидуальным предпринимателям административной ответственности, установленной статьей 14.5 Кодекса,
судам следует исходить из того, что поскольку данной статьей не определено иное, названные субъекты несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц.

8. При рассмотрении дел об оспаривании решений административных
органов о привлечении к административной ответственности судам необходимо руководствоваться общим правилом, закрепленным в статье 4.5 Кодекса, в соответствии с которым постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовой машины не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения.

9. Признать утратившим силу постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».

Похожие:

Постановление №16 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации iconЗадачами судопроизводства в арбитражных судах являются
О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса рф, см. Постановление Пленума Высшего...
Постановление №16 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации iconПленум высшего арбитражного суда российской федерации постановление...
Закона Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона "Об...
Постановление №16 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации iconО судебных приставах
Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,...
Постановление №16 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации iconСм графическую копию официальной публикации
См постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской...
Постановление №16 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации iconПрезидиум высшего арбитражного суда российской федерации постановление...
Президиума: Андреевой Т. К., Валявиной Е. Ю., Вышняк Н. Г., Иванниковой Н. П., Исайчева В. Н., Завьяловой Т. В., Козловой О. А.,...
Постановление №16 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации iconПрезидиум высшего арбитражного суда российской федерации постановление...
Президиума: Андреевой Т. К., Амосова С. М., Бациева В. В., Валявиной Е. Ю., Витрянского В. В., Завьяловой Т. В., Иванниковой Н. П.,...
Постановление №16 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации iconИнформационное письмо
Российской Федерации" (далее Закон n 312-фз), Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей...
Постановление №16 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации iconО некоторых вопросах применения законодательства о залоге
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных...
Постановление №16 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации iconСвязанных с рассмотрением дел о банкротстве
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона от 28. 04....
Постановление №16 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации iconПостановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. №5
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница