Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе




НазваниеПонятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Дата публикации14.03.2013
Размер80.8 Kb.
ТипЗакон
shkolnie.ru > Право > Закон
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯhttp://dou75.ru/3/images/stories/kartinki/1.png

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

- ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (в ред. Федерального закона от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ, - Собрание законодательства РФ от 2 июля 2007 г. № 27, ст. 3215);

- социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

- социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

- социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологопедагогических, правовых услуг и материальной помощи, обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ, - Собрание законодательства РФ от 27 декабря 2004 г. № 52 (ч. 1), ст. 5274);

- социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ, - Собрание законодательства РФ от 27 декабря 2004 г. № 52 (ч. 1), ст. 5274);

- отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;

- организации отдыха детей и их оздоровления - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (абзацы восьмой и девятый внесены Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ, - Собрание законодательства РФ от 27 декабря 2004 г. № 52 (ч. 1), ст. 5274).

Статья 2.Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

В статье 39 Конституции говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и социальную защиту детей.http://dou75.ru/3/images/stories/kartinki/2.png

^ По статье 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Наконец, статья 60 указывает на то, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Данный перечень статей говорит о том, что в России права ребенка находятся на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей.

Семейный Кодекс Российской Федерации также является основным документом, регулирующим права ребенка России, так как в нем, в целях усиления гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних» Конвенция защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) - // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, №2.

В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет.

Предусмотрено обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка требуется также при восстановлении в родительских правах родителей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения, в приемную семью.

Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства. В Кодекс включена глава о приемной семье (гл. 21) - принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без родителей.

Активизировалась законотворческая деятельность в субъектах РФ. Кроме многочисленных постановлений глав администрации краев и областей правительств республик о мерах по выполнению федеральных законов, на местах разрабатываются и принимаются в пределах их компетенции законодательные акты, направленные на усиление социально-правовой защиты детей.

Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

^ 1.2 Классификация прав несовершеннолетних

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

  1. К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

  2. Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.

  3. К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.

  4. Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.

  5. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

  6. И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

http://dou75.ru/3/images/stories/kartinki/3.jpg

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Одни из этих отношений, регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих) Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями 28.12.2004).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе, при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Похожие:

Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе iconСтатья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия
Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе iconСтатья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия
Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе iconСтатья основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе
Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской...
Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе iconСтатья основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской...
Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе iconСтатья Сфера действия настоящего Федерального закона Статья Основные...
Статья Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе iconКыргызской Республики «Об охоте и охотничьем хозяйстве»
Общие положения Статья Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе iconСтатья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе iconСтатья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе iconСтатья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе iconСтатья Понятия, используемые в настоящем областном законе
О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница