Законодательная база




Скачать 124.04 Kb.
НазваниеЗаконодательная база
Дата публикации11.03.2013
Размер124.04 Kb.
ТипЗакон
shkolnie.ru > Право > Закон
Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников образовательных учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и лишь внимательное общение с ребенком, его родителями, знание социальной ситуации развития ребенка может выявить жестокое обращение с детьми.

^ Законодательная база

Государственная политика в области детства базируется на общепризнанных международных нормах:

Декларация прав ребенка, утвержденная ассамблеей организации объединенных наций 20 ноября1959 г., провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», «ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации» (принцип 9).

^ Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 г., ратифицирована СССР 2 сентября 1990 г.) устанавливает
приоритетность «интересов детей перед интересами государства» и предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения: «Статья 37: Государства - участники обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

^ Всемирной Медицинской Ассамблеей в 1984 т. принято, а затем в
1992 г. дополнено Заявление о пренебрежении родительским долгом и жестоком
обращении с детьми. Пренебрежение родительским долгом рассматривается в данном документе как неспособность родителей или других людей, несущих по закону ответственность за ребенка, обеспечить удовлетворение его нужд и адекватный уход за ним.

Главным актом признания Российским государством своих обязательств перед
детьми стало принятие Федерального закона «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»
(от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ), устанавливающего основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Данным документом ребенок определен как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) и впервые введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». К ним
отнесены и такие дети, как жертвы насилия и дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Согласно статье 63 ^ Семейного кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года) «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».

^ Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

^ Факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого обращения с детьми (параметры характеристики ребенка или его семьи):

  • неполные, многодетные, приемные семьи;

  • низкий уровень жизни семьи, социальные проблемы, бытовая неустроенность (малообеспеченность, наличие безработных членов, отсутствие или стесненные квартирные условия и т. д.);

  • внутрисемейные отношения родителей;

  • антисоциальный способ жизнедеятельности семьи, где имеет место алкоголизм родителей, употребление наркотиков, проституция и т. д.;

  • низкий уровень педагогической культуры родителей;

  • традиционные методы воспитания с применением физических наказаний, использованием авторитарных принципов, избыточности дисциплинарных форм;

  • психическое нездоровье родителей, других членов семьи;

  • неумение взрослых управлять эмоциями в стрессовом состоянии;

  • нежеланный ребенок, или имеющий особенности физического,умственного развития, какие-либо девиации в поведении;

  • отягощенная наследственность ребенка;

  • психологические особенности ребенка;

  • кризисы данного детского возраста;

  • гиперактивность ребенка.

Виды жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие-любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Жестокое обращение с детьми можно условно разделить на 2 категории: острое и хроническое жестокое обращение с детьми.

К острому жестокому обращению с детьми относятся внезапно выявленные факты физического или сексуального насилия.

^ Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие, физическое и психическое здоровье. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

^ Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей;

  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;

• нарушен эмоционально-психологический климат(частые ссоры, скандалы,
отсутствие уважения друг к другу);

• родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью,
потерей работы, экономическим кризисом и др.;

• родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их
возрасту и уровню развития;

• дети имеют особенности: соматические или психические заболевания,
гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

^ Признаками физического насилия над ребенком являются:

• Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки
пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и
заживающие).

• Задержка физического развития (отставание в весе и росте).

• Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

^ Характерные особенности поведения родителей или законных представителей, по которым можно предположить физические меры воспитательного воздействия:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей и желание внести ясность в происшедшее;

  • обвинение в травмах самого ребенка;

  • позднее обращение или не обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

  • невнимание, отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

  • отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

  • больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка;

  • неадекватность реакции на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

• рассказы о том, как их наказывали в детстве;

• признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических
черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

^ Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если в поведении ребенка присутствуют следующие признаки:

младший школьный возраст

• отсутствие сопротивления пассивная реакция на боль;

  • болезненное отношение к замечаниям, критике;

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

• псевдо взрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых):

  • негативизм, агрессивность;

  • лживость, воровство;

• жестокость по отношению к животным;

• склонность к поджогам;

  • стремление скрыть причину повреждения и травм;

  • одиночество, отсутствие друзей;

• боязнь идти домой после школы;

подростковый возраст:

  • побеги из дома;

  • суицидальные попытки (попытки самоубийства);

  • девиантное (криминальное или антиобщественное) поведение

  • употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств

К особенностям поведения ребенка при психическом насилии относятся:

  • беспокойство или тревожность;

  • нарушение сна;

  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;

  • склонность к уединению;

  • агрессивность;

  • чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

  • угрозы или попытки самоубийства;

  • неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

  • плохая ^успеваемость:

  • низкая самооценка;

  • нарушение аппетита;

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

  • Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

  • Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

  • Постоянное сверхкритичное отношение к нему;

  • Негативная характеристика ребенка;

  • Отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником:

  • Перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых;

  • Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку;

Алгоритм действий специалистов ОУ в случае появления жалоб ребенка на насилие, а также при наличии травм специфического характера, позволяющих заподозрить факт насилия

• Сообщить руководителю образовательного учреждения.

  • Показать ребенка врачу, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи, обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями - специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования).

  • Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.

  • При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства МО.

  • Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем.

• При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей
берутся объяснения в письменном виде, предупреждение об уголовной
ответственности, в дальнейшем - устанавливается контроль за физическим и
психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутришкольный
контроль).

  • При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения родители предупреждаются на Совете профилактики (педагогическом Совете школы) об ответственности за совершаемые действия.



  • При неэффективности этих мер информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.


^ Алгоритм действий специалистов ОУ в случае установления факта наличия острой ситуации психического насилия по отношению к ребенку

  • Оказать психологическую помощь ребенку, не оставлять его одного, без наблюдения взрослых до разрешения ситуации и приведения ребенка в адекватное психологическое состояние;

  • Сообщить родителям или другим законным представителям о состоянии ребенка;

  • Получить у родителей (законных представителей) разъяснения по поводу психологического состояния ребенка, опасного для его жизни и здоровья;

  • При адекватной реакции родителей сообщить координаты центров и учреждений, которые могут оказать помощь в данной ситуации;

  • Контролировать разрешение ситуации через контакт с родителем и/ или ребенком;

  • При неадекватной реакции родителей сообщить о данной ситуации в органы защиты прав детей с выяснением возможности дальнейшего помещения ребенка в больницу или приют до разрешения ситуации;

Особенности вида и поведения детей, основными нуждами которых пренебрегают родители или лица их заменяющие:

> Внешние проявления:

  • Утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

  • Одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

  • Нечистоплотность, несвежий запах.

> Физические признаки:

  • Отставание в весе и росте от сверстников;

  • Педикулез, чесотка;

  • Частые «несчастные случаи», гнойные и хронические инфекционные заболевания;

  • Запущенный кариес;

  • Отсутствие надлежащих прививок;

  • Задержка речевого и психического развития.

> Особенности поведения:

  • Постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

  • Неумение играть;

  • Постоянный поиск внимания/участия;

  • Частые пропуски школьных занятий;

  • Крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере, агрессивен или замкнут, апатичен, гиперактивен или подавлен, неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

  • Склонность к поджогам, жестокость к животным;

При выявлении данных проблем у ребенка, необходимо дифференцировать наличие этих проблем, как особенности личности ребенка, которые родители стремятся нивелировать с помощью различных медико-психолого-педагогических мер, от психологического насилия или пренебрежения нуждами ребенка, в результате чего развились данные состояния. Для этого рекомендуется:

  • Выявить и зафиксировать у ребенка наличие проблемы (например, заикание или отставание в развитие);

  • Сообщить родителям о выявленной проблеме и выяснить, какие меры предприняты для ее разрешения;

  • При адекватности принимаемых мер предложить родителям дополнительную медицинскую (психологическую, социальную) помощь, которой располагает данное учреждение;

  • При выявлении недостаточности принимаемых мер предложить родителям перечень мер по разрешению конкретных проблем (например, при неуспеваемости у ребенка. обращение к невропатологу, психиатру, логопеду, на МПК);

  • Проконтролировать выполняемость рекомендаций;

  • При наличии положительной динамики - продолжать оказание поддержки семье;

  • При отсутствии положительной динамики из-за сопротивления(отказа) со стороны родителей заниматься данными проблемами, вызвать родителей на совет по профилактике (педсовет) с повторным разъяснением выявленных проблем у ребенка и сообщением о наличие ответственности родителей за физическое и психологическое состояние ребенка;

• При неэффективности данных мер сообщить информацию в органы опеки, КДН и 3П.


^ Алгоритм деятельности специалистов образовательного учреждения в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком

  • Каждый работник ОУ обязан немедленно письменно сообщить об этом руководителю ОУ.

  • Информируются родители (законные представители).

  • Руководитель самостоятельно, или по его поручению педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.

  • Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.

  • При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком ,письменно информируются прокуратура и ОДН, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей:

^ Органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

Комиссию по делам несовершеннолетних и органы внутренних дел - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение; о выявленном случае.

^ Основные задачи руководителей образовательных учреждений и других учреждений системы профилактики:

  • Проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;

  • Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;

  • Оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;

  • Проводить работу по реабилитации жертв насилия.

Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание оперативной помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту.

Похожие:

Законодательная база iconСписок примерных тем для рефератов и компьютерных работ
Атмосфера: состав, основные процессы, источники загрязнения, нормативно-законодательная база
Законодательная база iconЗаконодательная база сертификации
Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается
Законодательная база iconРазъяснение подготовлено Программным офисом Управления ООН по наркотикам...
В настоящее время в рк несовершенная законодательная, нормативная правовая база для внедрения программы озт
Законодательная база iconПрограмма деятельности литературно-драматической студии патриотического...
Законодательная база духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников
Законодательная база iconЗаконодательная база для разработки программы развития школы
Цели, задачи и основные направления программы социально-экономического развития оу на период до 2018г
Законодательная база icon2. Законодательная база бжд. Структура управления бжд в Украине
Объем работы не должен превышать 6 8 страниц. В конце работы необходимо предоставить перечень использованной литературы, заключение...
Законодательная база iconБ законодательная, исполнительная, судебная; в законодательная, избирательная, судебная
Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления
Законодательная база iconПрогнозирование и планирование государственных закупок. Внесение...
«О размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для государственных и муни­ципальных нужд» (далее —...
Законодательная база iconЗаконодательная техника

Законодательная база iconМатериально-техническая база колледжа
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница