Скачать 33.95 Kb.
|
Теория социальной работы: Учебное пособие \ Под ред. д.ф.н., проф. Е.П. Агапова. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и К»; Ростов н\Д: Наука-Спектр, 2011. – 280 с. С. 257-259. Подготовка социальных работников в России и за рубежом Первые учебные заведения, осуществлявшие подготовку социальных работников, создавались благотворительными организациями. Так, в Англии курсы по подготовке социальных работников были созданы в 1896 г. Обществом организации благотворительности, действовавшим в Лондоне. Практически одновременно с ними аналогичные курсы появились в Германии. Их создание стало возможным благодаря Алисе Саломон, в деятельности которой благотворительность сочеталась с феминизмом. В Соединенных Штатах Америки начало подготовке социальных работников было положено благотворительными организациями, действовавшими в Нью-Йорке и Чикаго. В 1898 г. возникла Нью-Йоркская школа филантропии, предназначенная для дружеских посетителей и других волонтеров. Ставшая впоследствии Школой социальной работы Колумбийского университета, она разработала программу одногодичного обучения для тех, кто занимался помощью нуждающимся. Такую же программу предлагала Чикагская школа гражданского права и филантропии, созданная в 1903 г. Грэмом Тейлором и его коллегами. Со временем она стала подразделением Чикагского университета, получившим название Школы управления социальным обслуживанием. Не на один, а уже на два года была рассчитана программа обучения, которую предлагал всем желающим Институт развития социального благосостояния, открытый в 1899 г. в Амстердаме. Открытие этого института, символизировавшее переход к профессионализму в деле помощи нуждающимся, ускорило процесс создания учебных заведений, которые занимались подготовкой социальных работников. В настоящее время в Соединенных Штатах Америки более четырехсот университетов и колледжей предлагают программы, по которым осуществляется подготовка социальных работников. Они выпускают специалистов трех уровней — бакалавров, магистров и докторов. Степень бакалавра присваивается после четырех лет обучения, а магистра — после шести. Что касается степени доктора, то для ее получения необходимо учиться еще два года. Кроме того, американские колледжи предлагают двухгодичные программы подготовки технического персонала, используемого в социальной работе. Подготовка социальных работников в Великобритании предполагает не одну, а несколько моделей. Выбор учащегося зависит от его образовательного уровня. Выпускникам средней школы предлагаются четырехгодичные курсы на звание бакалавра, а выпускникам высших учебных заведений — двухгодичные курсы и годичная аспирантура. Что касается тех, кто не закончил высшее учебное заведение, то для них предусмотрены двух- или трехгодичные курсы. Последние десятилетия в Великобритании характеризуются увеличением приема в учебные заведения, которые занимаются подготовкой социальных работников. Подготовку социальных работников в Германии осуществляют два типа учебных заведений — университеты и колледжи. В них принимаются те, кто закончили 12 классов средней школы. Ежегодно несколько тысяч человек пополняют учебные заведения, занимающиеся подготовкой социальных работников. Рассчитанная на четыре года, эта подготовка включает в себя как теоретический курс, так и годичную практику. В России социальная работа как профессия существует с 1991 г., когда в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Министерства труда СССР были внесены дополнения. В этих дополнениях характеризовались пять новых должностей — социального работника, педагога-организатора, социального педагога, заведующего отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и специалиста по социальной работе. Различаясь должностными обязанностями и квалификационными требованиями, они образовывали иерархию в рамках профессии социального работника. В 1991 г. началась подготовка социальных работников, центрами которой стали университеты, а также педагогические и медицинские институты. Кроме того, социальная педагогика приобрела статус научной специальности. Обучение социальной работе в России ведется в настоящее вредя почти по пятидесяти специализациям, которые условно можно разделить на группы управленческих специализаций, специализации работы в определенной социальной области, специализации работы с конкретными группами населения, а также специализации по технологиям социальной работы. Его координирующим центром стал Российский государственный социальный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по образованию в области социальной работы. Большинство российских вузов готовят специалистов по социальной работе, но в связи с Болонским процессом происходит постепенный переход на подготовку бакалавров и магистров. Кроме того, существует возможность получения профессии социального работника и в рамках среднего специального (профессионального) образования. |
![]() | Учебное пособие \ Под ред д. ф н., проф. Е. П. Агапова. М.: Издательско-торговая... Теория социальной работы: Учебное пособие \ Под ред д ф н., проф. Е. П. Агапова. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и... | ![]() | Учебное пособие \ Под ред д. ф н., проф. Е. П. Агапова. М.: Издательско-торговая... Теория социальной работы: Учебное пособие \ Под ред д ф н., проф. Е. П. Агапова. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и... |
![]() | Учебное пособие \ Под ред д. ф н., проф. Е. П. Агапова. М.: Издательско-торговая... Теория социальной работы: Учебное пособие \ Под ред д ф н., проф. Е. П. Агапова. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и... | ![]() | Учебное пособие \ Под ред д. ф н., проф. Е. П. Агапова. М.: Издательско-торговая... Теория социальной работы: Учебное пособие \ Под ред д ф н., проф. Е. П. Агапова. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и... |
![]() | Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д. п н., проф. Н. Ф.... Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д п н., проф. Н. Ф. Басова. – 2-е изд перераб и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация... | ![]() | Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д. п н., проф. Н. Ф.... Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д п н., проф. Н. Ф. Басова. – 2-е изд перераб и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация... |
![]() | Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д. п н., проф. Н. Ф.... Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д п н., проф. Н. Ф. Басова. – 2-е изд перераб и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация... | ![]() | Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д. п н., проф. Н. Ф.... Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д п н., проф. Н. Ф. Басова. – 2-е изд перераб и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация... |
![]() | Основные труды профессорско-преподавательского состава Ерусланова Р. И., Емельянова Ф. Н., Кондратьева Р. А., Пенсионное обеспечение в России: Учебное пособие / Под общ ред проф. Р. И.... | ![]() | Учебное пособие Электронный вариант (без рисунков, картин и портретов)... Занимательная философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 128 с |