Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ




Скачать 311.88 Kb.
НазваниеОрганизация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ
страница1/3
Дата публикации09.09.2014
Размер311.88 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Право > Документы
  1   2   3


Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ
В.М.Корякин, доктор юридических наук, профессор кафедры Военного университета

karyakin@yahoo.com

В статье проведен сравнительно-правовой анализ организации антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны и других органах государственной власти, выявлены проблемы. Предложены пути их решения

Антикоррупционная экспертиза, Минобороны, органы государственной власти, сравнительно-правовой анализ

1. Правовое регулирование антикоррупционной экспертизы

Прошедший 2009 г. и начало 2010 г. ознаменованы активным нормотворчеством в области создания нормативной базы осуществления антикоррупционной деятельности в Российской Федерации. Важное место в правовой регламентации указанной деятельности принадлежит правовым актам об антикоррупционной экспертизе законодательства.

На общефедеральном уровне правовую основу проведения экспертизы правовых актов на коррупциогенность составляют:

– Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

– постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, которым утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов1.

В развитие указанных актов во многих федеральных органах государственной власти, включая Минобороны России, приняты соответствующие ведомственные правовые акты, регламентирующие порядок проведения антикоррупционной экспертизы. По состоянию на март 2010 г. такие акты приняты в 20 органах государственной власти (см. приложение № 1).

Соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие проведение антикоррупционной экспертизы законодательства, приняты также в субъектах Российской Федерации.

Так, например, в Москве по данному вопросу действуют:

– Порядок проведения в Московской городской Думе антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов города Москвы и поправок к ним, утвержденный постановлением Московской городской Думы от 7 октября 2009 г. № 333;

– Правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов в органах исполнительной власти города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 2 июня 2009 г. № 513-ПП;

– Правила проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 2 июня 2009 г. № 513-ПП.

Сравнительно-правовому анализу указанных нормативных документов посвящена настоящая статья. Проведение такого анализа необходимо для того, чтобы использовать опыт организации антикоррупционной экспертизы правовых актов в других государственных органах для совершенствования этой деятельности в Минобороны России.

^ 2. Объекты антикоррупционной экспертизы

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1180 в Минобороны России организовано проведение антикоррупционной экспертизы, объектом которой являются нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации и проекты таких актов. При анализе содержания указанного приказа и утвержденного им Порядка проведения антикоррупционной экспертизы обращает на себя внимание то обстоятельство, что вопросы проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов Минобороны России урегулированы достаточно подробно. Эта экспертиза проводится в обязательном порядке Главным правовым управлением Министерства обороны Российской Федерации одновременно с правовой экспертизой до представления проектов на подпись Министру обороны Российской Федерации.

Что же касается антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов, то этот вопрос урегулирован, по сути, лишь одной фразой: такая экспертиза проводится при мониторинге их применения и по указанию Министра обороны Российской Федерации. По нашему мнению, из указанной весьма неопределенно сформулированной нормы отнюдь не вытекает обязательность такой экспертизы. Да и само понятие «мониторинг применения нормативных актов» неясен, поскольку ни в одном правовом акте данное понятие не раскрывается; правовая база мониторинга правоприменения находится только еще в стадии разработки2.

В других федеральных органах исполнительной власти данная проблема разрешается несколько иначе. Так, в нормативных актах, определяющих порядок проведения антикоррупционной экспертизы в Министерстве образования и науки Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 7 октября 2009 г. № 375), в Федеральном агентстве связи (приказ Россвязи от 28 октября 2009 г. № 265), в Федеральной службе по оборонному заказу (приказ Рособоронзаказа от 23 ноября 2009 г. № 389), в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (приказ Минпромторга России от 17 ноября 2009 г. № 1038), имеются специальные разделы, посвященные проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов указанных федеральных органов исполнительной власти, принятых до введения обязательной антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов.

Заслуживает внимания порядок проведения антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов в Минэкономразвития России и МИД России.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 23 ноября 2009 г. № 482 при мониторинге правоприменения осуществляются: а) сбор информации о практике применения нормативных правовых актов; б) непрерывное наблюдение за применением нормативных правовых актов; в) анализ и оценка получаемой информации о практике применения нормативных правовых актов и результатов наблюдения за их применением. В случае, если, по мнению структурного подразделения Минэкономразвития России, проводившего мониторинг, в нормативных правовых актах содержатся коррупциогенные факторы, такое структурное подразделение в течение трех рабочих дней направляет указанные нормативные правовые акты в правовой департамент на антикоррупционную экспертизу. По результатам антикоррупционной экспертизы подготавливается заключение с указанием всех выявленных коррупциогенных факторов и выработкой предложений по способам их устранения, в том числе по внесению изменений в нормативные правовые акты. На основании заключения и с учетом заключений независимых экспертов разрабатывается проект соответствующего нормативного правового акта, устраняющего выявленные коррупциогенные факторы.

В МИД России мониторинг применения нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов поставлен на плановую основу: согласно приказу МИД России от 16 ноября 2009 г. № 19990 Юридической службой ежегодно должен разрабатываться План мониторинга нормативных правовых актов МИД России, который утверждается Министром иностранных дел Российской Федерации не позднее 31 декабря соответствующего года.

Как представляется, указанный опыт может быть использован в Минобороны России.

Другая проблема, связанная с определением предмета антикоррупционной экспертизы, заключается в неясности вопроса о том, каким образом должна проводиться антикоррупционная экспертиза других правовых актов, разрабатываемых органами военного управления.

Эта проблема имеет две стороны.

Во-первых, в приказе Министра обороны Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1180 не сказано ни слова о том, как и кем должна проводиться антикоррупционная экспертиза правовых актов, издаваемых главными и центральными управлениями и департаментами Минобороны России, главными командованиями видов и командованиями родов войск Вооруженных Сил, управлениями военных округов и флотов и т.д.

Во-вторых, как известно, Минобороны России в пределах своей компетенции активно участвует в разработке законопроектов, проектов указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. Об антикоррупционной экспертизе этих проектов в приказе Министра обороны Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1180 также ничего не говорится.

Если обратиться к приказу Минюста России от 18 мая 2009 г. № 136 «Об организации работы по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», то можно убедиться, что на Минюст России возлагается проведение антикоррупционной экспертизы разработанных федеральными органами исполнительной власти проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов, поправок к ним. Получается, что вся ответственность за выявление коррупциогенных факторов в проектах указанных документов, подготовленных Минобороны России, возлагается на Минюст России, а военное ведомство здесь как бы ни причем.

В целях устранения этой явной нелепицы представляется целесообразным Порядок проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1180, дополнить нормой о том, что все разрабатываемые в Минобороны России документы, направляемые в Минюст России, а не только проекты приказов Министра обороны Российской Федерации, должны проходить обязательную антикоррупционную экспертизу в Главном правовом управлении Министерства обороны Российской Федерации.

^ 3. Субъекты антикоррупционной экспертизы

Отдельно следует остановиться на вопросе о том, на какие структурные подразделения и на каких должностных лиц возлагается обязанность проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Как уже указывалось выше, в Минобороны России эта функция возложена на Главное правовое управление Министерства обороны Российской Федерации. Аналогичным образом решается данный вопрос в иных государственных органах: ответственными за выполнение данной работы определены соответствующие юридические подразделения этих органов (юридические службы, юридические и правовые департаменты, юридические и правовые управления, отделы правового обеспечения и т.п.).

При анализе Порядка проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1180, обращает на себя внимание то обстоятельство, что на органы военного управления, являющиеся разработчиками соответствующих проектов правовых актов, не возлагается обязанность самостоятельного предварительного проведения антикоррупционной экспертизы подготовленных ими проектов документов перед их направлением на правовую и антикоррупционную экспертизу в Главное правовое управление Министерства обороны Российской Федерации. По нашему мнению, этот факт можно отнести к числу недостатков анализируемого документа.

В связи с этим заслуживает внимания практика проведения антикоррупционной экспертизы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Согласно Методическим рекомендациям по антикоррупционной экспертизе правовых актов (проектов правовых актов) Роспатента, утвержденным приказом Роспатента от 27 октября 2009 г. № 151, ответственность за наличие в проектах документов коррупциогенных норм возлагается на руководителей структурных подразделений, являющихся разработчиками документов. При визировании листа согласования руководитель структурного подразделения – разработчика документа должен сделать краткую аннотацию к проектам документов, которая должна содержать запись «Коррупциогенные нормы отсутствуют» и заверить ее личной подписью.

Введение аналогичной нормы в приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1180 позволило бы существенно повысить ответственность разработчиков проектов правовых актов за недопущение включения коррупциогенных норм в разрабатываемые ими проекты. Тем более, что есть кому организовывать данную работу на профессиональной основе, поскольку в органах военного управления, соединениях, воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил созданы и функционируют подразделения (отдельные должности) юридической службы в целях обеспечения законности в их деятельности, оказания им правовой помощи, защиты прав и законных интересов. В связи с этим предлагается внести в Положение о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 100, изменения и дополнения в части, касающейся возложения на все подразделения юридической службы вплоть до низового звена обязанности по организации работы по антикоррупционной экспертизе правовых актов и их проектов.

Кроме того, нуждается в доработке и Наставление по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 10, в части дополнения его специальным разделом об антикоррупционной экспертизе правовых актов и их проектов как неотъемлемой составной части правовой работы в Вооруженных Силах.

^ 4. Независимая антикоррупционная экспертиза

Весьма важной стороной рассматриваемой темы является проведение независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов и учет ее результатов государственными органами3.

Для организации этой работы должно быть обеспечено главное условие: доступ независимых экспертов к информации о разрабатываемых государственными органами проектах правовых актов. В этих целях предусматривается размещение проектов правовых актов на интернет-сайтах соответствующих государственных органов. В большинстве из перечисленных в приложении № 1 к настоящей публикации ведомственных нормативных правовых актах содержатся нормы о порядке размещения проектов нормативных правовых актов в сети Интернет, а также о порядке рассмотрения поступивших в соответствующие органы заключений независимых экспертов и их учета при доработке проектов нормативных правовых актов.

Так, например, в Федеральной службе по тарифам установлено правило, что разработанный структурным подразделением ФСТ России проект нормативного правового акта представляется в Юридическое управление ФСТ России на правовую экспертизу и одновременно представляется копия данного проекта с визами структурного подразделения ФСТ России, разработавшего проект нормативного правового акта, в пресс-центр (на бумажном и электронном носителях) для размещения на официальном сайте ФСТ России с целью проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Пресс-центр ФСТ России размещает проект нормативного правового акта на официальном сайте ФСТ России в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления структурным подразделением ФСТ России, ответственным за разработку проекта нормативного правового акта, на правовую экспертизу в Юридическое управление ФСТ России. Проекты нормативных правовых актов размещаются на сайте на срок 10 дней (приказ ФСТ России от 12 ноября 2009 г. № 299).

В Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации действует порядок, согласно которому для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов Минприроды России, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, Департамент Министерства, ответственный за подготовку указанных проектов, обеспечивает их размещение на официальном сайте Минприроды России в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в Правовой департамент Минприроды России. При этом на сайте Минприроды России указывается адрес электронной почты для направления экспертных заключений, а также срок проведения независимой экспертизы, который составляет 7 дней (приказ Минприроды России от 3 ноября 2009 г. № 363).

В Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации размещение проектов документов Росграницы для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность осуществляется на официальном интернет-сайте Росграницы по адресу www.rosgranitsa.ru в подразделе «проекты нормативных правовых актов Росграницы» раздела «Нормативно-правовая база». Структурное подразделение – разработчик проекта документа обеспечивает размещение его на сайте в течение рабочего дня, соответствующего дню направления проекта документа на согласование в государственные органы и организации. Одновременно на сайте размещается информация о сроке проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, который не может быть меньше срока, установленного для рассмотрения проекта документа заинтересованными государственными органами и организациями. Если проект не подлежит согласованию с государственными органами и организациями, то структурное подразделение, разработавшее проект документа, в течение рабочего дня, соответствующего дню направления проекта документа в Правовое управление Росграницы, обеспечивает размещение на сайте проекта документа и информации о сроке проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, который не может составлять менее 7 дней (приказ Росграницы от 2 ноября 2009 г. № 172).

В Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям действует Порядок направления и размещения проектов нормативных правовых актов Роспечати на официальном сайте Роспечати для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность в целях предупреждения включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению таких положений на стадии их подготовки (приказ Роспечати от 11 июня 2009 г. № 165).

Примерно такой же с некоторыми вариациями порядок размещения проектов нормативных актов в сети Интернет действует в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (приказ ФФОМС России от 4 мая 2009 г. № 94), в Федеральном агентстве связи (приказ Россвязи от 28 октября 2009 г. № 265), в Государственной фельдъегерской службе (приказ ГФС России от 21 октября 2009 г. № 318), ряде других государственных органов.

Наряду с правилами размещения информации о проектах нормативных правовых актов в сети Интернет многими ведомственными правовыми актами установлены правила рассмотрения поступивших заключений о результатах независимой антикоррупционной экспертизы и их учета при доработке проектов нормативных правовых актов.

Наиболее четко и подробно данный порядок урегулирован в Федеральной службе по тарифам. Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) ФСТ России, утвержденным приказом ФСТ России от 12 ноября 2009 г. № 299, установлено, что при поступлении заключений по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы проводится совещание у заместителя Руководителя ФСТ России, курирующего соответствующее направление деятельности, с участием структурного подразделения ФСТ России, ответственного за разработку проекта нормативного правового акта, и Юридического управления ФСТ России. По результатам совещания структурное подразделение ФСТ России – разработчик проекта нормативного правового акта составляет протокол совещания, в котором отражается мотивированная позиция по итогам рассмотрения независимых заключений, согласованная с Юридическим управлением ФСТ России. По результатам рассмотрения независимого заключения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, подписанный Руководителем ФСТ России, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторах. Мотивированный ответ подготавливается структурным подразделением ФСТ России, ответственным за разработку проекта нормативного правового акта, с участием Юридического управления ФСТ России. ФСТ России рассматривает независимое заключение в тридцатидневный срок со дня его получения.

Мы намеренно уделили в настоящей статье достаточно большое место вопросу независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Это обусловлено тем, что, в Минобороны России порядок размещения в сети Интернет информации о разрабатываемых проектах правовых актов не установлен, а учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов в нормативном порядке не урегулирован. В этом можно без труда убедиться, ознакомившись с текстом Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов Минобороны России, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1180. По нашему мнению, отсутствие в данном приказе норм о независимой антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов является его наиболее серьезным изъяном. Поэтому он нуждается в серьезной доработке. При этом следует использовать опыт других федеральных органов исполнительной власти, о котором шла речь выше.

Следует, правда отметить, что на официальном сайте Минобороны России по адресу www.mil.ru можно ознакомиться с проектами приказов Министра обороны Российской Федерации. Однако для неискушенного пользователя остается непонятым, для чего они там размещаются, поскольку официальная информация по этому поводу отсутствует. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что проекты приказов размещаются на сайте Минобороны России, начиная с мая 2009 г. с нарастающим итогом. Большинство из них давно уже приняты, стали действующими, официально опубликованы для всеобщего сведения, однако по-прежнему остаются в разделе сайта «проекты». Во избежание недоразумений и путаницы целесообразно было бы использовать практику, которая действует в других федеральных органах исполнительной власти: структурное подразделение, ответственное за подготовку проекта правового акта, не позднее следующего дня после его государственной регистрации в Минюсте России представляет информацию о государственной регистрации проекта акта в подразделение, ответственное за размещение на сайте, после чего проекты нормативных правовых актов и иных документов подлежат снятию (удалению) с официального сайта соответствующего государственного органа.

Еще один очень серьезный недостаток, связанный с размещением на официальном сайте Минобороны России проектов приказов Министра обороны Российской Федерации, состоит в том, что некоторые из них публикуются на сайте в усеченном виде, что не позволяет провести их полноценную независимую антикоррупционную экспертизу. Вот наглядный тому пример. В предпоследний день 2009 года на сайте Минобороны России был размещен проект приказа Министра обороны Российской Федерации «Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи гражданам, имеющим право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, в 2010 году за счет ассигнований федерального бюджета». Как следует из текста указанного проекта приказа, им должны быть утверждены пять очень важных документов, включая Перечень видов высокотехнологичных видов медицинской помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации, имеющим право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета в 2010 году, и Порядок направления граждан Российской Федерации, имеющих право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации в военно-медицинские учреждения Министерства обороны Российской Федерации для оказания видов высокотехнологичных видов медицинской помощи. Однако ни одно из приложений к проекту приказа на сайте не опубликовано. Возникает вопрос: для каких целей размещен указанный проект на сайте Минобороны России, если возможности ознакомиться с его полным текстом не имеется?
  1   2   3

Похожие:

Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ iconМетодические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы...
Цель методических рекомендаций – совершенствование практики применения методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных...
Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ iconЗакон от 17 июля 2009 г. N 172-фз "Об антикоррупционной экспертизе...
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов...
Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ iconПостановление от 31 августа 2009 г n 307 об утверждении порядка проведения...
В соответствии с федеральными законами от 25 декабря 2008 года n 273-фз "О противодействии коррупции", от 17 июля 2009 года n 172-фз...
Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ iconПравовой механизм проведения антикоррупционной экспертизы нормативных...
Зорин О. Л., соискатель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета
Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ iconДоклад на тему: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
В нем определены цели проведения экспертизы, принципы ее организации, устанавливается перечень нормативных правовых актов и их проектов,...
Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ iconМуниципального образования муниципальный округ озеро долгое решение
Фз «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства...
Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ iconО проведении экспертизы муниципальных правовых актов Волотовского...
Да №172-фз «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Уставом Волотовского...
Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ iconПензенской области постановление
Об утверждении Порядка направления проектов нормативных правовых актов и принятых правовых актов Администрации Пачелмского района...
Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ iconРешени е
Утвердить Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, проектов муниципальных...
Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно-правовой анализ iconА дминистрация холмского городского поселения
«Об утверждении Положения о порядке предоставления проектов и принятых нормативных правовых актов администрации Холмского городского...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница