Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)




Скачать 108.46 Kb.
НазваниеВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Дата публикации08.09.2014
Размер108.46 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Право > Конкурс
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование.

Название работы: Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии.

Автор: Коровкина Наталья Викторовна

Место выполнения работы: МАДОУ- детский сад присмотра и оздоровления № 233 г. Екатеринбург

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развёрнутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Всё это поможет малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам, быть уверенным в себе, в своих силах. Правильная и богатая устная речь расширяет возможности ребёнка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.

При произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определённому звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи.

Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы обратились к необычному и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики- использованию биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.

Термин «бионергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.В.Курис, биоэнергия-это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика-плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой одна из инновационных технологий, которая используется в логопедии.

В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами бионергопластики предложили использовать А.В.Ястребова и О.И.Лазаренко.Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей. Авторы рекомендуют использовать артикуляционные упражнения для развития гибкости и подвижности отдельных частей артикуляционного аппарата. Движения рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти.

Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР, при которых наблюдается полиморфное нарушение произношения многих групп звуков. Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание,мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Таким образом,применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений ,что значительно увеличивает эффективность гимнастики ,способствуют развитию артикуляционной ,пальчиковой моторики ,совершенствованию координации движений ,развитию памяти, внимания мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме

«Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Цель: закрепить навык правильного произношения звука р в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • развивать артикуляционную моторику

  • развивать фонематический слух

  • учить произносить звук р в слогах, словах, предложениях.

  • развивать слуховое, зрительное внимание

  • закреплять навыки языкового анализа и синтеза

  • активизировать словарь по теме «Домашние животные»

  • развивать зрительно-пространственные функции

  • формировать навыки самоконтроля

Оборудование и материалы :индивидуальное зеркало ,предметные и сюжетные картинки по теме «Домашние животные» ,буквы ,слоги ,перфокарта, карточка для выполнения графического диктанта, ручка, карандаш.

^ Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Сегодня у нас на занятии будет необычный гость. Какой? Угадай, выполнив задание.

Графический диктант «Щенок»

Следуя инструкции, нарисуй по клеткам контурное изображение, назови получившийся рисунок:

2 клетки вправо;1-вверх;1-вправо;4-вниз;2-вправо;2-вверх;2-вправо;1-вниз;1-влево;5-вниз;2-влево;1-вверх;1-вправо;1-вверх,2-влево;2-вниз;2-влево;1-вверх;1-вправо;4-вверх;2-влево;2-вверх.

Мокрый носик, милый взгляд,

Ушки домиком стоят.

Вас приветствует щенок,

А зовут его дружок.

Л. Разумова

^ Определение темы занятия

Логопед. Как рычит щенок?(р-р-р.)Какой звук он произносит?9звук р).Сегодня на занятии мы будем закреплять звук р.

Характеристика звука р.(Согласный твёрдый звонкий.)

Артикуляция звука р.(При произнесении звука р губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.)

^ Выполнение гимнастики с биоэнергопластикой

  1. Качели

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счёт «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,поочерёдно касаться бугорков за верхними и за нижними передними зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 5-6 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
На качелях мы качались,

высоко вверх поднимались,

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Очень крепко ты держись.

^ Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счёт «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счёт «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5.Повторить 5-6 раз.


2.Лошадка

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу. Под счёт от 1 до 10 ритмично и сильно щёлкать языком. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 6-7 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
К нам лошадка прискакала,

Стук копыт мы услыхали,

Вверх поднимем язычок

И поскачем на лужок.

^ Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения,4 пальца сомкнуты с большим пальцем.

Под счёт от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 6-7 раз.



3.Гармошка

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, широко открыть рот, щёлкнуть языком и присосать к нёбу. На счёт «два», «три», «четыре», «пять», «шесть» опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая язык от нёба .При этом рот открыт ,язык не опускается. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 6.Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 4-5 раз.

Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Раз, два, три, четыре-

Ротик мы открыли шире.

Три, четыре, пять, шесть-

У нас гармошка есть.

^ Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, все пальцы сомкнуты и согнуты в нижних фалангах в форме «ковшика», ладонь направлена вниз. Под счёт от 1 до 6 по очереди выпрямлять и сгибать пальцы в такт артикуляционным движениям. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 4-5 раз.


4.Расчёска

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения. На счёт «один» провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счёт «два» выполнить аналогичное движение. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить 5-6 раз.


^ 5.Чистим зубы

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5.На счёт «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5.Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 6-7 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Мы, конечно ,очень любим

Аккуратно чистить зубы.

Раз, два, три, четыре ,пять-

Будем ротик полоскать.

^ Описание движений кисти и пальцев рук.

Исходное положение-кисть находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счёт «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5.На счёт «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону ,считая от 1 до 5.Пальцы поднятой вверх или опущенной вниз ладони указывают на верхнее или нижнее положение языка. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счёт от 1 до 5.Выполнять упражнение 6-7 раз.


6.Грибок

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к нёбу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10.Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить 4-5 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Вверх подняли язычок,

Стал похож он на грибок.

Мы подержим так немножко,

А затем потянем ножку.

^ Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счёт «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счёт от 1 до 10,затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить 4-5 раз.



7.Маляр

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» широко открыть рот, кончиком языка упереться в альвеолы за верхними передними зубами. На счёт «два» немного продвинуть язык по нёбу в направлении от зубов к горлу. Проводить языком по нёбу под счёт от 1 до 4.На счёт «пять»-вернуть язык в исходное положение. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 4-5 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Наведём порядок в доме

И поможем маме.

Кисточки возьмём мы в руки,

Всё покрасим сами.

^ Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. На счёт «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счёт «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.


^ Произнесение изолированного звука р.

Логопед. Дружок приглашает порычать вместе с ним.
Игровое упражнение «Произнеси звук».

Произнеси р тихо ,а затем громко, длительно, а затем коротко.
^ Произнесение в слогах.

Логопед. А теперь пропой за Дружком песенки- « рычалки».

Игровое упражнение «Цепочки слогов».

Запомни и повтори слоги: ра-ро-ру-ры,ро-ру-ры-ра,ру-ры-ра-ро,ры-ра-ро-ру.

^ Развитие фонематического слуха.

Логопед. У Дружка много друзей, которые живут около дома человека и приносят человеку пользу. Как мы назовём этих животных?(домашние животные)
^ Игровое упражнение «Найди слова с заданным звуком».

Хлопни, когда услышишь названия животных со звуком р:кошка,корова,козёл,овца,баран,свинья,кролик,боров,конь.
^ Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед. Вчера у щенка был день рождения. Он пригласил к себе кошку, пса, корову, коня. Хочешь узнать, как их звали?
^ Игровое упражнение «Собери слово».

Собери из букв клички домашних животных:

Р-у-к-а-М

х-а-у-ж-Р-ы

с-о-б-Б-а-р

к-о-н-В-о-о-р
Физкультминутка.

Логопед. А теперь Дружок приглашает тебя на полянку-отдохнуть и поиграть.

Исходное положение: на ковре, сидя на корточках, глаза закрыты.
Солнышко проснулось, ^ Глаза открыть.

Лучами потянулось, Встать, потянуться.

Раскрылись почки, Развести руки в стороны.

Распустились листочки. Сжимать и разжимать пальцы рук.

Да и ты не зевай, ^ Повороты вправо,влево.

Солнышку щёчки подставляй. Наклоны головы.
Развитие слогового анализа и синтеза.

Логопед. На праздник кошка Мурка, пёс Барбос, корова Рыжуха и конь Воронок подарили Дружку подарки-игрушки. А какие это были подарки, узнаешь, выполнив задание.
^ Игровое упражнение «Прочитай, запомни, назови».

Прочитай слова, запомни их, назови слова в порядке увеличения количества слогов: робот(2),шар(1),пирамидка(4),барабан(3).
^ Автоматизация звука р в предложении. Восстановление деформированного предложения.

Логопед. Дружок ходит в первый класс «лесной школы». Он умеет читать и писать. Щенок написал несколько предложений о себе, но некоторые слова в предложении пропали.

^ Игровое упражнение «Найди пропущенное слово».

Восстанови предложения, вставь пропущенные слова.
Дружок…кость.

Щенок грозно…на врагов.

Песик…за рыбкой в пруд.

Дружок спросонок… по двору.

Слова для справок: бродит, прыгает, грызёт ,рычит.

Итог занятия.

Логопед. Щенок Дружок прощается с тобой.

Мы с тобой играли вместе,

Было очень интересно!

Гав-тебя благодарю,

А ещё-гав-гав-люблю!

Что больше всего понравилось на занятии? Какой звук закрепляли в произношении?

Похожие:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет...
Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconПрофессиональные конкурс работников образования всероссийский интернет...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница