Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак Людмила Алексеевна) Цели




Скачать 56.71 Kb.
НазваниеФормирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак Людмила Алексеевна) Цели
Дата публикации22.03.2014
Размер56.71 Kb.
ТипМетодическая разработка
shkolnie.ru > Право > Методическая разработка
Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории.6класс.МБОУ г.Иркутска СОШ№67 .Учитель:Шестак Людмила Алексеевна)

Цели:1.Выяснить,что явилось предпосылками,а что причинами создания Древнерусского государства.2.Исследовать процесс формирования государства у восточных славян.Воссоздать внутреннюю организацию Древнерусского государства.3.Проанализировать разные теории происхождения государства в истрической науке.Оборудование:карта»Киевская Русь в 9-12вв.».

Основные понятия и термины: государство,князь варяги,норманнская теория.полюдье.купцы.

^ Ход урока:1.Актуализация знаний:провести дифференцированно.Вопросы и задания:а)Покажите на карте место расселения восточных славян.б)Сравните общественное устройство у варваров и восточных славян (общее и различия).в)Сравните верования у древних варваров и восточных славян.г)Дайте характеристику соседям восточных славян.д)Как строились взаимоотношения Хазарского каганата с восточными славянами.е)Чем привлекала восточных славян Византия.2)Проблема:Где начало всех начал русской истории.Это вопрос всех вопросов и важная проблема.над решением которой работали самые лучшие умы исторической науки. И к решению этой проблемы мы также приступим сегодня на уроке.Работа со словарем над термином»государство».Учитель обращает внимание на определение»государство»-параграф3с.23)Процесс образования государства довольно длительный период,но неизбежный.Его проходят все народы в своей истории.Вопрос:Вспомните.какие общественные отношения вы наблюдали у народов на заре своей истории.(Родоплеменные)Вывод 1 группы после работы с картой:с разложением родоплеменного строя начинается процесс формирования государства.Предпосылки создания Древнерусского государства:1)В 9 веке активную роль в жизни восточных славян стала играть торговля.Путь «из варяг в греки»:р.Нева-Ладожское озеро-р.Волхов -озеро Ильмень-р.Ловать-волоком до притоков Днепра(есть предположение о том,что суда строили на колесах)-р.Днепр-Черное(Русское) море-богатая Византия.Показ по картеРабота в к/к.2группа: главным занятием стала торговля.С развитием торговли возникли специальные поселения,куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою добычу, а бортники-мед.В дальнейшем эти поселения превратились в города:Киев-у полян,Чернигов-у северян,Смоленск и Полоцк-у кривичей,Любеч-у радимичей.Новгород-у ильменских словен.В города переселились ремесленники.Купцы постоянно опасались нападения со стороны печенегов-степных кочевников.Купцы стали нанимать и вооружать для охраны своих складов и судов специальных людей,которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял военачальник-князь.Города становились центрами торговли;защиты от внешних врагов.В городах собирались люди из разных,племенпоэтому:в городе нельзя было жить по племенным традициям;постепенно вырабатывались единые для всех правила поведения;право устанавливать и поддерживать порядок,осуществлять власть переходило к князьям;города подчиняли себе близлежащие территории.Возникали местные княжения,то есть территории,где признавалась власть одного князя,так было у полян,славян,дреговичей,кривичей,древлян,ильменских славян.3 группа:Причной создания Древнерусского государства явилась общая военная угроза.У восточнославянских племен были опасные соседи:на юге-низовья Волги занимал Хазарский Каганат,ему подчинялись и платили дань поляне,северяне,радимичи,вятичи;на севере:набеги совершали варяги-»северные люди»Скандинавского полуострова,Дании,Северной Германии.Северные славянские и финно-угорские племена,славяне новгородские,кривичи,чудь,меря были подчинены варягам и обложены данью.4 группа.-»Варяги в Восточной Европе»-1.Показ на карте территории,где жили»северные люди» или норманны.Они жили в Скандинавии,на севере Европы.Племена чудь и меря платили дань норманнам,также им платили дань кривичи и ильменские славяне.Название «рось»,»русь»,»роутси» пошло от финно-угорских племен Прибалтики.Они так называли норманнов,а впоследствии их так стали называть иславяне.Русы-часть норманнов,которая осела в землях восточных славвян.Русы постоянно смешивавались с местным населением.Города восточных славян нанимали за плату вооруженные отряды русов с военачальником-князем.Именно славяне стали называть наемных воинов варягами.Варяги были хорошими мореплавателями и имели богатый военный опыт.Работа с учебником(коллективно);ответить на вопрос:Чем занимались варяги на земляхвосточных славян;Ответ: из руководителей наемных отрядов варяжские князья превращались во властителей.Они устанавливали для населения высокую дань.Следовательно,перед такой серьезной оласностью складывается мощный военный союз племенных объединений.В итоге восточные славяне изгнали за моря и перестали платить им дань.Племена не смогли удержатьвнутренний мир,они даже начали вооруженные столкновения друг с другом.Одновременно восточные славяне оказались перед внешней угрозой с юга-Хазарский каганат стремился взять под контроль выход к Балтийскому морю.Работа с документом»Повесть временных лет».4группа.Решение проблемы.какую роль в появлении двух государственных центров восточных славян сыграли варяги;можно ли считать,что они были создателями Древнерусского государства.Ответ:согласно»Повести...»,представители всех племен собрались на вече и решили направить послов к варягам с просьбой-прийти и править.На приглашение откликнулся варяжский конунг(князь),Рюрик.Он обосновался в г.Ладоге;в северо-западных землях возникло княжество с центром в г.Новгороде-его построил Рюрик.На юге появились варяжские князья Аскольд и Дир,они шли «на греки».По пути они зашли в город,раскинувшийся на трех холмах,-это был центр полян-Киев,жители его платили дань хазарам.Поляне пригласили в город варягов,которые помогли им-освободили от хазарской зависимости.В Киеве стали княжить Аскольд и Дир.Работа с картой:учащиеся показывают на карте два государственных центра-Киев и Новгород.В них правили варяжские князья.Отмечают в к\к.5 группа-после смерти Рюрика власть перешла в руки его родственника Олега.В данный период происходит важное событие,которое представляет начальную точку истории Киевской Руси.В соответствии с документом в 882 году новгородский князь Олег решил захватить Киев.По пути он взял Смоленск,Любеч и посадил в этих городах наместников.Из Киева хитростью Олег выманил князей Аскольда и Дира и убил их.Работа с иллюстрацией»Убийство Олегом Аскольда и Дира».Киев стал»матерью городов русских»-столицей земель Олега.Олег совершает ряд походов на древлян,северян,радимичей,которые платили дань хазарам.Эти племена перестали платить дань хазарам и подчинились Киеву.В результате объединения двух центров восточных славян:южного-во главе с Киевом,северного-во главе с Новгородом,образовалось государство Русь с центром в Киев-Киевская Русь.Работа с картой-учащиеся находят территорию Киевской Руси вконце 9 века.Границы отмечают на к/к.6 группа:политическое правление государством «Киевская Русь»осуществлялось от имени Киевского Великого князя,такой титул принял Олег.Он опирался на дружину:князь советовался с дружиной.дружинники жили с князем в одном доме.Племена,признавшие власть Киева заключили с Великим князем договор,по которому они обязались платить дань.С ноября по апрель киевский князь и дружина объезжали свои земли и собирали дань-полюдье.В случае войны племена обязаны были предоставлять князю свое ополчение,руководимое воеводой(второе лицо после князя).В городских центрах важные вопросы решало вече.Итак,в конце 9 века сложилось государство востточных славян-Русь.Процесс формирования государства был закономерным,это результат изменений,происшедших во внутренней жизни восточнославянских племен,ускоренный внешним фактором-нападениемварягов на северо-западные земли и хазар-на южные.7группа.»Анализ норманнской теории в исторической науке»:монах Нестор в летописи «Повесть временных лет» сообщает,что после того,как северные славянские и финно-угорские племена разбили варягов,между ними начались разногласия и конфликты.На общем вече всех племен было решено пригласить варягов княжить.Откликнулся Рюрик.Он основал г. Новгород и стал там княжить.В исторической науке появилась норманнская теория,которая приписывала в зщаслугу варягам создание государства у славян. Некоторые историки 18-19 веков рассматривали этот факт как доказательство отсталости,государственной несостоятельности славян,их неполноценности.Но значительная часть историков возражает против норманнской теории,указывает на то,что:Рюрика пригласили княжить,значит,у славян уже сложилась эта форма государственности;варяги находились на такой же ступени развития,что и славяне,значит, не могли дать им более высокой формы государственности;Рюрика пригласили княжить в город,а наличие городов косвенно указывает на наличие государственности.РЕФЛЕКСИЯ:Какие предпосылки для создания государства имелись у славян в 9 веке;(запись в тетради);Покажите торговый путь «из варяг в греки»(контурные кпрты);Определите важные задачи государства.(фронтально).;Как управлялось Древнерусского государство.(схема в тетрадях).ИТОГИ.Домашнее задание:параграф3,ответить на вопросы.Подготовить сообщения по темам:1)Деятельность князя Олега(внутренняя и внешняя политика).2)Деятельность князя Игоря(внутренняя и внешняя политика).4)Деятельность князя Святослава (внутрення и внешняя политика).

Похожие:

Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак Людмила Алексеевна) Цели iconКонкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе...
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных...
Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак Людмила Алексеевна) Цели iconМетодическая разработка открытого урока по истории: «Образование...
Данный урок по истории является открытым и входит в блок: «Раннее средневековье. V – X вв». Урок имеет целью расширение и закрепление...
Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак Людмила Алексеевна) Цели iconМетодическая разработка серии уроков, ведущих к теме «Классификация понятий» Класс
Автор: Склярова Евгения Александровна, учитель информатики и заместитель директора по икт в мбоу г. Иркутска сош №18
Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак Людмила Алексеевна) Цели iconМетодическая разработка интеллектуальной игры «Сталинградская битва»
Чернова Евгения Анатольевна, учитель истории и обществознания мбоу «сош №5» г. Мыски Кемеровской области
Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак Людмила Алексеевна) Цели iconРазработка урока информатики в 8 классе по теме «Интернет глобальное добро»
Автор: Дымченко Людмила Анатольевна, учитель информатики мбоу «Турунтаевская сош», вторая квалификационная категория
Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак Людмила Алексеевна) Цели iconМетодическая разработка урока истории в 8 классе по специальной (коррекционной)...
Методическая разработка урока истории в 8 классе по специальной (коррекционной) программе VIII вида
Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак Людмила Алексеевна) Цели iconМетодическая разработка урока истории Тема
Формирование чувства уважения и гордости к истории России путем акцентирования внимания на событиях 1812 года
Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак Людмила Алексеевна) Цели iconТема: «Формирование Древнерусского государства»
Урок истории России в 6 классе, посвященный 1150-летию зарождения российской государственности
Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак Людмила Алексеевна) Цели iconЛитература Класс: 6 Дата: 30. 11. 2012 г. Учитель
Учитель: Мартышко Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы мбоу «Сайгатинская сош»
Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак Людмила Алексеевна) Цели iconМетодическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «Политический...
Автор: Варлапова Ольга Васильевна, учитель обществознания мбоу сош №65, г. Пензы, учитель высшей категории
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница