Доклад «Взаимодействие между организациями по коллективному управлению правами и государственными органами»




Скачать 162.79 Kb.
НазваниеДоклад «Взаимодействие между организациями по коллективному управлению правами и государственными органами»
Дата публикации22.03.2014
Размер162.79 Kb.
ТипДоклад
shkolnie.ru > Право > Доклад


ДОКЛАД

«Взаимодействие между организациями по коллективному управлению правами и государственными органами»
Прежде всего, я хотела бы приветствовать участников и гостей Национального семинара, а также поблагодарить за предоставленную возможность выступить здесь его организатора, Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), которая действует в тесном сотрудничестве с Российской Государственной Академией Интеллектуальной Собственности (РГАИС) и Торгово-промышленной палатой РФ.
Тема моего доклада «Взаимодействие организаций по коллективному управлению правами с государственными органами».

Поскольку я представляю здесь Российское Авторское Общество (РАО), крупнейшую и старейшую российскую организацию по коллективному управлению правами, тема будет рассмотрена на примере и с позиций нашей организации.
Итак, взаимодействие организаций по коллективному управлению с государственными органами может быть очень разнообразным. Однако можно выделить два основных аспекта такого взаимодействия.

С одной стороны, это контроль и надзор. Государственные органы осуществляют надзор и контроль за аккредитованными организациями по коллективному управлению правами, которым государство вверило интересы неограниченного круга правообладателей на территории России. С другой стороны, это сотрудничество и содействие. Органы власти, к компетенции которых относится состояние сферы охраны авторских и смежных прав, и в том числе сферы коллективного управления правами, заинтересованы в сотрудничестве с организациями по коллективному управлению правами, направленном на защиту авторских и смежных прав, укрепление системы их охраны и распространение правовой культуры в обществе.
Прежде чем более подробно раскрывать вопросы взаимодействия РАО с государственными органами, хотелось бы кратко дать представление об организациях по управлению правами в России и сказать несколько слов о нашей организации.

В настоящее время коллективное управление в России, как и в других странах мира, в целом направлено на то, чтобы способствовать эффективному осуществлению прав авторов и иных правообладателей и содействовать законному использованию результатов интеллектуальной деятельности.

В современном обществе коллективное управление правами рассматривается как одно из самых эффективных средств обеспечения уважения к используемым произведениям и объектам смежных прав и справедливого вознаграждения за творческий труд по созданию указанных результатов интеллектуальной деятельности.

^

В то же время, коллективное управление позволяет публике получить быстрый доступ к постоянно возрастающему мировому культурному достоянию.

В Российской Федерации законодательная основа деятельности организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, определена в нормах части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторского права и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда законом допускается использование объектов авторского права и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.

^

Основными функциями таких организаций являются:

- заключение с пользователями лицензионных договоров и договоров о выплате вознаграждения;

- сбор вознаграждения, предусмотренного указанными договорами;

- распределение и выплата собранного вознаграждения правообладателям.


Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме.

Аналогичная система коллективного управления имущественными правами авторов и субъектов смежных прав существует во всем мире.

Для возможности представления интересов зарубежных правообладателей на территории России, а российских – за рубежом, между российскими и зарубежными организациями по управлению правами на коллективной основе заключаются двусторонние договоры о взаимном представительстве интересов.

Правовой основой для этого служит норма той же статьи 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, где указано, что основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе.

Национальные организации по управлению правами на коллективной основе связаны между собой не только двусторонними соглашениями, но и членством в международных неправительственных организациях, которые объединяют их, исходя из категорий правообладателей, которых они представляют.

Организации, управляющие правами авторов, являются членами Международной Конфедерации Обществ Авторов и Композиторов (СИЗАК). Указанная Конфедерация является международной неправительственной организацией, членами которой являются 225 авторских общества из 118 стран мира. В итоге СИЗАК представляет более 2,5 миллионов создателей и издателей художественных произведений всех видов искусств, включая музыку, драматургию, литературу, фотографию, изобразительное искусство. Главная задача СИЗАК – расширение признания и совершенствование охраны прав авторов путем укрепления международной сети авторских обществ, осуществления представительства интересов всех творцов и их обществ на международной арене.

Организации по управлению правам субъектов смежных прав также объединены между собой членством в различных неправительственных общественных организациях: IFPI (Международная федерация индустрии звукозаписи), SCAPR (Совет Обществ по коллективному управлению правами исполнителей) и некоторых других.

Помимо полномочий, основанных на договоре с правообладателем или с организацией по управления правами на коллективной основе, организация по управлению правами может осуществлять так называемое «расширенное» коллективное управление правами после получения государственной аккредитации.

Согласно пункту 3 статьи 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры о передаче полномочий по управлению правами, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

В соответствии со статьей 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в следующих сферах коллективного управления:

1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6 - 8 пункта 2 статьи 1270);

2) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263);

3) управление правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (статья 1293);

4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245);

5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326);

6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326).

По подпунктам 1 и 2 указанной статьи государственная аккредитация была предоставлена Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» (РАО).

По подпункту 3 той же статьи государственную аккредитацию получило Некоммерческое партнерство «Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства» (НП «УПРАВИС»).

По подпункту 4 статьи 1244 ГК РФ государственную аккредитацию получила Общероссийская общественная организация «Российский Союз Правообладателей» (РСП).

По подпунктам 5 и 6 статьи 1244 ГК РФ государственная аккредитация была предоставлена Общероссийской общественной организации «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС).
^ Несколько слов о РАО.

РАО было создано авторами в 1993 году, является негосударственной некоммерческой организацией, правопреемником предыдущих организаций, в частности Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП). С 1993 года РАО является членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК).

РАО осуществляет управление авторскими правами на коллективной основе (сбор, распределение и выплату вознаграждения) в соответствии с четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации.

Управление правами авторов, наследников и иных правообладателей РАО осуществляет на основании договоров о передаче соответствующих полномочий. Число таких договоров с российскими правообладателями по состоянию на конец 2011г. составило более 27 000.

Также РАО представляет интересы иностранных правообладателей на основании договоров о взаимном представительстве интересов, заключаемых с аналогичными иностранными авторскими обществами. На данный момент РАО заключено 182 договора о взаимном представительстве интересов со 117 аналогичными иностранными организациями в 68 странах мира.

Можно заключить, что РАО представляет на территории России в области музыки интересы практически всех российских авторов и интересы около двух миллионов зарубежных правообладателей.

С 2008 года РАО является аккредитованной государством организацией в соответствии с подпунктом 1 и 2 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ, а на основании аккредитации РАО представляет интересы неограниченного круга правообладателей.

Реализуя свои полномочия, РАО заключает лицензионные договоры и договоры о выплате авторского вознаграждения с различными категориями пользователей:

  • театрами,

  • концертными площадками,

  • магазинами,

  • ресторанами,

  • телерадиокомпаниями,

  • кинотеатрами

  • и многими другими.

Свои функции РАО осуществляет через широкую филиальную сеть на всей территории РФ, работу организации на сегодняшний день обеспечивают свыше 520 специалистов и около 280 инспекторов.
^ Контроль и надзор за деятельностью аккредитованных организаций по коллективному управлению правами со стороны органов власти.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1244 ГК РФ аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти. До середины 2011 года функции такого органа выполняла Росохранкультура, в настоящее время контрольные полномочия переданы Министерству культуры Российской Федерации.

Кроме того, аккредитованная организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о своей деятельности. Форма отчета устанавливается тем же уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
^ Взаимодействие и сотрудничество аккредитованных организаций с государственными органами.

В деятельности РАО, как и многих других аккредитованных организаций, наиболее остро стоит проблема массового уклонения пользователей, использующих охраняемые произведения в своей деятельности, от выплаты авторского вознаграждения.

Мы постоянно проводим работу по выявлению новых пользователей, проводим переговоры с ними о необходимости получения разрешений на использование произведений и заключения договоров, предпринимаем конкретные меры по пресечению и противодействию бездоговорного использования произведений, прибегаем к судебным процедурам, инициируем возбуждение дел об административных правонарушениях и уголовных дел.

К сожалению, еще далеко не все пользователи готовы соблюдать действующее законодательство об авторском праве, а некоторые из них сознательно и демонстративно идут на нарушение авторских прав, пытаясь распространить свой «нигилистический» опыт по всей стране.

Данной проблемой как раз и обусловлена необходимость взаимодействия и сотрудничества организаций по коллективному управлению правами и органов власти в рамках их компетенции.
^ Взаимодействие РАО с государственными органами строится по нескольким основным направлениям:

  • проведение разъяснительной работы с пользователями о необходимости соблюдения действующего законодательства об авторском праве;

  • пресечение допущенных нарушений законодательства об авторском праве;

  • участие в законотворческой работе;

  • формирование правоприменительной практики.


РАО осуществляет взаимодействие и сотрудничество со многими государственными органами:

  • федеральными органами государственной власти;

  • Полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах;

  • государственными органами субъектов РФ;

  • органами местного самоуправления;

  • прокуратурами;

  • органами МДВ;

  • комитетами и комиссиями Государственной Думы РФ;

  • судами;

  • иными государственными органами.


1. Проведение РАО совместно с правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления совещаний, семинаров и круглых столов

Это одно из важных направлений деятельности РАО, в том числе и в регионах.

Регулярно, по инициативе РАО, проводятся совещания, семинары и круглые столы по вопросам соблюдения действующего законодательства об авторском праве.
^ 2. Взаимодействие с федеральными органами государственной власти

Взаимодействие РАО и Министерства культуры Российской Федерации

Министерство культуры Российской Федерации не только осуществляет контроль за деятельностью РАО. В отдельных случаях в рамках своих полномочий по обращению РАО предпринимала действия по соблюдению пользователями норм авторского права.

В части взаимоотношений между РАО и Минкультом России можно говорить о создании системы взаимодействия, направленной на совершенствование системы коллективного управления правами и защиты интересов правообладателей.

^ Взаимодействие РАО с другими министерствами

В частности, в связи с обращением РАО, Министерством обороны РФ в военные учреждения культуры было направлено Указание о соблюдении нормы законодательства об авторском праве при публичном исполнении музыкальных и иных произведений.
^ 3. Взаимодействие РАО с полномочными представителями Президента РФ

Данное взаимодействие строится, главным образом, на обращениях РАО к полномочным представителям Президента с просьбой обратить внимание на уровень защиты авторского права на подведомственной территории, на массовые либо крупнейшие нарушения прав авторов, взять под контроль ситуацию и принять меры к ее улучшению.
^ 4. Взаимодействие РАО с органами власти субъектов РФ

Одним из направлений сотрудничества с органами власти является инициирование РАО направлений писем в адрес пользователей.

Другим направлением сотрудничества РАО с органами власти является заключение соглашений о сотрудничестве. В рамках заключенных соглашений были достигнуты договоренности проводить совместные конференции, совещания, семинары и деловые встречи по важнейшим вопросам охраны интеллектуальных прав.
^ 5. Взаимодействие РАО с депутатами Московской городской думы, Префектурами города Москвы, главами управ районов г. Москвы

Так, в связи с обращением РАО, 29.11.2010г. депутатом Московской городской дума А.Б. Милявским было подготовлено и направлено Префектам административных округов г. Москвы письмо «Об обеспечении соблюдения авторских и смежных прав при публичном исполнении музыкальных произведений».

В связи с указанным письмом Префектами был принят ряд мер, направленных на соблюдение пользователями действующего законодательства:

  • проведены совещания, на которых главам управ районов было поручено решить организационные вопросы с руководителями предприятий потребительского рынка;

  • проведены совещания с участием представителей РАО и предпринимателей, где предпринимателям были даны разъяснения о необходимости заключения с РАО лицензионных договоров;

  • размещена информация о необходимости соблюдения пользователями авторских прав при публичном исполнении произведений в районных СМИ, а также на сайтах административных округов и сайтах районов.


^ 6. Взаимодействие РАО с Генеральной прокуратурой РФ и прокуратурами субъектов РФ

В связи с обращением РАО на имя Генерального прокурора РФ, Первым заместителем Генерального прокурора РФ А.Э. Буксманом прокурорам субъектов РФ и приравненных к ним прокурорам специализированных прокуратур 21 мая 2010 года было направлено письмо «Об усилении надзора за исполнением законодательства в сфере интеллектуальной собственности».

Указанным письмом прокуратурам было дано указание, принять дополнительные меры по усилению прокурорского надзора в сфере интеллектуальной собственности и повышению ее эффективности, в том числе по осуществлению превентивного контроля и комплексных мероприятий по своевременному выявлению, пресечению и установлению правонарушений, а также привлечению к ответственности виновных лиц.

РАО осуществляет взаимодействие и с прокуратурами на местах.

Одна из целей такого взаимодействия – обеспечение органов прокуратуры на местах методическими материалами, необходимыми для проведения проверок соблюдения законодательства об авторском праве.

Также РАО заключены с рядом прокуратур субъектов Российской Федерации соглашения о сотрудничестве.

В рамках реализации указанных Соглашений РАО:

  • представляет в Прокуратуру информацию о фактах нарушений авторского права предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями на соответствующей территории;

  • направляет в Прокуратуру, в случае обоснованной необходимости и невозможности своими силами собрать доказательства нарушения авторских прав, предложения о проведении совместных мероприятий с участием сотрудников Прокуратуры и РАО по выявлению фактов нарушения авторских прав;

  • по запросам Прокуратуры выделяет специалистов РАО для проведения безвозмездного обучения сотрудников Прокуратуры по находящимся в компетенции РАО вопросам, связанным с совместной деятельностью Сторон;

  • предоставляет в Прокуратуру информацию и материалы о ставших известным РАО фактах нарушения авторского права, требующих дополнительной проверки с целью установления наличия либо отсутствия состава преступления или иного правонарушения и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности;

  • предоставляет сотрудникам Прокуратуры консультации и справки, касающиеся деятельности, задач, функций, прав и обязанностей РАО, а также по иным вопросам;

  • по запросам Прокуратуры выделяет специалистов РАО для проведения совместных мероприятий, связанных с деятельностью Сторон по Соглашению;

  • осуществляет иные функции.



В рамках реализации указанных Соглашений Прокуратура:

  • по предложению РАО определяет сотрудников Прокуратуры, уполномоченных для проведения совместных мероприятий, связанных с деятельностью Сторон по Соглашению;

  • в предусмотренном действующим законодательством порядке, представляет РАО открытые сводные данные о фактах нарушения авторского права;

  • направляет в РАО предложения о проведении совместных мероприятий с участием сотрудников Прокуратуры и специалистов РАО по выявлению фактов нарушения авторского права;

  • осуществляет другие функции.


^ 7. Взаимодействие РАО с органами МВД

Данное взаимодействие осуществляется по ряду направлений:
Сотрудниками РАО совместно с сотрудниками ВНИИ МВД РФ были разработаны Методические рекомендации «Выявление и документирование нарушений авторских прав при публичном исполнении произведений, сообщение произведений в эфир или по кабелю, ответственность за которые предусмотрена ст. 146 УК РФ»
В отдельных регионах по обращениям РАО начальниками территориальных подразделений МВД даются указания подчиненным подразделениям о принятии мер к устранению нарушений авторского права.

Между РАО и органами МДВ заключен ряд соглашений о взаимодействии.

В рамках указанных соглашений:

РАО:

  • предоставляет сотрудникам ОВД консультации и справки, касающиеся прав и обязанностей РАО;

  • выделяет специалистов РАО для проведения совместных мероприятий, связанных с проверкой соблюдения законодательства об авторском праве;

  • осуществляет иные функции.

ОВД:

  • по предложению РАО выделяет сотрудников ОВД, уполномоченных для проведения совместных мероприятий;

  • в предусмотренном действующим законодательством порядке, представляет РАО открытые сводные данные о фактах нарушения авторского права;

  • осуществляют иные функции.


^ 8. Взаимодействие (сотрудничество) РАО и региональных Торгово-промышленных палат РФ

Несмотря на то, что ТПП РФ не является государственным органом, хотелось бы сказать несколько слов о сотрудничестве РАО с указанной некоммерческой организацией.

РАО тесно сотрудничает, как ТПП РФ, так и с региональными ТПП.

РАО заключены соглашения о сотрудничестве с некоторыми региональными Торгово-промышленными палатами, которые предусматривают:

  • проведение совместных конференций, совещаний, семинаров и деловых встреч по важнейшим проблемам охраны интеллектуальной собственности, в том числе международной охраны,

  • создание системы взаимодействия, оперативного обмена информации о пользователях, нарушающих действующее законодательство, и правообладателях, чьи права нарушаются,

  • иные формы сотрудничества.


^ 9. Взаимодействие РАО с органами государственной власти в области законотворческой деятельности

  • участие в рабочих группах по подготовке законопроектов, в частности, в разработке части четвертой ГК РФ;

  • дача правовых заключений на законопроекты, предложений к законопроектам (в частности, к проектам законов о внесении изменений в ГК РФ).



^ 10. Взаимодействие РАО с высшими судебным органами

РАО взаимодействует с высшими судебными органами в части формирования правоприменительной практики

РАО подготовило и направило два правовых заключения на проект совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ».

Помимо подготовки заключений, представители РАО участвовали в двух заседаниях Пленумов Высшего Арбитражного и Верховного Суда, в ходе которых согласовывались положения данного документа. Многие предложения РАО были учтены при принятии постановления в окончательной редакции.

Формирование правоприменительной практики осуществляется также путем ведения РАО сотен судебных дел, связанных с незаконным использованием произведений, нарушением пользователями условий лицензионных договоров и договоров о выплате авторского вознаграждения.
На этом хотелось бы закончить краткую информацию об основных направлениях взаимодействия организаций по коллективному управлению правами с государственными органами.

Благодарю за внимание!



Похожие:

Доклад «Взаимодействие между организациями по коллективному управлению правами и государственными органами» iconПриложение
Костромской области, взаимодействие Департамента с заявителями, иными органами государственной власти и местного самоуправления,...
Доклад «Взаимодействие между организациями по коллективному управлению правами и государственными органами» iconАдминистративный регламент
Костромской области, взаимодействие Департамента с заявителями, иными органами государственной власти и местного самоуправления,...
Доклад «Взаимодействие между организациями по коллективному управлению правами и государственными органами» iconУказ президента республики беларусь
Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям...
Доклад «Взаимодействие между организациями по коллективному управлению правами и государственными органами» icon«Об утверждении бюджета города Калтан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями,...
Доклад «Взаимодействие между организациями по коллективному управлению правами и государственными органами» icon«О бюджете Калтанского городского округа на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями,...
Доклад «Взаимодействие между организациями по коллективному управлению правами и государственными органами» icon«Об утверждении бюджета Калтанского городского округа на 2013 год...
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями,...
Доклад «Взаимодействие между организациями по коллективному управлению правами и государственными органами» iconУтвержден постановлением администрации
Костромской области, порядок взаимодействия между администрацией Костромской области, исполнительными органами государственной власти...
Доклад «Взаимодействие между организациями по коллективному управлению правами и государственными органами» iconУказ Президента Республики Беларусь     26 апреля 2010 г. №200 г....
В целях дальнейшего совершенствования работы государственных органов и иных организаций с гражданами постановляю
Доклад «Взаимодействие между организациями по коллективному управлению правами и государственными органами» iconАдминистративный регламент
Архивного отдела с комитетом по делам архивов Оренбургской области, Министерством культуры, общественных и внешних связей Оренбургской...
Доклад «Взаимодействие между организациями по коллективному управлению правами и государственными органами» iconРешение об отобрании ребенка является обязательным для исполнения...
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница