About the substance of the administrative jurisdictional activity of military officials




Скачать 488.98 Kb.
НазваниеAbout the substance of the administrative jurisdictional activity of military officials
страница1/4
Дата публикации15.03.2014
Размер488.98 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
О сущности административно-юрисдикционной деятельности
воинских должностных лиц

Кузурманова И.В., кандидат юридических наук, доцент, сотрудник Центра исследования проблем российского права «Эквитас», kuzur_i@hotmail.com

Применяя системный подход, автор последовательно рассматривает содержание таких правовых категорий, как «юрисдикция», «административная юрисдикция», административно-юрисдикционная деятельность». Выявив признаки последней, дает краткую характеристику ее осуществления воинскими должностными лицами.

^ Ключевые слова: юрисдикция, административно-юрисдикционная деятельность, административно-правовой конфликт, воинское должностное лицо.

About the substance of the administrative jurisdictional activity
of military officials


Kuzurmanova I.V., candidate of law,

employee of the Centre of Russian Law Studies «Aequitas».
The Summary: Using systems approach, the author consistently considers the substance of the jural categories «jurisdiction», «administrative jurisdiction», «administrative jurisdictional activity». After eliciting of the administrative jurisdictional activity features the author characterizes the military officials administrative jurisdictional activity.
^ Key words: jurisdiction, administrative jurisdictional activity, administrative legal conflict, military officials.

В административно-правовой науке термин «административная юрисдикция» используется достаточно давно, и начало рассмотрения данного явления в теории неразрывно связано с исследованиями в области административного процесса. В научной литературе кроме того часто встречается понятие административно-юрисдикционной деятельности. Применяются данные термины в различных трактовках и, как представляется, единства в их употреблении на данный момент достичь не удалось.

Ключом к пониманию рассматриваемого правового явления может быть его исследование в логике системно-аналитического подхода – путем выделения особых характеристик в ходе различения с элементами иерархически более высокого порядка. В частности, административно-юрисдикционная деятельность воинских должностных лиц неразрывно связана с понятием административной юрисдикции, которая в свою очередь берет начало от юрисдикции как таковой.

Остановимся на этом основополагающем элементе подробнее.

Макс Фасмер, исследуя этимологию слова «юрисдикция», предполагает, что появляется оно в русском языке со времени Петра I и приходит, вероятно, через польское «jurysdykcja» из латинского iūrisdictiō1.

Давая перевод с латинского, обычно представляют несколько его вариантов.

Первый и наиболее часто встречающийся – от латинского слова «jurisdictio», переводимого некоторыми авторами, как «суд, судопроизводство»2, другими – как только «судопроизводство»3, третьими – как «судопроизводство, ведение суда»4, четвертыми – как «ведение судопроизводства»5.

В латинско-русском словаре указанные подходы обобщены, а также дано и более широкое толкование, подкрепленное примерами аутентичных текстов6.

Существует и иной подход к переводу данного термина, основывающийся на расчленении его на исходные составляющие его простые слова1.

Большой латинско-русский словарь содержит следующий перевод данных слов:

«Jus, juris n

1) право, справедливость; совокупность законов, система правил человеческого общежития: право писаное и неписаное; наука права, юриспруденция; законодательство; j. dicere (dare, reddere) творить суд, разбирать дело, судить;

2) право, предоставляемая законом возможность, правоспособность;

3) преимущество, привилегия, особое право;

4) власть;

5) суд, судилище»2.

«Dictio, onis f [dico]

  1. произнесение, высказывание, изрекание;

  2. произнесение речи, доклад, речь: dictio causae ведение (защита) дела;

  3. способ изложения, слог; оборот речи; выражение или слово;

  4. разговор, беседа»3.

Анализируя представленные значения слов и возможность их совместного использования (в первую очередь согласование и падеж4), представляется, что лингвистически более верным нужно считать перевод «право на произнесение».

Однако стоит заметить, что большое количество значений каждого из анализируемых слов может повлечь некоторую неопределенность в толковании первоначального смысла. Возможно, это стало причиной появления следующего толкования: «юрисдикция – от “jus dicere”, говорить правду, правильно»1.

Последний из вышеозначенных подходов мы поддерживаем лишь с исторической точки зрения.

К примеру, из источников Римского права, где впервые применяется понятие юрисдикции, можно заключить, что речь действительно шла о подкрепленном властью праве на вынесение суждения, признаваемого законным.

Так, «юрисдикция состояла в произнесении судебного приговора (decretum) или в назначении судьи (iudicis datio) (выделено нами – И.К.). Кратко обозначали ее тремя словами: dare (т. е. iudicem), dicere (т. е. sententiam), addicere (т. е. rem). Ον. fast, 1, 47.

Полномочие это было связано с деятельностью магистратов, отправлявших обязанности судьи, которыми могли являться: царь, затем консулы, потом преторы и отчасти курульные эдилы, в городах – городские магистраты и префекты, в провинциях – наместники. В императорский период консулы и преторы отступили на задний план, напротив, высшей инстанцией стали praefecti praetorio и urbi или их помощники. Нижнею инстанцией явились наместники, и самою низшею были муниципальные магистраты»2.

В частности, И. А. Покровский пишет, что «во главе всех ординарных магистратур стояли два консула, в древнейшее время называвшиеся praetores и judices (чем оттенялась их общегражданская власть: jus dicere) (выделено нами – И.К.)»1.

О преторе известно, что «должность эта была весьма почетной (honor). Ему как заместителю консула в принципе были подведомственны те же дела, что и консулу. Как и консул, он мог созывать народное собрание и заседание сената, председательствовать в них. Но, пожалуй, главным было его право объявлять эдикты по судебным делам (jus dicere) (выделено нами – И.К.), сыгравшие огромную роль в развитии римского гражданского права»2.

При этом связь юрисдикции с должностью «имеющих право произносить суд» возникала, в первую очередь, из-за установления их компетенции в ходе легисакционного процесса. Данное юридически значимое действие строилось на началах строжайшего формализма и сложной ритуальности (с применением определенных жестов, слов, словесных формул)3. «Сам процесс распадался на две стадии: in jure и in judicio. Стадия in jure имела своей целью выяснить чисто правовую сторону дела – наличие иска и соблюдение связанной с ним процедуры. Протекала эта стадия перед магистратом, обладавшим соответствующей юрисдикцией (jurisdictio – от слов jus dicere – «говорить право», т. е. применять правовые нормы) (выделено нами – И.К.)»4.

Таким образом, исходя из этимологии слова и историко-правовых оснований его применения, юрисдикция являет собою предоставляемую законом возможность (правомочие) осуществлять юридически значимые действия, связанные с определением правомерности поведения того или иного субъекта правоотношений, в первую очередь при возникновении спора (конфликта), в ходе судебного разбирательства.

Каково же понимание юрисдикции в настоящее время? Рассмотрим основные подходы.

В первую очередь остановимся на общем толковании данного понятия, содержащемся в энциклопедической литературе и демонстрирующем отношение к его содержанию, не стесненное рамками какой-либо определенной сферы жизнедеятельности и потому свободное от специфически предметного выделения неких лишь профессионалу видимых черт и характеристик.

Самое узкое толкование ограничивается отнесением к данному термину только «правомочия производить суд, решать правовые вопросы»1 или «юридического права, власти, полномочия на разрешение конкретной проблемы»2.

Представлено оно может быть с добавлением некоторых уточнений, касающихся субъекта юрисдикции:

– отправление правосудия, полномочия по рассмотрению дел, официальные полномочия органов власти3;

– права судебных и административных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией4.

На основании представленного более широкое толкование дается путем уточнения характера применяемых полномочий:

– предусмотренные законом или другим правовым актом правомочия, полномочия государственного органа давать оценку правомерности или неправомерности действий юридических или физических лиц, разрешать юридические споры, применять санкции к лицам, нарушающим законы и нормы права5;

– установленная законом (или иным нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям1;

– круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций2;

– предусмотренные законом или другим правовым актом следующие правомочия, полномочия государственного органа: дать оценку правомерности или неправомерности действий юридических или физических лиц, разрешать юридические споры, применять санкции к лицам, нарушающим законы и нормы права3.

Второй блок мнений связан с выделением самостоятельно или вместе с указанными полномочиями некой сферы, на которую они распространяются:

– сфера права, на которую распространяются полномочия данного государственного органа4.

– подсудность; право производить суд, решать правовые вопросы; правовая сфера, на которую распространяются полномочия данного государственного органа5;

– право производить суд; рассматривать какой-нибудь правовой вопрос; область, на которую распространяется такое право, подведомственность1;

– правомочие производить суд, решать правовые вопросы; правовая сфера, на которую распространяются полномочия определённого государственного – судебного или административного – органа; круг полномочий судебного и административного органа по правовой оценке конкретных фактов, действий и т.п., в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций; подведомственность, подсудность2;
  1   2   3   4

Похожие:

About the substance of the administrative jurisdictional activity of military officials iconConcept and essence activity on creation of norms of the rightof...
Понятие и сущность нормотворческой деятельности органов военного управления вооруженных сил российской федерации
About the substance of the administrative jurisdictional activity of military officials iconCorrelation and interconnection of the military and military-criminal legislation
Ермолович Я. Н., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права Военного университета
About the substance of the administrative jurisdictional activity of military officials iconПредлагаемые вопросы для обсуждения
Практические материалы круглого стола abc(activity based costing) и abm (activity based management): оптимизация бизнес-процессов...
About the substance of the administrative jurisdictional activity of military officials iconРоссийская консалтинговая компания
С-вип анатех: abis. Abc. Сущность методов Activity Based Costing (abc)/ Activity Based Management (abm). Структура и основные элементы...
About the substance of the administrative jurisdictional activity of military officials iconCholesterol is a wax-like substance. The liver makes it and links...

About the substance of the administrative jurisdictional activity of military officials iconВооруженных Силах Российской Федерации Principles and advancement guarantees on military service
Терехин А. М., соискатель Военного университета, подполковник запаса
About the substance of the administrative jurisdictional activity of military officials iconThe concept of the military criminal policy of the Russian Federation
Ермолович Я. Н., преподаватель кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук
About the substance of the administrative jurisdictional activity of military officials iconA. A. Chushkina. Formation of anticorruption sense of justice of...
Формирование антикоррупционного правосознания военнослужащих как средство противодействия коррупции
About the substance of the administrative jurisdictional activity of military officials iconFacilitation in the collaborative activity and communication between methodist and social worker
Фасилитация в совместной деятельности и общении методиста и социального работника
About the substance of the administrative jurisdictional activity of military officials iconV. M. Korjakin. J. A. Shurygina. The concept of the safety of military...
Понятие безопасности военной службы и ее место в общей системе обеспечения национальной безопасности российской федерации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница