Книга школьной мудрости «Единственная золотая книга, которую я любил читать»




Скачать 59.04 Kb.
НазваниеКнига школьной мудрости «Единственная золотая книга, которую я любил читать»
Дата публикации23.02.2014
Размер59.04 Kb.
ТипКнига
shkolnie.ru > Право > Книга
ЗОЛОТАЯ КНИГА ШКОЛЬНОЙ МУДРОСТИ

«Единственная золотая книга, которую я любил читать», - из отзыва выпускника. Эта «книга» проверена временем и ЕГЭ! Я хочу рассказать о словаре.

Традиционно начинаю работать со словарём в 5 классе. В центре внимания работы по орфографии – усвоение пятиклассниками правописания корней и окончаний. Овладение умением верного выбора орфограмм в этих морфемах составляет основной предмет орфографической работы, поэтому большое место уделяю формированию умения «видеть» структуру слова, определять значение морфем и в первую очередь - корня, так как это во многом способствует успешности в работе по предупреждению и устранению одной из самых распространённых ошибок – написание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Эта работа не нова. (См.: Алгазина Н.А. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 1987. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Генжер, 2000). К сожалению, эта тема даётся в 5 классе упрощенно, на двух-, трёхслоговых словах типа звезда, колос, страна и т.п., а нам всегда хочется дать такой материал, который бы обогатил речь школьников, развивал в них способность мыслить, сравнивать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязи языковых явлений. Поэтому я вслед за Богдановой Г.А. включаю достаточно трудные для написания, но в то же время часто употребляемые слова с корнями, в которых школьники часто допускают ошибки ( типа

дол-, - ве-, -ви-, -див-, -един- и др.)

С такими словами работа ведётся в определённой системе. Вначале «гнездо» слов с подобными корнями включается в раздел ученического словаря –

«Словарь корней»

(Ученический словарь представляет собой общую (98 листов!) тетрадь. Мы ведём универсальный словарь, который по сути состоит из 5 словарей: «Орфографический словарь», «Орфоэпический словарь», «Словарь корней», «Тематический словарь» и «Справочник»).

В «гнездо» должны быть включены слова различных частей речи. Принадлежность слова к той или иной части речи учащиеся определяют сами, что в значительной степени помогает формированию умения «узнавать в лицо» части речи.

Вот как выглядит в словаре, например, такое «гнездо»:

- див-

1. Существительные: удивление, диво.

2. Прилагательные: удивлённый (причастие), удивительный, дивный.

3. Глаголы: удивить(ся), удивлять(ся), дивить(ся).

4. Наречия: удивительно, удивлённо.

Домашнее задание включает в себя обязательное составление с одним словом каждой части речи (то есть всего 4) предложений (здесь тоже можно усложнять задание, составляя простые, сложные предложения, предложения с однородными членами).

Затем эти слова многократно используются в орфографических и словарных диктантах, тренировочных упражнениях, заданиях, связанных с анализом структуры слова, тренировочных работах, контрольных диктантах. В результате такой систематической работы учащиеся «узнают» эти слова, легко выделяют и определяют в них значение корня, свободно подбирают к ним однокоренные слова, в том числе различных частей речи.

Где-нибудь рядом (не корень, всё-таки) отвожу место и для «вредного» суффикса

чив-. Не боюсь потратить на отработку правописания данного суффикса целый урок, зато, как показала многолетняя практика, потом почти не возникает проблем, и учащиеся практически не допускают ошибок в написании этого трудного для детей суффикса.


«Орфографический словарь» и «Орфоэпический словарь»

Здесь традиционно работаю с трудными словами. Заучиваем такие слова, составляем с ними словосочетания и предложения, а также мини-сочинения, включаю их в контрольные и орфографические диктанты, но при этом усложняю задание: в левый столбик записываем «трудные» слова, а в правый учащиеся должны придумать однокоренное слово другой части речи. Это также работает на формирование умения квалифицировать части речи.
«Тематический словарь»

Сам учебник помогает организовать систематическую и целенаправленную работу по повышению речевой культуры. Слова в нём даны по темам: «Школа», «Труд», «Родина», «Книгопечатание», «Спорт» и т.д. Работу по учебнику я конкретизировала. В 5 классе мы «собираем» слова на следующие темы: «Вежливость», «Осень», «Космос». В 6 классе – «Почта», «Комната» и др.

Как ведётся работа над словом?

Например, тема «ОСЕНЬ».

Наблюдаем за красками осени. Писать о красках осени нельзя без понятия о тёплых и холодных тонах, о гамме различных оттенков. На уроке я предлагаю детям специальные картины, которые так зримо помогают запомнить по ассоциации с изображаемым костром и льдом разные гаммы красок (пылающий костёр – тёплые, льдинка – холодные). С этого греческого слова «гамма» мы начинаем систематическую работу по толкованию смысла слова. Записали его, поставили ударение, выделили орфограмму. Дети объясняют значение этого слова по теме «Оттенки цветов»: жёлтый, оранжевый, бордовый, чёрный, коричневый, лиловый, фиолетовый…

В 6 классе возвращаемся к этой страничке словаря, дополняя её уже словами 6 класса: багровый, багряный, бирюзовый, сиреневый, иссиня-чёрный, изжелта-красный…Вводим эти слова в собственную речь, составляя мини-сочинение с этими словами.

При изучении темы «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных» вновь обращаюсь на эту страничку нашего словаря. Заранее прошу принести открытку или нарисовать свой любимый цветок. На уроке стараемся как можно точнее передать словами все оттенки, изображённые на рисунке (открытке). При описании полутонов нужно «смешивать» цвета, поэтому получаются сложные прилагательные (а научить их писать через дефис - было моей главной целью этого урока).

Не секрет, что в такой творческой работе материал усваивается наиболее глубоко и полно.

^ СЛОВАРЬ – ЭТО ОЧЕНЬ УДОБНЫЙ ВИД РАБОТЫ. МЫ ПОСТОЯННО ОБРАЩАЕМСЯ К СЛОВАРНЫМ СЛОВАМ, ДОБАВЛЯЯ ИХ НА НОВОМ УРОВНЕ, ПОЭТОМУ ИДЁТ ПОПОЛНЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ШКОЛЬНИКОВ.
Деловая игра «На почте».

Сначала «собираем» слова, имеющие отношение к работникам почты. Ребята по группам ходили на почту и знакомились с работой почтальона. Затем все вместе идём на экскурсию и наблюдаем за особенностями их работы. Далее записываем и толкуем «почтовые» слова: конверт, почтальон, телеграмма, индекс, бандероль, корреспонденция, телеграф, адресат, адресант (В 7 классе я вернусь на эту страницу, когда буду давать слова с латинским корнем ТЕЛЕ-). Дома дети пишут сочинение «Если бы я был почтальоном», «Как здорово быть почтальоном» и т.п.

Далее через несколько уроков обязательно идёт тема «Официально-деловой стиль», на котором дети знакомятся с языком документов. Помня о проблеме неумения писать заявление, отрабатываю на уроке эту форму. А также показываю детям другие деловые бумаги – почтовые. Знакомимся с различными бланками, пробуем заполнить, например, телеграмму (бланки теперь нетрудно размножить через ксерокс) или почтовый перевод. Так дети наглядно обучаются понятиям «штамп» и «клише», свойственные официально-деловому стилю, и убеждаются в том, что деловые бумаги не ограничиваются только заявлением и объявлением (материал учебника).

Урок в форме деловой игры проходит очень увлечённо, с интересом; учебный материал на таком уроке усваивается прочно и надолго.

На одном из последующих уроков вновь возвращаюсь к форме заявления, отрабатывая умение правильно оформлять его.

Сочинение-описание помещения.

Остановлюсь только на одном приёме.

Начинаю собирать слова с 5 класса

5 6

Балкон карниз

Гардероб квартира

Диван перила

Здание терраса

Кабинет шифоньер

Паркет комната

Пианино трельяж

Отрабатываем, объясняем, вводим в предложение.

В 5 классе даю задание на дом нарисовать свою комнату, обязательно подписав все предметы интерьера. И чуть-чуть усложняю задание: дорисовать кого-то или что-то, выглядывающее ИЗ-ЗА или ИЗ-ПОД (см. предлоги в рамочке): из-под дивана торчат носки, из-за стола выбегает котёнок и т.д.

А потом эти слова нужны нам в 6 классе при описании помещения. Трудные слова, которые встречаются в данной теме, у нас уже отработаны и сгруппированы на одной странице нашего словаря, поэтому на уроке мы целиком отдаёмся творчеству и решаем, как из скучного перечисления предметов мебели в своей комнате сделать оживлённый рассказ. Что делаем на уроке:

  • Составляем сжатый и развёрнутый план.

  • Разворачиваем каждый пункт плана, получаем сжатое и подробное описание.

Такая работа акцентирует внимание на одном из типичных недочётов в сочинениях данного типа – подмена описания повествованием.

Из практики знаю, что описание помещения получается очень сухим, деловым. Поэтому ввожу термин «очеловечивание» вещей:

  • Купили щенка, он знакомится с квартирой;

  • В комнату заглянул солнечный зайчик;

  • Купили новый диван, внесли, а он недоволен соседями и т.д.

У детей обычно фантазия работает дальше.

Так трудное понятие словесности становится доступным.


«Справочник»

Сюда записываем правила, алгоритмы, схемы, таблицы, сопровождающие и поясняющие материал учебника.
Таким образом, к концу 9 класса мы полностью заполняем наш словарь. Это поистине кладезь школьной мудрости! В нём можно найти ответы почти на все вопросы!

Похожие:

Книга школьной мудрости «Единственная золотая книга, которую я любил читать» iconКнига лучший спутник и друг. В мире много книжек Грустных и смешных,...
Цель: привлечение Актива школьной библиотеки к организации и проведению библиотечного урока
Книга школьной мудрости «Единственная золотая книга, которую я любил читать» iconКнига учитель
«знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга. Из чего сделана книга»
Книга школьной мудрости «Единственная золотая книга, которую я любил читать» iconНаверное, в каждой семье есть хотя бы одна книга, которую прочитали...
Наверное, в каждой семье есть хотя бы одна книга, которую прочитали все члены семьи. Есть такая книга и в моей семье, и я хочу рассказать...
Книга школьной мудрости «Единственная золотая книга, которую я любил читать» iconТематический план № п/п Тема Дата
Книга — твой друг. Книга в твоей жизни. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная...
Книга школьной мудрости «Единственная золотая книга, которую я любил читать» iconКнига книг. Так говорят о Библии, тем самым обозначая с предельной...
Это Священное писание, которое все христиане воспринимают как внушенное самим Богом. И это сокровище мудрости для всех мыслящих людей...
Книга школьной мудрости «Единственная золотая книга, которую я любил читать» icon-
В 27 Велесова книга. Славянские Веды. — М.: Изд-во эксмо-пресс, 2002. — 400 с. (Серия «Антология мудрости»)
Книга школьной мудрости «Единственная золотая книга, которую я любил читать» iconАлександр и Тамара Белые Тайная доктрина дней Апокалипсиса (книга 1) Предисловие
Книга, которую Вы, уважаемый читатель держите в руках, не совсем обычная, определить её жанр мы затрудняемся. Её непохожесть на всё...
Книга школьной мудрости «Единственная золотая книга, которую я любил читать» iconКнига адресована широкому кругу читателей. Isbn 5-06-000129-6 Верстка,...
Александр Коток. Прививки в вопросах и ответах для думающих ро­дителей — Новосибирск, «Гомеопатическая книга» (ранее «Гомеопатия-Урос»),...
Книга школьной мудрости «Единственная золотая книга, которую я любил читать» iconКнига не просто «позволяет задуматься»
Эта книга о жизни самого обычного человека. Самого обычного российского парня. Среднестатистического. Выросшего в обычной семье....
Книга школьной мудрости «Единственная золотая книга, которую я любил читать» iconКнига 11 Шаманы Древней Мексики: их мысли о жизни, смерти и Вселенной...
Итак, «Колесо времени», очевидно, итоговая книга Карлоса Кастанеды. Может быть, он все же напишет что-нибудь еще, но эта книга все...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница