«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»




Скачать 246.87 Kb.
Название«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Дата публикации01.02.2014
Размер246.87 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Математика > Документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 5

детский сад комбинированного типа «Теремок»

г.Урень Нижегородской области

Консультация

для воспитателей

тема: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовил: старший воспитатель

Смирнова Елена Евгеньевна


г.Урень, 2013 г.

План консультации

I. Теоретическая часть

1.1. Введение

1.2. Структура детского экспериментирования

1.3. Последовательность детского экспериментирования.

1.4. Методика организации познавательно-исследовательской деятельности

1.5. Источники организации познавательно-исследовательской деятельности

1.6. Примерная структура занятия  - экспериментирования

1.7. Показатели и критерии сформированности детьми исследовательской деятельностью.

1.8. Способы поддержки интереса детей к познавательной деятельности.

II. Практическая часть

2.1. Отчеты по самоанализу «Создание предметно-развивающей среды для осуществления познавательно-исследовательской деятельности детей».

2.2. Обсуждение вопросов по оснащению предметно-развивающей среды по изучаемой теме.

III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов консультации.
Цель: Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Повышение уровня знании педагогов о развитии познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

  2. Формировать представления о правильной организации познавательно-исследовательской деятельности с ребенком-дошкольником.

  3. Развивать рефлексивные умения педагогов.

Предварительная работа: разработка лекции, задание воспитателям: провести самоанализ «Создание предметно-развивающей среды для осуществления познавательно-исследовательской деятельности детей».

Методы: лекция, обсуждение.

^ I. Теоретическая часть

1.1. Введение

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. В пункте 3.3.6. федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Одним из принципов проекта федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности и образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии сран и народов. Одним из видов деятельности реализации данной области является познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.)

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л.С.Выгодский.

Познавательно-исследовательская деятельность, имея в виду активность ребенка, впрямую направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Рассмотрим характеристику этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка.

^ Первый этап характеризуется проявлением любопытства.

А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.

Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Как отмечала Н.Г. Морозова : «…на этапе раннего и дошкольного детства любознательность необходима и может быть достаточна для широкого ознакомления с окружающим предметным миром». Содержание активности ребенка, по мнению А.К. Дусавицкого, с возрастом меняется, оно становится более целенаправленным и углубленным, меняется характер дошкольника, его отношение к действительности.

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.В. Пантюхин, Н.Н. Поддъяков и др.). На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Наблюдаются практические действия – ориентировочно-исследовательские.

^ Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот период, как отмечает Н.С. Пантина, главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.

Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Как отмечает В.Т. Кудрявцева, именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу.

Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Однако, знания, которые получает ребенок таким путем, усваиваются хуже, чем не в логике науки.

Говоря о научной логике познания в дошкольном возрасте, мы имеем в виду: овладением ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того чтобы эти знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность. В связи с этим особый интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование Н.Н.Подьяков выделяет как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику ДОУ. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежим в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью и неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н.Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. в этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действии. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения как обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

  • Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

  • Предлагает возможные решения;

  • Проверяет возможные решения, исходя из данных;

  • Делает выводы к новым данным;

  • Делает обобщения.

Линия уточнения – степень самостоятельности ребенка по отношению к различным сторонам решения проблемы.

В.В.Кларин приводит представление зарубежных дидактов о трех уровнях исследовательского обучения:

  • На первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществлять самостоятельно;

  • На втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);

  • На высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскивание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Можно представить это в таблице. Знак «+» обозначает предъявление воспитателем этого элемента исследовательского обучения в готовом виде.

Уровень

Проблема

Метод решения

Решение

1 уровень

+

+

-

2 уровень

+

-

-

3 уровень

-

-

-


На 2-м и 3-м уровнях исследования воспитателям рекомендуется «Больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать помощь в работе воспитанникам, избегая задавать ей определенное направление».

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:

• развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

• освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

• освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

• развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

• расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

^ 1.2. Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

  • Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

  • Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

  • Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

  • Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

  • Средства: язык, речь, поисковые действия

  • Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

  • Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

  • Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

^ 1.3. Последовательность детского экспериментирования

  • Проблемная ситуация.

  • Целеполагание.

  • Выдвижение гипотез.

  • Проверка предположения.

  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось)

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

    • Как я это делаю?

    • Почему я это делаю именно так, а не иначе?

    • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

^ 1.4. Методика организации познавательно-исследовательской деятельности

В соответствии с ООП воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на НОД или в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Проблемная ситуация возникает только в том случае, когда дети не могут решить ее сразу. Им необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит проблемный характер. При постановке познавательной задачи необходимо учитывать их жизненную значимость, интерес к ней. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает в себя некоторые данные известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.

Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале – простые, содержащие однозвенные связи, затем – более сложные, содержащие цепочки связей.

Примеры познавательных задач: Почему качаются деревья? Почему летом и весной идет дождь, зимой – снег? Почему рыба плавает? Почему сначала прилетают грачи, а потом – ласточки? и т.д.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении того или иного явления. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предложения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Возникший в ходе анализа ситуаций и выдвижение предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений.

Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются для установки свойства, признака объекта. Сравнительные наблюдения – для сопоставления 2-3 объектов для установления их своеобразия. Для установления причин явлений, связей и отношений между объектами и явлениями – опыты. При наличии у детей богатых и т очных представлений о тех явлениях, которые нужно отыскать, можно использовать эвристические беседы.

Заключительным этапом познавательно-исследовательской деятельности является формулирование выводов. Необходимо побуждать детей к самостоятельному формулированию выводов в случае неправильных выводов детей. Необходимо организовать дополнительные опыты или наблюдения, что бы каждый пришел к правильным выводам.

В процессе организации познавательно-исследовательской деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установление аналогий, понимание более общих закономерностей.

Осуществляя общее руководство познавательно-исследовательской деятельностью детей, важно создать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

В процессе обучения поисково-познавательная деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется от принятия познавательных задач от воспитателя и решения их с помощью воспитателя к самостоятельной постановке и решению.

^ 1.5. Источники организации познавательно-исследовательской деятельности.

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами могут быть:

• Реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

• Специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

• Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

• Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

• Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

• Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

^ 1.6. Примерная структура занятия  - экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

  •  Уточнение плана исследования.

  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

^ 1.7. Показатели и критерии сформированности детьми исследовательской деятельностью.

Какие показатели являются важными, и каковы должны быть оценочные параметры?

  • Во-первых, любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношения детей к исследовательской деятельности, которое оценивается по степени проявления интереса, активности в процессе деятельности.

  • Во-вторых, важным становится процесс работы ребенка в ходе исследования. Следовательно, оценивается не достигнутый результат, а его процесс, то, как думает, рассуждает ребенок.

Необходимо отметить, что выделенные умения, это не количественные, а качественные показатели.

Поэтому показатели сформированности исследовательского деятельности необходимо сопоставлять как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т.е. «качественные изменения в структуре личности ребенка и их проявления во взаимодействии его с окружающим».

^ Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью


Показатели и критерии

Уровни

Методы отслеживания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему).

Самостоятельно видит проблему

Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя.

Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске.


Наблюдение в процессе выделения проблемы.

2.Формули-рование вопросов.

Формулирует вопросы.

Формулирует вопросы.




Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов.

3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы).

Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя.

Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах.

4.Выдвижение гипотез и решения проблем.

Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов).

Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение.




Наблюдение.

5.Способность описывать явления, процессы.

Полное, логическое описание.

Не совсем полное, логическое описание.




Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования.

6.Формулировка выводов и умозаключений.

Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого.

Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат.

Анализ высказываний, отчетов.

7. Степень самостоятельности при проведении исследования.

Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его.

Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения.

Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого.

Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах.



^ 1.8. Способы поддержки интереса детей к познавательной деятельности.

  • Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

  • Представлять возможность ребенка действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и понятно, помогать ему в этом своим участием.

  • Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

  • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).


^ II. Практическая часть

2.1. Отчеты по самоанализу «Создание предметно-развивающей среды для осуществления познавательно-исследовательской деятельности детей».

2.2.Обсуждение вопросам:

  • Какие подходы и принципы использованы при организации предметно-развивающей среды по изучаемой теме в группе?

  • Проблемы и перспективы развития предметно-развивающей среды?.



III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов консультации.

Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся исследователей А.И.Савенкова, Л.Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

^

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон






















Литература:

  1. Гостевская, Т., Иванова, Е., Жукова, В., Крапоткина, Ю., Копайгородская, Т., Кушнерова, В., Лукашова,З., Крюкова, Н. Исследовательская деятельность в ДОУ // Дошкольное воспитание. - 2012. - N 2. - С. 37-42.

  2. Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92

  3. Каменева, Л.А., Кондратьева, Н.Н., Маневцова, Л.М., Терентьева, Е.Ф. Мир природы. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А Каменева., Н.Н. Кондратьева, Л.М Маневцова, Е.Ф Терентьева; под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.

  4. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002.

  5. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохоровой М., 2004

  6. Соловьева, Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

  7. Образовательные ресурсы Интернета


ПАМЯТКА
Примерная структура занятия  - экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

  • Упражнения на развитие  внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

  •  Уточнение плана исследования.

  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

 

Похожие:

«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» icon«Детский сад общеразвивающего №18 п. Разумное Белгородского района...
Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования...
«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» iconОрганизация исследовательской деятельности младших школьников
Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста?
«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» iconПрограмма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
К каждому набору для эксперимента прилагаются инструкционные карты, выполненные в виде краткой словесной инструкции. Все эксперименты...
«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» iconРегламент: 10 минут Организация исследовательской деятельности младших...
Тема: «Роль исследовательской деятельности педагогов и воспитанников в реализации компетентностного подхода в удо»
«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» iconКонспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область «Познание»
Цель: развить самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов...
«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» iconКонспект непосредственно -образовательной деятельности по природному...
Поддерживать стремление к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности
«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» iconТема: «Эффективность воспитательно-образовательной работы по организации...

«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» iconПрограмма «От рождения до школы»
Интеграция образовательной познавательно-исследовательской деятельности и занятий физической культурой 1 в неделю
«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» iconТематический педагогический совет
«Детское экспериментирование – как основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: Хранительницы Земли. Конспект непосредственно образовательной деятельности по фцкм и познавательно-исследовательской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница