Пояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения 10 Пояснительная записка Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии»




Скачать 156.5 Kb.
НазваниеПояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения 10 Пояснительная записка Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии»
Дата публикации03.03.2013
Размер156.5 Kb.
ТипПояснительная записка
shkolnie.ru > Математика > Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Дом детского творчества

Яшкинского муниципального района»

Кемеровской области

«Влияние темперамента на выбор профессии»
Выполнила:

Королёва Полина Александровна,

педагог дополнительного образования,

вторая квалификационная категория

Яшкино 2011
Содержание
Пояснительная записка 3

План занятия 4

Список литературы 9

Приложения 10

Пояснительная записка
Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» относится к разделу «Темперамент и выбор профессии», дополнительная образовательная программа «Шаг к профессиональному самоопределению».

Данная программа социально – педагогической направленности, рассчитана на обучающихся 15 – 17 лет.

В начале занятия для эмоционального настроя на рабочий лад, для активизации знаний профориентационной направленности была проведена игра «Самая, самая». Обучающиеся приняли активное участие в игре, эмоционально настроились на занятие.

На первом этапе были определены вопросы - от чего зависит выбор профессии. В процессе беседы с педагогом, обучающиеся обозначили факторы, влияющие на выбор профессии.

На втором этапе урока большое внимание уделялось вопросу, что такое темперамент, и его влияние на выбор профессии.

Во время динамической паузы обучающиеся настроились на выполнение практического задания

На третьем этапе обучающиеся выполняли практическую работу (опросник Айзенка). В результате ответов на вопросы теста, обучающиеся определили тип своего темперамента.

В завершение занятия с обучающимися проведена рефлексия, получение обратной связи. Обучающиеся высказывали свое мнение, что им на занятии понравилось, а что нет.

План занятие по программе

«Шаг к профессиональному самоопределению»

^

Тема: «Влияние темперамента на выбор профессии»


Цели: систематизация и обобщение теоретических знаний о характере и темпераменте;

Задачи:

  • дать представление о влиянии темпераментов на профессиональную деятельность;

  • развитие навыков работы с диагностическим материалом.

  • Формировать у обучающихся знания о мире профессионального труда.

^ Оборудование для проведение занятия: наглядный материал

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Игра «Самая, самая»

Цель: эмоциональный разогрев обучающихся

Каждый из вас не раз думал, кем он станет, когда вырастет, где будет работать. Пройдёт немного времени и вам предстоит занять рабочие места за компьютером, на строительной площадке, в суде или магазине.

-А, как вы считаете, от чего зависит выбор профессии?

    • от возможностей каждого (его способностей, темперамента);

    • от предпочтений (интересов и склонностей);

    • от требований профессии к личности соискателя;

    • от возможности родителей;

    • от востребовании профессии на рынке труда.

Способности делятся:

    • на общие (широкий круг знаний), к ним относятся: трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность;

    • на специальные (качества, обеспечивающие успех в конкретном виде деятельности), к ним относятся: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, черты характера – способность к эмпатии и т.д.

Для того чтобы стало ясно, что такое темперамент, давайте посмотрим с вами на доску (на доске висят плакаты)

Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные. При этом имелись в виду чисто внешние проявления, не принимая во внимание умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д.

Например, два человека делают одну и ту же работу и делают её одинаково хорошо, но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой – неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.

-Как вы думаете, от чего это зависит?

    • от характера человека;

    • от заинтересованности в работе;

    • от личных особенностей самого человека.

Верно. Всё, что вы назвали относиться к определённым свойствам личности, а точнее к темпераменту человека.

Подлинно научное объяснение темперамента даёт учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной высшей деятельности.

Академик Иван Петрович Павлов показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:

    • «живой»;

    • «безудержный»;

    • спокойный»;

    • «слабый»

Один из типов нервной системы характеризуется:

- сильный, т.е., способный выдерживать очень сильные раздражители, работоспособен;

- подвижный – быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Этот тип нервной системы составляет основу темперамента сангвиника. Основные черты характера сангвиника: общительный, открытый, разговорчивый, живой, беззаботный, любящий удобства, инициативный.

Другой тип нервной системы характеризуется как:

- сильный;

- неуравновешенный, т.е его легко вывести из себя;

- подвижный.

Этот тип составляет основу темперамента холерика. Основные черты его характера: раздражительный, поддающийся настроениям, агрессивный, импульсивный, оптимистический, лидирующий, активный.

Следующий тип нервной системы:

- сильный;

- уравновешенный;

- инертный, т.е. тяжело переключается с одного вида деятельности на другой.

Этот тип составляет основу темперамента флегматика.

Основные черты характера: пассивный, старательный, вдумчивый, миролюбивый, надёжный, размеренный, спокойный.

И последний тип нервной системы представлен как:

- слабый - чувствительный, восприимчивый, плохо переносит большие нагрузки и при сильных раздражителях (стрессах) склонен впадать в «запредельное торможение» (н/с не выдерживает нагрузки и предохраняет сама себя – как бы временно отключается, перестаёт реагировать);

- неуравновешенный;

- инертный.

Этот тип нервной системы составляет основу темперамента меланхолика. Основные черты характера меланхолика: обидчивый, тревожный, впечатлительный, пессимистический, необщительный, сдержанный.

Итак, условно выделили 4 основных типа темпераментов:

  1. Сангвиник.

  2. Холерик.

  3. Флегматик.

  4. Меланхолик.

Динамическая пауза
^

Упражнение «Рубка леса»


Цель: избавление от физического и эмоционального напряжения.

Представьте, что вам необходимо нарубить дрова. Возьмите в руки воображаемый топор, примите удобную позу. Топор занесите высоко над головой, резко опустите на воображаемое бревно. Рубите дрова, не жалея сил. Вместе с выдохом, полезно издавать какие – то звуки. Например, говорить «ха».

^ 3. Практическая работа.

Опросник Айзенка по определению темперамента (см. приложение) 10 минут на выполнение задания.

Эта методика субъективная, потому что основана на самооценке.

-Ребята, давайте посмотрим, какого темперамента больше всего у вас в классе. Встаньте сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов. Уже сам факт их существования на протяжении тысячелетий подтверждает их жизнеспособность и целесообразность.

-Я хочу дать рекомендации каждому представителю определённого типа темперамента. Как нужно выбирать профессию с учётом вашего темперамента (педагог зачитывает рекомендации).

Смешанные типы темперамента

Хорошо выраженным холерическим темпераментом обладал великий русский полководец А.В. Суворов.

Вместе с тем у него проявлялись и некоторые черты сангвиника. Он отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время в трудные минуты он был уравновешенным, что позволяло ему просчитывать все этапы любой военной операции.

Внешней противоположностью Суворову был выдающийся полководец Отечественной войны 1812 г. М.И. Кутузов.

Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый в решениях, Кутузов был ярким представителем флегматического темперамента. Особенно его темперамент проявился на военном совете в Филях 1 сентября 1812 г., созванном фельдмаршалом после Бородинского сражения. Кутузов, спокойно и внимательно выслушав всех генералов, принял трудное для себя решение – оставить Москву без боя.

В русской литературе мы встречаем холерика А.С.Пушкина.

Биографии выдающихся людей науки, техники, литературы и искусства убеждают в том, что исключительных результатов в каждой из этих областей творчества достигали люди разных темпераментов.

4. Рефлексия


Цель: получение обратной связи

  1. Что вы узнали нового?

  2. Какие виды темперамента вы сегодня узнали?

  3. Чем они отличаются друг от друга?

На этом наше занятие закончилось. До свидания.
^



Список литературы


  1. Клемов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на - Дону, 1998 г.

  2. Макартычева Г.И. Психологический тренинг для подростков. Санкт – Петербург –2007 г.

  3. Мещереков Б.Г. Психология. Современный словарь. Санкт – Петербург 1997 г.

  4. Савченко М.Ю. – Профориентация. Личностное развитие. – Москва «ВАКО» -2006 г.

  5. Чистякова С.Н. – Выбор профессии: оценка готовности школьников - Москва «ВАКО» -2006 г.


Приложения


Опросник Айзенка

Отвечая на вопросы либо “да” или “нет”, либо «+» и «-»

Текст опросника:

  1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

  3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

  4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

  5. Часто ли у тебя меняется настроение?

  6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

  7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

  8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

  9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

  10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

  11. Ты веселый человек?

  12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

  13. Многое ли раздражает тебя?

  14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

  15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?

  16. Тебе можно доверить любую тайну?

  17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?

  18. Бывает ли иногда так, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?

  19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

  20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

  21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

  22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

  23. Часто ли ты чувствуешь себя уставшим без всякой причины?

  24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

  25. Ты обычно весел и всем доволен?

  26. Обидчив ли ты?

  27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

  28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

  29. Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?

  30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?

  31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

  32. Ты любишь иногда похвастаться?

  33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

  34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

  35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?

  36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

  37. Тебе часто снятся страшные сны?

  38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?

  39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?

  40. Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?

  41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

  42. Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?

  43. Ты любишь шумные и веселые игры?

  44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

  45. Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?

  46. Ты любишь часто ходить в гости?

  47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?

  48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

  49. Тебя считают веселым человеком?

  50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

  51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?

  52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

  53. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?

  54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

  55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

  56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

  57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

  58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякий причины?

  59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?

  60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?

.Ключ

  1. Экстраверсия - интроверсия:

“да” (+): 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30,35, 38, 41/43,46,49, 53, 57;
“нет” (-): 6,33, 51,55,59.

  1. Нейротизм: “да” (+): 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.;

  2. “Шкала лжи”

“да” (+):8, 16, 24, 28, 44;
“нет” (-): 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

По “ключам”, диктуемым психологом, учащиеся находят значения параметров индивидуальности человека, выделенных Г. Айзенком: экстраверсию - интроверсию и эмоциональную устойчивость - неустойчивость. По полученным значениям строится “точка темперамента”. Психолог интерпретирует показатели шкал “интроверсия — экстраверсия” (замкнутость, пассивность — общительность, активность), “эмоциональная стабильность — нестабильность” (уравновешенность — неуравновешенность).

^ Оценка результатов

  • Оценка для шкалы интроверсии (горизонтальная)

Интроверсия

Экстраверсия

значительная

умеренная

умеренная

значительная

1-7

8-11

12-18

19-24

  • Оценка для шкалы нейротизма (вертикальная)

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

высокая

средняя

высокая

Очень высокая

До 10

11-14

15-18

19-24

Иван Петрович Павлов - физиолог





В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком.

Вильгельм Вундт



Рекомендации по выбору профессии
с учетом темперамента

Сангвиник


^ Тип работы: высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный-сангвиник хорошо работал, надо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желательно систематический контроль и проверка. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой. Сангвиник сам знает себе цену и не ищет подтверждения своей значимости у начальства.



^ Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, м/с общего профиля, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и др. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Организаторские способности.


Флегматик


^ Тип работы: нетороплив в учебе и работе. Много внимания уделяет подготовительному периоду. Достигает успеха за счет упорства и терпеливости, продуманной организации труда. Склонен выполнять монотонную работу. Неохотно берет на себя обязанности лидера, неинициативен. При изменении условий работы у них резко снижается производительность труда. Из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение делает их незаменимыми в стрессовых ситуациях. С подчиненными-флегматиками необходимо держать активный контакт, привлекать их к деятельности, заинтересовывать и поощрять их инициативу.

Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Не подойдет деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если это экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера.

^ Рекомендуемые профессии: машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.

^ Холерик
Тип работы: подходит работа, требующая, большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением. Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать. Быстро включается в работу. Свои планы приводит в действие, работу доводит до конца. В период интенсивной работы склонен переоценивать свои возможности. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняется власти. Напорист, но недостаточно настойчив. С холериками следует быть сдержанными, не допускать резкого тона, вместо замечаний, надо давать задания, которые позволяют исправить допущенную ошибку. Холерики хорошо работают с флегматиками и меланхоликами, но двух холериков объединять нельзя – они будут соперничать и конфликтовать.
^ Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель и др. Обладает вербальными способностями. Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.

Меланхолик
Тип работы: их работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе – низкая, он может быстро уставать. Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. Трудно приспосабливается в новом трудовом коллективе. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности.

Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше.

Нежелательно работать водителем на общественном транспорте (в связи с торможением нервной системы).

^ Рекомендуемые профессии: педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, машинопись, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и др. Склонность к творчеству, практическому труду, наблюдательности.

Игра «Самая – Самая»

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод – декоратор…)

  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе…)

  3. Самая денежная (банкир, боксер, модель….)

  4. Самая волосатая (парикмахер..)

  5. Самая детская (воспитатель, педагог…..)

  6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор…)

  7. Самая смешная (клоун, пародист…)

  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик – затейник….)

  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог….)



Похожие:

Пояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения 10 Пояснительная записка Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» iconПояснительная записка 3 План конспект 4 Список литературы 7 Приложение 9
Областная выставка декоративно- прикладного искусства и наша композиция в номинации «Игрушка» 22
Пояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения 10 Пояснительная записка Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» iconКонспект музыкально- тематического занятия на тему: «Моя Россия!»
Пояснительная записка: Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В ходе занятия ребята познакомятся с гимном...
Пояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения 10 Пояснительная записка Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» iconПояснительная записка 3 План-конспект занятия 4 Используемая литература...
Занятие «Виды информации» рассчитано на детей 7-10 лет обучающихся по дополнительной образовательной программе «Занимательный мир...
Пояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения 10 Пояснительная записка Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» iconПояснительная записка: «Положения о размещении объектов капитального...
«Проекту планировки микрорайона 6 а городского округа Реутов Московской области»
Пояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения 10 Пояснительная записка Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» iconПояснительная записка 3 Основная часть 7 Заключение 19 Пояснительная...
Тема: «Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки»
Пояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения 10 Пояснительная записка Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» iconПояснительная записка
Пояснительная записка: Данный материал представляет собой разработку общешкольного торжественного мероприятия, посвященного Дню знаний,...
Пояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения 10 Пояснительная записка Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» iconПояснительная записка проект «Забавушка»
Он включает в себя музыкальные занятия, праздники, развлечения, а также занятия по ознакомлению детей с искусством
Пояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения 10 Пояснительная записка Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» iconПояснительная записка Список литературы Приложение Индивидуальная...
...
Пояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения 10 Пояснительная записка Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» icon2. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и...
Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и...
Пояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения 10 Пояснительная записка Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» icon2012-2013 учебный год пояснительная записка к учебному плану муниципального...
Настоящая пояснительная записка содержит обоснование учебного плана школы №4 на 2012-2013 учебный год в 1-2 классах
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница