Делимость натуральных чисел




Скачать 89.14 Kb.
НазваниеДелимость натуральных чисел
Дата публикации22.09.2013
Размер89.14 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Математика > Документы
Тема: Делимость натуральных чисел

Цели:

  • повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по данной теме;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, потребности к самообразованию;

  • прививать интерес к математике, чтению художественной литературы.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Форма проведения: урок- экскурсия
^ Ход урока.
1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмём же ручки и мелок

И вместе начнем урок.

^ 2. Сообщение темы урока

Сегодня мы совершим небольшую экскурсию в прошлое: познакомимся с традициями и бытом нашего народа.

Для того чтобы подготовиться к серьезной работе – не большая разминка. Проверим, как вы умеете считать.

2 конкурс:

Расшифруйте название темы нашего урока. Впишите буквы, соответствующие найденным ответам [ 1 ]

1)

10 – 0, 4 =




8)

5 x 22,6=




2)

( http://festival.1september.ru/articles/504693/image2155.gif- 0,25) x 34,2 =




9)

6 -0,8=




3)

1,2 : 4 =




10)

0,5 x ( 3,4 + 1,8)=




4)

0,36 : 0,3 =




11)

1,19+ 0,01=




5)

http://festival.1september.ru/articles/504693/image2156.gif– 0,3 =




12)

2,4 : 3 =




6)

2,46 + 3,54=




13)

0,5 x 1,4 – 0,7 =




7)

5 x 0,16 =




14)

1,5 x 0,2 =





4http://festival.1september.ru/articles/504693/full.jpg

Тема: Делимость натуральных чисел. Какую цель поставим? Вспомним понятия основные.
Повторение материала



  1. Какие числа называются делителями данного числа?

  2. Сформулируйте признак делимости на 3.

  3. Сформулируйте признак делимости на 5.

  4. Какие числа называются простыми?

  5. Сформулируйте признак делимости на 2.

  6. Сформулируйте признак делимости на 10.

  7. Сформулируйте признак делимости на 9.



Ученик 1. Вот и приходит к нам долгожданная весна. В лесу, в полях, в садах и парках синевой отливают большие сугробы снега, сильны еще по ночам морозы и бодрят утренники, порой бушуют метели.

Ученик 2. Но по тому, как все ярче и теплее солнце, как в полдень звенит, играя с солнцем, веселая хрустальная капель, как радостнее чирикают воробьи и громче воркуют голуби, чувствуется приближение весны. Это ее позывные, эхо победного марша.

Учитель. Когда-то в старину на Руси отсчет лет вели с 1 марта, с начала сельскохозяйственной весны, с первой весенней капели.

Март был “зачинателем” года. Название месяца “март” идет от римлян. Они назвали этот месяц в честь одного из богов.

Давайте узнаем, как назывался этот месяц.

(Ребята выполняют задание 1.)

Задание 1.

Из ряда чисел выпишите те, которые кратны:

  1. 3 : 291513, 22175, 1216;

  2. 10: 22175, 12250, 12339;

  3. 4 : 1216, 188154, 12250;

  4. 2 : 188154, 291513, 12339;

  5. 9 : 291513, 12250, 12339;

  6. 5 : 188154, 12339, 22115

  7. 25: 22175, 1216, 22115

Варианты ответов: 188154 - т, 22175 – с, 12250 – а, 1216 – р, 12339 – и, 291513 – м, 22115 – у.

Учитель. У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы.

http://festival.1september.ru/articles/516433/1.gif

Ученик 3. Зима в марте не один раз наряжает леса в белоснежный, сверкающий на солнце наряд. Особенно холодной бывает его первая половина. В народе говорят: “Март сродни февралю”, “Март неверен: то плачет, то смеется”. Некоторые дни имеют свои названия.

Чтобы определить эти дни, выполним задание 2.

(Ребята выполняют задание 2.)

Задание 2.

Среди данных чисел выберите простые числа: 48, 575, 13, 340, 17, 126.

В народном календаре 13 марта – капельник, 17 марта – грачевник.

Как вы думаете, почему они так названы?

(Ребята предлагают свои ответы.)

Учитель. В жизни любого народа важное место всегда занимали народные и религиозные праздники. Во все времена они приурочивались к циклам природы, к началу и концу полевых работ. С одним из таких праздников мы сегодня познакомимся. Этот праздник связан с началом весны.

Давайте сначала из данного списка выберем все весенние праздники.

  • Рождество

  • Пасха

  • Спас Яблочный

  • Масленица

  • Троица

  • Иван Купала

  • Крещение

Какой из них связан с началом весны?

(Ответ: Масленица)

Сегодня мы познакомимся с историей этого праздника…

Масленица – это языческий обряд… похорон зимы и благословения теплых дней. В древней Масленице печаль соединялась с радостью.

Россия – страна зимняя, холодная. Поэтому проводы зимы – праздник. Люди, забывая про холода, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины и веселились от души. Чучело зимы затем сжигалось, а Весна после этого пышно величалась.

Но только ли из-за холодов люди ждали весны?

…В те далекие времена, когда всех людей кормила лишь земля, приход обильной влагой и теплом весны был важен, как сама жизнь. Поэтому в древности масленица была праздником земледельцев. Именно в эти предвесенние дни люди могли встретиться и договориться о главном: как сообща начать трудовой год.

После Масленицы для верующих православных начинается строгий семинедельный пост.

Пословица гласит: “Масленица семь дней гуляет”.

В народе Масленицу так любили, что кроме ласковых имен (“касаточка”, “сахарные уста”) придумали названия для каждого из семи дней.

Сейчас мы установим их очередность.

(^ Ребята выполняют задание 3 по вариантам.)

Задание 3. Найдите а) НОД б) НОК

1 вариант

2 вариант

3 вариант

212 и 318

270 и 324

252 и 420








а) “Разгуляй”

а) “Лакомка”

а) “Заигрыши”

б) “Встреча”

б) “Золовкины посиделки”

б) “Тещины вечера”

По номеру ответа определите день недели:

  1. 636

  2. 84

  3. 54

  4. 106

  5. 1260

  6. 1620

ответ: 1. 636 - “Встреча”; 84- “Заигрыши”, 54 - “Лакомка”, 106 - “Разгуляй,

1260 - “Тещины вечера”, 1620 - “Золовкины посиделки”





^ Первый день: “Встреча”.

Ученик 4. Встреча Масленицы. В этот день дети всей деревни собирались и шли от дома к дому с песнями. У всех дома пеклись блины и ждали гостей.

Свекор со свекровью отправляли невестку на целый день к отцу с матерью. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам.

Первый блин в этот день предназначался душам усопших родителей.

Учитель. Всем вам знакома пословица: “Первый блин комом”.

Как вы думаете, почему?

(^ Ответ: Комом мне будет блин, если я забуду, для кого он предназначен.)

Второй день: “Заигрыши”.

Ученик 5. В этот день начинались игрища и потехи. Устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки, катания с горок.

http://festival.1september.ru/articles/516433/2.jpg

Учитель. Перед вами репродукция картины Кустодиева “Масленица”. Художник здесь изобразил народное гулянье. По словам сына Бориса Михайловича в мастерскую к отцу приходили люди и, посмотрев на полотно, угадывали: кто – Кострому, кто – Москву, кто – Ярославль. Даже улицы называли, а художник только улыбался, ему по душе были эти споры. Он и стремился к тому, чтобы каждый узнавал свое, родное.

Физкультминутка.
Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперёд.

Раз – согнуться – разогнуться,

Два ─ согнуться – потянутся,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Пять и шесть тихо сесть.
И снова в путь!

^ Третий день: “Лакомка”.

Ученик 6. Зятья в этот день приходят к тещам на блины. Тещины блины по обычаю целый пир. Каких блинов только не пекла теща.

Учитель. А вот какие это были блины, мы узнаем, решив задачу.

(Ребята выполняют задание 4.)

Задание 4.

Задача. Теща напекла 57 блинов с творогом, что на 42 блина больше, чем блинов икрой и в 2 раза меньше, чем молочных блинов. Сможет ли она разложить блины на 3 тарелки поровну?

Учитель. Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает широкий четверг.

^ Четвертый день: “Разгуляй”.

Ученик 7. В этот день праздник разгорался особенно. Все катаются, песни поют, начинают колядовать. В этот день устраивались знаменитые кулачные бои.

Вспомним Лермонтова:

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву- реку, на кулачный бой
Разгуляться для праздника, потешиться.

http://festival.1september.ru/articles/516433/3.jpg

Учитель. А на Урале и в Сибири осаждали снежные крепости. Художник – сибиряк Василий Суриков увековечил подобную осаду на своей знаменитой картине “Взятие снежного городка”. Городок олицетворял собою укромный приют зимы, который разбивали: одни исполняли роль осаждающих, другие – защитников крепости. Подобное зрелище проходило за деревней, в котором участвовало много народа.

^ Пятый день: “Тещины вечера”.

Ученик 8. На тещины вечера зятья угощают своих тещ блинами. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Этим самым зять выражал уважение и почтение теще. Званая теща присылала зятю: кадушку для теста, сковороды, а тесть – мешок муки и масла.

^ Шестой день: “Золовкины посиделки”, “Проводы”.

Ученик 9. В этот день молодая невестка приглашает к себе родных. Золовке она дарила подарки. Также женщины наряжали Чучело в женский сарафан, платок. Соломенную куклу брали под руки с двух сторон и всей деревней провожали. За деревней в большом костре ее сжигали, а сами вокруг него пели и плясали.

Учитель. В разных губерниях были отличия. Давайте узнаем о Енисейской губернии.

Ученик 10. В Енисейской губернии в субботу дети строили на реках и прудах снежный городок с башнями и воротами. Делились на две группы: охранители и храбрецы. Храбрецы нападали на охранителей, после битвы взрывали ворота, разрушали городок. В этой игре им помогали взрослые. После взятия городка победителя купают в проруби, после чего все угощаются и с песнями возвращаются по домам.

Ученик 11. Проводы честной Масленицы в Енисейской губернии состояли в поезде. Для поезда сколачивали несколько дровен и саней. В середине дровен ставили большой столб в виде мачты, на него клали колесо, на колесо сажали мужика-весельчака, который представляет различные шутки. Такой поезд разъезжал по всем улицам, впереди него пели и плясали скоморохи.

Учитель. Заканчивалась неделя Прощеным воскресеньем. В этот день провославные просили прощение у родных и знакомых. Прощение заключалось покаянием друг перед другом за грешные мысли и поступки. При этом говорили друг другу: “Прости меня”

Блины на масленицу пекли каждый день. И они тоже имели свои названия:

1 - блинища, 2 - блины, 3 - блинчики, 5 - блинки, 6 - блиночки, 7 - царские блины.

Ребята, а как вы думаете: почему на Масленицу пекли блины?

(Ответ: Блин считали символом солнца.)

Александр Иванович Куприн писал: “Блины круглые, как настоящее щедрое солнце, символ хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”.

Устная разминка ( если останется время)

r5


1,4 + 0,6 =
- 1,7 =
1,2 =

: 9 =
+ 0,96=
Вот закончена игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился?

Кто на уроке отличился?

Есть в математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Поэтому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Нам математика дает

Для победы трудностей закалку.

И шагаем с нею мы вперед

Развивая волю и смекалку.
Рефлексия.

Учитель: У каждого из вас на столе карточки (зелёная, жёлтая, оранжевая). Поднимите ту карточку, которую вы считаете предназначена для вас.

Карточка зелёного цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”.

Карточка жёлтого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.

Карточка красного цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов”.

 

3. Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили признаки делимости, разложение на простые множители, нахождение НОД и НОК, а также совершили небольшую экскурсию в прошлое: знакомство с традициями и бытом нашего народа.

Домашнее задание

Похожие:

Делимость натуральных чисел iconВопросы к зачету №1 по теме «Действительные числа»
Натуральные числа. Делимость натуральных чисел. Свойства делимости (с доказательством)
Делимость натуральных чисел iconДанная программа включает также пояснительную записку, вопросы к...
Аксиоматическая теория натуральных чисел. Сложение и умножение натуральных чисел. Роль аксиомы индукции в арифметике
Делимость натуральных чисел iconМатериал из Википедии — свободной энциклопедии
Числа Бернулли — последовательность рациональных чисел B0,B1, найденная Я. Бернулли в связи с вычислением суммы одинаковых степеней...
Делимость натуральных чисел iconУчебник Н. Я. Виленкина «Математика 6 класс» Тема: Взаимно обратные числа. Цели урока
Развивающие цели: обеспечить усвоение учащимися понятие взаимно обратных чисел, развивать навыки нахождения взаимно обратных чисел...
Делимость натуральных чисел iconИгра «поле математических чудес»
Обобщение знаний учащихся по темам Сложение,вычитание., деление, умножение натуральных чисел, десятичных дробей
Делимость натуральных чисел iconНекоторое простое число. Сколько существует натуральных чисел, меньших
Семиклассник написал на доске пример на умножение двух двузначных чисел, а затем заменил в нем все цифры на буквы, причем одинаковые...
Делимость натуральных чисел iconУрок истории и математики
...
Делимость натуральных чисел iconСколько членов прогрессии нужно взять, чтобы их сумма равнялась 80?
Дана последовательность двоцифрових натуральных чисел, кратных Найдите сумму членов последовательности
Делимость натуральных чисел iconРешение Разность множеств это множество, состоящее из элементов множества,...
Выполнить операцию над множествами,, подмножествами множества натуральных чисел
Делимость натуральных чисел iconВопросы к экзамену по дисциплине
Основные свойства линейно-упорядоченного множества натуральных чисел (теорема о наименьшем элементе, свойство дискретности, теорема...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница