Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования




Скачать 156.81 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Дата публикации24.03.2013
Размер156.81 Kb.
ТипРабочая программа
shkolnie.ru > Математика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»
Кафедра алгебры, геометрии и методики преподавания математики

УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГПА»

протокол № ___ от «___» ___________ 2012 года

Ученый секретарь академии __________________М.П.Евдокимова





^ РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики

« » ____ 20___ года (протокол № ____)

зав. кафедрой канд. ф.-м. наук,

доцент _____________ Д.В. Деркач





^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

послевузовского профессионального образования
Актуальные проблемы теории и методики

обучения математике
по научной специальности 13.00.02 – Теория и методика

обучения и воспитания (математика)

Форма обучения – очная, заочная

Составитель:

докт. пед. наук,

проф. С.Г. Манвелов

АРМАВИР

2012
АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины

«Актуальные проблемы теории и методики обучения математике»
Цель учебной дисциплины: подготовка аспирантов к самостоятельному исследованию актуальных проблем теории и теории методике обучения математике в системах общего и профессионального образования.

Место учебной дисциплины в структуре ООП - дисциплина относится к дисциплинам по выбору цикла специальных дисциплин образовательной составляющей подготовки аспиранта.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины: процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование и развитие профессиональных компетентностей, связанных с организацией и проведением исследований актуальных проблем в области теории и методики обучения математике. В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

- знать сущность современных концепций, подходов и теорий, на которых строится и осуществляется развитие содержания математического образования и процесса обу­чения математике;

- уметь анализировать различные тео­ретические подходы к построению процесса обучения математике, использовать полученные знания при разработке и реализации различных методик обучения математике в системах общего и профессионального образования;

- владеть основами методологии и методики по­строения процесса обучения математике и применять полученные знания и умения при выборе, постановке, самостоятельном исследовании и решении актуальных проблем теории и методики обучения математике.

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы (72 часа).

Основные разделы учебной дисциплины:

современные подходы к построению содержания курса математики в общеобразовательных учреждениях; проблемы предпрофильной подготовки и профильного обучения математике в общеобразовательных учреждениях; современные подходы к организации и проведению текущей и итоговой аттестаций по математике в общеобразовательных учреждениях; проектирование современных технологий обучения математике в общеобразовательных учреждениях; проблемы формирования методической компетентности будущих учителей математики.

Разработчик программы: Манвелов Сергей Георгиевич, профессор кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики, доктор педагогических наук.


  1. ^ Цель и задачи освоения учебной дисциплины

Целью изучения дисциплины «Актуальные проблемы теории и методики обучения математике» является подготовка аспирантов к самостоятельному исследованию актуальных проблем теории и теории методике обучения математике в системах общего и профессионального образования.

Задачи освоения дисциплины:

- процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие профессиональных компетентностей, связанных с организацией и проведением исследований в области теории и методики обучения математике;

- выработку представлений об современных тенденциях развития математического образования;

- усвоение основ знаний об особенностях реализации современных концепций и подходов в практике работы образовательных учреждений;

- формирование базовых умений проектирования и реализации составных компонентов как традиционных, так и инновационных технологий обучения;

- подготовку аспирантов к самостоятельной исследовательской деятельности по совершенствованию образовательного процесса, связанного с обучением математике.

  1. ^ Место дисциплины в структуре ООП

Курс «Актуальные проблемы теории и методики обучения математике» относится к дисциплинам по выбору цикла специальных дисциплин образовательной составляющей подготовки аспиранта и направлен на формирование и развитие связанных с организацией и проведением исследований в области теории и методики обучения математике профессиональных компетентностей и готовностью:

- использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;

- самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки;

- систематизировать, обобщать и распространять отечественный и зарубежный методический опыт в профессиональной области;

- разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы обучения, анализировать результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов.

  1. ^ Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины аспиранты должны:

- знать сущность современных концепций, подходов и теорий, на которых строится и осуществляется развитие содержания математического образования и процесса обу­чения математике;

- уметь анализировать различные тео­ретические подходы к построению процесса обучения математике, использовать полученные знания при разработке и реализации различных методик обучения математике в системах общего и профессионального образования;

- владеть основами методологии и методики по­строения процесса обучения математике и применять полученные знания и умения при выборе, постановке, самостоятельном исследовании и решении актуальных проблем теории и методики обучения математике.

^ 4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётных единицы (72часа):

^ Форма

обучения

Курс

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

Очная

1

72

18

18

-

-

54

зачет

Заочная

2

72

4

4

-

-

68

зачет



  1. ^ Структура и тематическое планирование учебной дисциплины

Дневная форма обучения

п/п

Наименование

разделов дисциплины

Всего

часов

Аудиторные занятия

Самост.

работа

Форма

итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат.

занятия

1.

Современные подходы к построению содержания курса математики в общеобразовательных учреждениях

14

4

-

-

10

индивид.

задания

2.

Проблемы предпрофильной подготовки и профильного обучения математике в общеобразовательных учреждениях

14

4

-

-

10

индивид.

задания

3.

Современные подходы к организации и проведению текущей и итоговой аттестаций по математике в образовательных учреждениях

12

2

-

-

10

индивид.

задания

4.

Проектирование современных технологий обучения математике в общеобразовательных учреждениях

16

4

-

-

12

индивид.

задания

5.

Проблемы формирования методической компетентности будущих учителей математики

16

4

-

-

12

индивид.

задания

Итого:

72

18

-

-

54





^ Заочная форма обучения

п/п

Наименование

разделов дисциплины

Всего

часов

Аудиторные занятия

Самост.

работа

Форма

итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат.

занятия

1.

Современные подходы к построению содержания курса математики в общеобразовательных учреждениях


15

1

-

-

14

индивид.

задания

2.

Проблемы предпрофильной подготовки и профильного обучения математике в общеобразовательных учреждениях


15

1

-

-

14

индивид.

задания

3.

Современные подходы к организации и проведению текущей и итоговой аттестаций по математике в образовательных учреждениях


13,5

0,5

-

-

13

индивид.

задания

4.

Проектирование современных технологий обучения математике в общеобразовательных учреждениях


13,5

0,5

-

-

13

индивид.

задания

5.

Проблемы формирования методической компетентности будущих учителей математики


15

1

-

-

14

индивид.

задания

Итого:

72

4

-

-

68






^ Содержание учебной дисциплины


  1. Современные подходы к построению содержания курса математики в общеобразовательных учреждениях.

Проблемы обновления содержания учебников математики для общеобразовательных учреждений. Специфика разворачивания основных содержательных линий в профильных учебниках математики. Особенности разработки дидактических материалов по изучению элементов логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

  1. ^ Проблемы предпрофильной подготовки и профильного обучения математике в общеобразовательных учреждениях.

Особенности предпрофильной подготовки учащихся при обучении математике в основной школе. Проблемы перехода к профильному обучению математике в старшей школе. Специфика методического обеспечения процесса профильного обучения математике.

  1. ^ Современные подходы к организации и проведению текущей и итоговой аттестаций по математике в общеобразовательных учреждениях.

Характеристика различных видов аттестаций по математике учащихся общеобразовательных учреждений. Особенности открытого и закрытого видов аттестаций по математике. Специфика подготовки выпускников в общеобразовательных учреждениях к ГИА и ЕГЭ по математике.

  1. ^ Проектирование современных технологий обучения математике в общеобразовательных учреждениях.

Типология современных технологий обучения математике в общеобразовательных учреждениях. Особенности проектирования авторских технологий обучения математике в общеобразовательных учреждениях. Проблемы применения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях.

5^ . Проблемы формирования методической компетентности будущих учителей математик.

Сущность понятий «компетенция» и «компетентность». Ключевые и предметные компетенции и компетентности. Профессиональная и методическая компетентности учителя математики. Критерии и правила успешности учителя математики. Пути формирования методической компетентности будущих учителей математики.

  1. ^ Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

Основная литература

  1. Дендеберя Н.Г., Спевакова Н.Ю., Манвелов С.Г. Введение в научное исследование по методике обучения математике. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2009.

  2. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Методика и технология обучения математике / под научн. ред. Н.Л. Стефановой. – М.: Дрофа, 2005.

  4. Подготовка учителя математики. Инновационные подходы / под ред. В.В. Афанасьева. – М.: Гардарики, 2001.

  5. Тенденции и проблемы развития математического образования. Ч. 5-9. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2007-2011.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Педагогическое образование. – М.: МОиН РФ, 2010.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: МОиН РФ, 2010.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (проект). – М.: МОиН РФ, 2011.

Дополнительная литература

  1. Добрынина В.В. Методика опережающего обучения математике на основе синергетического подхода. – Ростов н/Д: РГПУ, 2005.

  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

  4. Журналы «Математика в школе», «Квант» и приложения «Ма­тематика» к газете «Первое сентября».

  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – 2002. – № 7.

  6. Концепция развития школьного математического образования // Математика в школе. – 1990. – № 1.

  7. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. – М.: Наука, 1980.

  8. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика / Сост. В.И.Мишин. – М.: Просвещение, 1987.

  9. Методика преподавания математики в средней школе: Частные методики / Ю.М.Колягин, Г.Л.Луканкин, Е.Л.Мокрушин и др. – М.: Просвещение, 1977.

  10. Методика преподавания математики: Общая методика / Сост. Р.С.Черкасов, А.А.Столяр. – М.: Просвещение, 1985.

  11. Пойа Д. Как решать задачу / Пер. с англ. – Львов: Квантор, 1991.

  12. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Пер. с англ. – М.: Наука, 1975.

  13. Пойа Д. Математическое открытие / Пер. с англ. – М.: Наука, 1970.

  14. Саранцев Г.И. Методология методики обучения математике. – Саранск: Красный Октябрь, 2001.

  15. Элективные курсы для предпрофильной подготовки и профильного обучения // Математика. – 2007. – № 2.

Интернет-ресурсы

Источники по актуальным проблемам теории и методике обучения математике в электронных библиотеках:

http://www.mathedu.ru/mathteach/

http://el-biblioteka.at.ua/publ/1-1-2

http://math.mp.minsk.edu.by/main.aspx?uid=33772


  1. ^ Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

Кафедры института прикладной математики, информатики и физики Армавирской государственной педагогической академии располагают учебно-методическими кабинетами, оборудованные необходимыми техническими средствами обучения, используемыми в учебном процессе для освоения дисциплины теория и методика обучения математике. На кафедрах имеется обширный фонд научной литературы по математике и математическому образованию, научные журналы, материалы научных конференций и т. д. В целом кафедры обладают необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта для освоения дисциплины.

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Целью учебной дисциплины является овладение студентами способами эффективного управления собой, формирование мотивации личного и...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Этническая толерантность и историческое партнерство
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Целью учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными системами образования за рубежом
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного и правильно мыслящего исследователя...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины: содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного и гуманистически ориентированного...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины: подготовка аспирантов к реализации методологических требований к организации и проведению исследований по...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Место учебной дисциплины в структуре ооп: дисциплина относится к дисциплинам по выбору образовательной составляющей учебного плана...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница