Скачать 72.6 Kb.
|
МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида» Проект «Моя педагогическая инициатива» Билецкая Ирина Викторовна Воспитатель МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида» Март 2010 год г. Сланцы Сегодня мне выпала честь выступать перед вами, и я хочу поделиться с Вами своим пусть еще небольшим, но, на мой взгляд, интересным опытом и моими представлениями и перспективами в этом направлении. Стаж моей работы педагогом небольшой, всего 4 года. Придя на работу в детский сад, проводя с детьми познавательные занятия, я обратила внимание, что наименьший интерес у детей вызывают занятия по математике. Меня очень удивил этот факт. Потому что я, всегда считала математику одной их самых интересных, увлекательных, занимательных наук. Почему же она не вызывает интереса у детей? Как сделать такую сухую науку загадочной, удивительной и развивающей. Ведь для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. По моему мнению, тема развития логического мышления является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования. В современном мире именно математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Проводя беседы, анкетирование родителей, я обнаружила, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. А ведь полноценное развитие детей становится возможным только при условии выполнения ими активных самостоятельных действий. У каждого из детей свои предпочтения и интересы. Каждый что-то лучше знает и особенно любит. Возникновение такого желания и его реализация имеет большое значение для общего развития ребенка и его способностей. Поэтому я решила создать в группе необходимые условия для самостоятельной деятельности детей. Я оформила уголок занимательной математики, куда я поместила разнообразные развивающие игры, раздаточный материал, головоломки. Вначале я провела работу с детьми по знакомству с местом хранения и научила по мере необходимости самостоятельно пользоваться играми. Весь материал хранится в удобном месте, доступ к нему свободный. Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Но игра может и должна быть не только интересной и развлекательной, но и развивающей, обучающей и воспитывающей. Именно эти принципы я и стала применять на занятиях по развитию логического мышления. Именно игра помогла мне решить следующие задачи, направленные на развитие элементарного логического мышления детей:
Отбор познавательных задач я осуществляла исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно:
Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Поэтому, при проведении своей работы по развитию логического мышления, я руководствовалась заповедями: 1.Радуюсь вместе с ребенком. 2.Я должна быть всегда рядом - ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка старшего. Иначе, в случае неудачи, ребенок надолго потеряет интерес к занятиям. 3.Ребенок должен испытывать радость от каждого занятия. Следовательно, задачи должны быть доступны ему и усложнять их необходимо постепенно. 4.Всегда помню, что неудачи способны привести к развитию у ребенка чувства неуверенности в себе, а это нежелательно. Хвалю ребенка за его усердие, не оставляю без внимания ни одной его работы. 5.Для того, чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться от однообразия, не затягиваю время занятий, учитываю интересы и потребности детей. Не забываю, что ребенок ждет от меня одобрения. Обогатив предметно-развивающую среду различными пособиями, создав условия для индивидуальной, самостоятельной деятельности детей я стала активно использовать его на занятиях по развитию логического мышления. Свою работу по развитию логического мышления я начала с ознакомления с цветными палочками Кюизенера, геометрическими фигурами Дьенеша, которые вызвали у детей большой интерес. Я принесла новые кубики, которые дети еще не видели, поставила 4 стола, и высыпала на середину стола каждого стола геометрические разноцветные фигурки, предварительно рассортировав по форме: на один стол круги, на второй – прямоугольники, на третий – квадраты, на четвертый – треугольники. За каждый стол посадила по 5 детей «Это какая-то новая мозаика» - удивлялись дети. С моей помощью они распределили геометрические фигуры по цвету, потом по величине и толщине. Следующий раз игра проводилась иначе: ребенок, видя перед собой какую-то геометрическую фигуру, должен быть перечислить четыре её признака: форму, величину, толщину, цвет. Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили признаки геометрических фигур, был введен специальный код, графически изображающий эти признаки с помощью рисунков. С этой целью я использовала код, предложенный для дошкольников профессором Семадени. Для детей это было что-то новое. Они были удивлены, что могут «прочитать», какой является выбранная геометрическая фигура, радовались этому, и я радовалась вместе с ними!. Интерес к тому, что они сами могут «диктовать», «записывать», «читать» про признаки геометрической фигуры не угасал довольно долго. Собираясь по утрам около таблицы, дети описывали все новые и новые геометрические фигуры с помощью принятого кода. Такими упражнениями они занимались по собственной инициативе в самое разное время. Наконец, пришло время учиться самостоятельно «записывать» признаки тех или иных геометрических фигур. Каждый ребенок получил лист бумаги, на котором была изображена таблица, состоящая из двух строк по 4 клетки, в которых дети должны были сами зарисовать знаки кода. Эти игры очень нравятся детям и полезны с познавательной точки зрения. Они способствуют выработке умения правильно определять признаки геометрических фигур и пользоваться кодом. Для углубленного развития детей веду математический кружок "Умники и умницы", где решаю следующие задачи:
Проводя кружковую работу по развитию логического мышления, я использую различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов. Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным. Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”. Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать. Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук. Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода. Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие. Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность. ^ Развитие у дошкольников способности мыслить привело к определенным изменениям в поведении и психике: возрос самоконтроль и самостоятельность их деятельности. Углубленная работа с детьми по развитию логического мышления не прошла бесследно. В процессе решения и придумывания задач-головоломок, работы с геометрическими фигурами Дьенеша, цветными палочками Кюизенера дети овладели мыслительными операциями на более высоком уровне. Они стали решать задачи не методом проб и ошибок, а научились планировать свои действия, обдумывать ход решения. Продумывание в уме будущих фигур и последующее их решение свидетельствовало о развитии наглядно-образного мышления. Решение и придумывание задач способствовало развитию у детей логического мышления, сообразительности, умение догадываться, что так необходимо в жизни каждому человеку. Дети проявляли наблюдательность, внимание, усидчивость, умение сопоставлять и анализировать. ^ Как правило, ведущую роль в обучении дошкольников в детском саду берем на себя мы, педагоги. Но только вместе с семьей, с родителями, если у нас будут общие цели и интерес, мы сможем добиться определенных результатов. Поэтому, я планирую создать семейный клуб Знайка», где вместе с мамами и папами ребенок будет постигать тайны науки, открывать для себя что-то новое, интересное, а родители будут заново учиться вместе с детьми. Я считаю, что в дошкольном учреждении необходимо не только развивать детей, но и постоянно повышать педагогическую грамотность родителей. Спасибо! |
![]() | Муниципальный конкурс «молодой педагог» проект «моя педагогическая... Проект составлен на основании потребностей системы образования в рамках реализации следующих нормативных документов | ![]() | Февраль 2013 02. 2013 «Моя педагогическая инициатива – 2012». Педагогической инициативой считается деятельность, основанная на свободно принятом личном... |
![]() | Праздник “Моя семья – моя опора!” Педагогическая: Способствование развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье | ![]() | Творческая работа «Моя педагогическая инициатива» Повышение эффективности... Повышение эффективности уроков за счет использования цифровых образовательных ресурсов |
![]() | Закончилась Особенность ашдодской олимпиады в том, что это проект не министерства образования или других правительственных структур, а инициатива... | ![]() | Проект «Моя семья» Совместный проект детей и родителей группы №5 «Сказка» гбоу сош №49 и воспитателя группы |
![]() | Проект «Моя малая родина». Пояснительная записка Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса, учителей и учеников, но и привлекает не... | ![]() | Проект «моя олимпиада» Автор проекта: воспитатель Костромина Наталия Владимировна Наталия Владимировна принимала участие в территориальном конкурсе на лучший проект патриотического и правового воспитания в дошкольных... |
![]() | Методическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:... Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость» | ![]() | Тезисы к проекту «Моя малая Родина Кош-Агач» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одним из вопросов рассматривает работу с родителями. Современная школа... |