Уроках математики и методика проведения, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников




Скачать 61.32 Kb.
НазваниеУроках математики и методика проведения, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников
Дата публикации10.07.2013
Размер61.32 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Математика > Урок
Требования к использованию дидактической игры на уроках математики и методика проведения, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников
Анализ школьной практики показывает, что нередко используемые учителями средства активизации учения не достигают требуемого уровня активности учащихся, так как при этом не соблюдаются необходимые условия. Не стремясь учесть при обучении возрастные особенности младших школьников, учителя часто не оправданно увлекаются игрой, забывая при этом, что далеко не всякая игра является эффективной формой обучения младших школьников. Чтобы не допустить ошибок, нужно особое внимание уделять методике проведения дидактических игр и требованиям к их использованию.

Подбор дидактических игр для младших школьников проводится в соответствии с программными требованиями. Дидактическая игра может быть использована на разных этапах урока. Особенно распространены игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяются, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будут работать ученики.

Вначале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. На уроке объяснения нового материала в игре должна быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую [5, С. 12].

Проведение игр с детьми и умелое руководство требуют большого мастерства от учителя. Т.К. Жикалкина выделяет следующие требования к использованию дидактической игры на уроках математики в начальных классах.

  1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, доступными для понимания младшими школьниками. Если материал по силе только отдельным ученикам, а остальные либо не понимают правила игры, либо слабо разбираются в содержании математической или логической стороны игры, то она не вызывает интереса детей и будет проводиться только формально.

  2. Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она вызовет слишком бурную реакцию у ребят, но не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной деятельности, не развивает математическую зоркость и внимание.

  3. При проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен контроль за его результатами со стороны всего коллектива, присутствующих учеников или авторитетных лиц. Учет результатов соревнования должен быть «открытым», ясным, справедливым. Ошибки в учете, неясность в самой организации учета приводит к несправедливым выводам о победителях, а следовательно, к недовольству участников игры.

4. Для детей игра будет интересной тогда, когда каждый из них станет

активным ее участником. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

  1. Если на занятиях проводятся игры, связанные с мыслительными операциями, то по содержанию математического материала должны соблюдаться принципы - от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение особенно последовательно и строго надо соблюдать при проведении логических игр.

  2. В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание. Игру не следует оставлять незавершенной.

  3. Подбор игр должен соответствовать возрастным особенностям учащихся.

  4. Игры должны иметь строгий регламент.

  5. Игры должны обеспечивать углубленное, расширение знаний учащихся, развивать умственные способности и быть, в достаточной мере, занимательными и интересными.

10. Обязательно должен подводиться итог игры [2, С. 43].

Е.В. Карпова предлагает при организации дидактических игр с математическим содержанием продумывать следующие вопросы методики:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дети осваивают в процессе игры? Какому мамонту игры надо уделить особое внимание?

  2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих.

  3. Какие материалы и пособия понадобятся для игры.

  4. Как с наименьшей затратой времени ознакомить учащихся с правилами игры.

  5. На какое время должна быть рассчитана игра.

  6. Как обеспечить заинтересованность всех учащихся к игре.

  7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, интересна ли им игра.

  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей.

  9. Как можно использовать основу игры, чтобы применять к ней другой математический материал.

  10. Какие выводы следует сообщить детям в заключение игры [3, С. 28].

Итоговая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Необходимо учитывать методику проведения дидактической игры:

1. Объявление названия игры.

2. Рассказ о расположении ее участников, если игра связана с двигательной активностью детей.

  1. Перечисление правил игры.

  2. Объяснение хода игры.

  3. Показ учителем образца действий.

  4. Игра.

  5. Подведение итогов игры и объявление победителя.

Руководя дидактической игрой, ведущий должен помнить о добровольном участии в ней детей. Нельзя принуждать ребенка играть, нужно пробудить у него желание действовать.

К игре необходимо готовить различные игровые атрибуты: карточки, наборы картинок, кубики, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры, фишки или жетоны, песочные часы, вымпел или флажок, двухцветные ракетки, колокольчик или бубен. Фишки и жетоны могут быть произвольной формы и любого цвета. Вымпелы и звездочки используются для награждения победителя в индивидуальном соревновании. Для награждения коллективного победителя в эстафетах нужен вымпел или флажок [4, С. 63].

В дидактических играх, где обучающую задачу выполняет один ребенок, остальные дети вовлекаются в коллективное игровое действие. В таких играх дети выполняют роль «судей» или «контролеров» и сигнализируют, например, зеленым цветом правильный ответ, красным - неправильный (это может быть сигнальный круг) или хлопками в ладоши.

Необходимо так организовать детей в процессе игры, чтобы обеспечить активность каждого участника.

Для того чтобы игра прошла успешно, ведущий учитель должен соблюдать определенные правила по руководству ходом игры. Само объявление название игры должно вызывать у детей радость. Предлагая игру, руководитель должен создавать атмосферу непринужденности.

Успех игры во многом зависит от четкого объяснения правил. Вначале детям следует разъяснить игровое задание, а потом способ и последовательность его выполнения. Ведущий должен показать образец действия. Начало игры надо проводить в несколько замедленном темпе, чтобы ребята лучше усвоили правила. От четкого соблюдения правил зависит интенсивность хода игры. Ведущему нужно следить за темпом игры, так как чересчур быстрый темп возбуждает детей, а замедленный утомляет.

В конце игры нужно обязательно подвести итоги, определить победителя, указать допущенные ошибки, высказать пожелания проигравшим, быть более внимательными, ловкими, находчивыми. После окончания игры можно провести ее обсуждение. Это даст возможность внести коррективы, изменить ее направленность, наметить совместные эпизоды, которые детям хотелось бы разыграть в следующий раз, обратить внимание на культуру поведения детей во время игры, одних поощрить, других тактично поправить [1, С. 68].

Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогами игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Следовательно, она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой это необходимо для сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, эффективного стимулирования всех сторон детского развития.

Список использованной литературы:
  1. ^

    Детская психология./Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1999, - 186 с.

  2. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1, 2 классах четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М., 1997, - 210 с.

  3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997, - 286 с.

  4. Кутеев Е.А. Игра как средство формирования элементов воспитания. //Начальная школа. - 1990. - № 11. - С. 13-15.

  5. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Просвещение, 1996, - 144 с.


Похожие:

Уроках математики и методика проведения, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников iconУроках математики
Поэтому одна из основных моих задач активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Уроках математики и методика проведения, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников iconСамообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие...
Игровые технологии на уроках как средство формирования и развития учебной деятельности младших школьников.     
Уроках математики и методика проведения, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
«Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей»
Уроках математики и методика проведения, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников iconРазвитие творческих способностей, поисковой и исследовательской деятельности...
Пробуждать у младших школьников познавательный интерес к предметам в процессе обучения
Уроках математики и методика проведения, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников iconАктивизация познавательной деятельности младших школьников в обучении немецкому языку

Уроках математики и методика проведения, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников iconУроках математики
Аннотация: в данной работе представлен опыт работы по теме «Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики...
Уроках математики и методика проведения, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников iconАнжеро судженского городского округа «основная общеобразовательная школа №17»
Разноуровневые задания на уроках математики как средство предупреждения неуспеваемости младших школьников
Уроках математики и методика проведения, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников iconВоспитание экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Уроках математики и методика проведения, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Направленных на активизацию обучения, остается актуальной до настоящего времени. Заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и...
Уроках математики и методика проведения, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников icon«Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся специальных...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница