Аннотация к педагогическому опыту «Подготовка к проведению ролевой игры на уроках английского языка. Автор: кандидат педагогических наук, преподаватель гб оу спо ло «бат» Покровская Т. М




Скачать 107.76 Kb.
НазваниеАннотация к педагогическому опыту «Подготовка к проведению ролевой игры на уроках английского языка. Автор: кандидат педагогических наук, преподаватель гб оу спо ло «бат» Покровская Т. М
Дата публикации31.05.2013
Размер107.76 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Математика > Урок
Аннотация к педагогическому опыту « Подготовка к проведению ролевой игры на уроках английского языка.

Автор: кандидат педагогических наук, преподаватель ГБ ОУ СПО ЛО «БАТ» Покровская Т.М.

cep12101967@mail.ru

Каждый предмет обучения играет свою роль в образовании и воспитании молодежи, в формировании личности гражданина. Английский язык как общеобразовательный учебный предмет обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом и вносит свой вклад в решение поставленных задач.

В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Обучающийся получает возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции, прежде всего на уроке, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности.

^ Значимыми характеристики урока иностранного языка в современных условиях являются:

  • Комплексность в решении практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей (при этом практические цели выступают как ведущие);

  • Коммуникативная направленность процесса обучения;

  • Наличие мотивации изучения иностранного языка;

  • Выбор оптимальных для данного класса приемов и методов обучения;

  • Использование таких организационных форм деятельности учащихся, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в овладении иностранным языком;

  • Создание приятного психологического климата на уроке для общения и речевого партнерства между учителем и учащимися и учениками друг с другом;

  • Наличие и систематическое использование различных средств обучения, в том числе и технических;

  • Единство урочной и внеурочной работы по иностранным языкам.

В данной работе освещены: основные вопросы обеспечения мотивации изучения иностранного языка на разных этапах, связи учебного материала с жизненными ситуациями, организации такой речевой практики, которая предполагает высокую мыслительную активность обучаемых, развитие их творческой инициативы, некоторые пути повышения коммуникативной направленности урока. Планирование учебных занятий в рамках целого цикла и конкретно каждого урока, комбинирование материалов разных уроков, логическая последовательность в выполнении заданий, связь между этапами урока - вот те проблемы, которые успешно решаются педагогом, отдельный опыт представлен в работе.

Не остались без внимания и нетрадиционные формы проведения урока. Они рассматриваются как один из путей повышения качества обучения. Так, например, включение в учебный процесс ролевой игры помогает преподавателю решать вопросы развития инициативы и самостоятельности школьников, способствует усилению мотивации изучения английского языка.

По данной проблематике мною написаны и опубликованы две статьи в Материалах X международной научно-практической конференции « Теоретические и методологические проблемы современного образования»:

  1. ^ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ЦИКЛА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НПО И СПО ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Данный педагогический опыт ставит целью: развитие адекватного использования английского языка с учетом национально-культурной специфики речевого поведения англичан в жизненно важных ситуациях общения.

Под национально-культурной спецификой понимается: исторически обусловленные тип жизненного уклада, культурные обычаи, представления и др., т. е. то, что данное общество делает и думает.

Как известно, национально-культурная специфика лежит в основе общепринятых правил и норм социального общения, выражая определенные стороны реализации нравственной культуры общества.

Совокупность правил и норм составляет эмоционально-психологическое поле обращения, которое оказывает большое влияние как на психологическое состояние общающихся, так и на характер их речевого поведения. Установлено, что игнорирование национально-культурной специфики обычно вызывает непонимание и, как правило, ведет к нарушению процесса общения. Поэтому в овладении умениями коммуникациями на английском языке рассматривается как процесс приобщения обучаемых к культурным особенностям речевого поведения англичан.

Соответственно, целью научить, с одной стороны, пониманию специфики речевого поведения англичан в различных ситуациях общения, а с другой - обеспечить обучаемых речевыми формулами (на уровне автоматизмов), позволяющими более успешно осуществлять общение на английском языке.

^ Этим целям отвечают: включенные в работу лингвострановедческие тексты, система упражнений, учебные фильмы об англоязычных странах. Тексты взяты из различных источников: книг по лингвострановедению, социолингвистике, пособий по разговорному английскому языку, изданных в Великобритании и др.

^ Работа по подготовке к ролевой игре состоит из: введения, уроков с перечнем речевых формул, характерных для конкретных ситуаций общения на английском языке, и дополнительного списка слов и словосочетаний коммуникативного характера.

Каждый урок посвящен определенной теме, содержание которой раскрывается в узуально-поведенческом тексте урока.

^ Текст содержит информацию, цель которой - дать обучаемым определенные сведения о национальной специфике речевого поведения англичан в конкретной ситуации общения. Речевые формулы стилистически дифференцированы. В ряде случаев, когда их употребление возможно в любых ситуациях, стилистические пометы не даются. Формулировка задания, предваряющего текст, ориентирует студента на использование того или иного вида чтения.

После текста следуют упражнения, нацеленные на проверку понимания прочитанного, а также формирование умений говорения на материале текста. Данные упражнения связаны с интерпретацией и оценкой содержания прочитанного. В систему упражнений каждого урока включены микродиалоги, отражающие практическую реализацию в речи той информации, которая описывалась в тексте. Каждый диалог предваряется заданием, предназначенным как для проверки понимания его содержания, так и смысла и значения употребленных в нем коммуникативной модальности, клише и речевого этикета и других речевых формул.

^ Вопросно-ответные упражнения ориентированы на то, чтобы привлечь внимание обучаемых к специфике ситуативно-адекватного использования речевых формул общения для выражения определенных коммуникативных намерений.

Вслед за этим видом упражнений используются задания, нацеленные на осмысление речевых формул и их активизацию в речи.

Последний, заключительный этап урока- это ситуативные и ролевые упражнения, направленные на развитие у обучаемых умений адекватного использования английского языка в жизненно важных ситуациях с учетом национально-культурной специфики речевого поведения англичан. Учитывая важную роль интонации в речевом общении, в некоторых уроках ряд наиболее экспрессивных речевых формул, интонация которых может представлять определенные трудности, содержит разметку основных тонов.

^ Список разговорных формул, является дополнительным материалом, который может быть с успехом использован для создания на занятиях ситуаций, реализующих естественное речевое общение.

В зависимости от условий обучения в каждом отдельном учебном заведении (целей обучения, уровня обученности, количества часов и др.), предлагаемый опыт может использоваться как параллельно с другими учебниками, так и в качестве основного практикума на различных курсах английского языка и факультативных занятиях, когда обучаемые уже владеют нормативной грамматикой и общеупотребительной лексикой английского языка, и главная задача заключается формировании умений общения на английском языке. Преподаватель может, по своему усмотрению, сократить материал урока или выбрать из него те разделы, которые наиболее важны, по его мнению, для конкретного контингента обучаемых. Однако при этом необходимо сохранить последовательность выполнения упражнений, с тем, чтобы не нарушать их системы.

^ Ролевая игра как методический прием обучения иностранному языку получила широкое распространение в практике обучения. Она относится к группе активных способов обучения, помогает активизировать речемыслительную деятельность обучаемых, формирует у них самостоятельно выражать свои мысли, а значит, более качественно решать практические задачи обучения.

Данный прием широко используется в практике обучения. Продумывая план будущей ролевой игры, педагог прежде всего отбирает тот круг проблем, которые можно будет вынести на обсуждение на «встрече», «конференции». Проблемы должны вызывать интерес у студентов, желание участвовать в необычном уроке, самостоятельно работать с дополнительной литературой. Весь языковой материал, который потом будет включен в ролевую игру, должен быть предварительно хорошо усвоен учащимися, поэтому подготовка к ней будет длиться, как правило, не менее одного-двух месяцев.

^ Вот фрагмент урока, на котором идет подготовка к ней.

На первом уроке после зимних каникул педагог обращается к учащимся с такими словами:

  • Boys and girls! Young people are interested in many things. Some of you like reading books and many of you have home libraries. Many boys and girls are interested in music and listen to it every day. And I believe that everybody likes to go to the cinema or to the theater.

^ All this is an important part of your education. That`s why we are going to discuss how to choose a good book, what films to see and what kind of music is the best.

Sport is a very important part of your life too. So we shall not forget to talk about sport either. As you see we have a lot of things to talk about in January, February and March. I hope to hear interesting opinions about sport, music, books and cinema from you.

Затем учащиеся высказываются по ситуациям, предложенным в упражнении. После выполнения упражнения учитель предлагает свои вопросы:

^ Are you a cinema-goer?

What films do you like best?

How often do you go to the cinema?

Say if you try to see all the new and popular films or choose the ones recommended to you by your friend.

При ответах учащиеся пользуются предложенными опорами: an adventure film, a war film, a comedy, a political film, a film which has a lot of music, films about foreign countries, etc.

Высказывания учащихся могут быть примерно следующего содержания:

P`: I am a great cinema-goer. My favourite films are about young people and their problems. They reflect the life of today. I think they teach us many things. I always try to see the films recommended to me by my friends, teachers, parents.

P``:I am a great cinema lover. I like adventure detective films most of all. I also love comedies. To my mind we do not have many funny films. Comedies are very popular with the people. There are some films that make people laugh all the time. I do not often go to the cinema. I have no time.

Проводится дискуссия о телевизионном фильме на английском языке ^ Window оn Britain, который просматривали учащиеся (Фильм прилагается в отдельном файле).

Затем выполняется упражнение. По ходу работы преподаватель задает вопросы:

^ T: Are you fond of music?

Which music do you prefer: classical or popular?

Say if you agree that music reflects life, people`s ideas and emotions.

What do you think, remember or feel while listening to music?

Why do people need music?

P1: Music helps to work and to rest.

P2: Music is a part of a person`s life. It really reflects people`s life and emotions. Music makes people better.

P3: I don`t like pop music. When I listen to pop music it seems to me that somebody is striking on my head. I like tender music with beautiful and calm melodies. I think classical music is good for all ages.

P4: Everybody like music. As for me I like modern music. I am sorry to say I am not fond of classical and folk music. Maybe my taste will change when I am older. I thing that children must get musical education. They will understand music better.

P5: I can`t say I don`t understand classical music. Maybe I don`t understand it quite right but I feel well while listening. Sometimes I want to listen to it because good thoughts come to my mind after that.

P6: I like both classical and modern music but my favourite style is rock. I try to get as must information as possible about the history of rock. For example, I have learned that rock was born in the 50s and very soon became the most popular music of the young people. In the 60s four young men from Liverpool made a revolution in rock and in music in general. Soon they became the most popular pop group in the world. The name of this group is the Beatles.

Учитель всегда принимает участие в беседе, старается показать, как можно раскрыть каждую проблему^ . Например, даетcя к заданию «Speak about the author whose books you find interesting» следующий образец высказывани:

I like to read books by modern writers because these are books about things which happen in real life. I read such books both for pleasure and for knowledge. My favourite modern author is Valentin Rasputin. I can learn a lot by reading his books. They teach me and other people to understand people`s sufferings. They also help me to understand Russian nature of the vast Siberian areas. Books of this kind make an interesting reading. The author knows and understands the sufferings of the ordinary people, their great love for nature and for the place they live in.

На первом, втором курсах НПО и СПО обучаемые знакомятся с одной из стран, язык которой они изучают, - Великобританией. В учебнике имеется много страноведческих текстов, но педагог старается еще больше расширить знания ребят о стране изучаемого языка. Для этого используются кинофрагменты и другие источники информации, в подборе которых могут принимать участие и учащиеся.

^ Когда ребята уже владеют в достаточной степени необходимым страноведческим материалом, учитель составляет план ролевой игры на тему «Путешествие».

Перед учащимися ставится задача - мобилизовать имеющийся у них запас знаний и умений для участия в групповом общении.

Они должны уметь: вступить в беседу, поддержать ее, развить какие-то мысли, детализировать их, высказать свое мнение, поинтересоваться мнением других.

Вот образцы высказываний учащихся, принимавших участие в этой ролевой игре.

Guide: Good afternoon, dear friends. Welcome to London. I am happy to meet Russian students in our capital. My name is Jane Broun. I am your guide. During your stay in London you are going to have a lot of excursions around the city. But now as you have been already told we are going to the college where you will have lunch and a short rest. After that you will meet with British students. They are waiting for you. Are you ready?

P1: Our idea of London is that it is a city where the sky is always grey, the streets are wet and it rains almost all the year round. But the weather is so bright today.

^ Guide: The weather is very changeable. Let`s hope that it`ll be fine during your stay.

P2: We want to know as much about London as possible. We want to see everything and go everywhere. Will you tell us anything about the city on the way to the college?

Guide: Of course, I shall. Now we are coming out onto Parliament Square. On the other side of you see a very long building- British Parliament. The building of the House of Parliament was built in the middle of the last century instead of the one destroyed by the Great Fire. Do you know anything about the greatest London Fire?

P3: Certainly, we do. It was in 1666. Thousands of buildings were burned.

Guide: Right you are. I think it will be interesting for you to know how it all happened. The history tells us that 3000 houses and about 100 churches were destroyed thought a small bundle of wood. A young careless baker left a bundle of wood near a very hot oven. In a few hours big flames were seen in the narrow street where the bakery was. All the houses made of wood soon were burning like paper. People ran to the Thames trying to save their lives. There were a lot of pigeons on London in those days. They didn`t want to leave the burning houses and flew and flew around till they fell down dead. And now we are quite near the Houses of Parliament. The House of Commons was terribly bombed in the World War II. It was rebuilt in 1950. But there is Westminster Hall which was neither touched by fire nor by nazi bombs. And there it stands for many centuries. This Hall dates back to 1097.

^ If these ancient stones could speak they would tell us about Oliver Cromwell who was installed in Westminster Hall as a Lord Protector.

The thrones for the king and the queen are in the House of Lord. The Speaker sits on a beautiful chair, a gift from Australia and Canada to Mother Country. Soon we`ll pass the Town of London. We`ll have a special excursion to the Tower. And now you can have a look at it.

P4: Is the Tower of London the most famous historical building in London?

Guide: I would say it`s one of the most famous historical places.

P5: We know that first it was a fortress, then it served as a Royal palace and later as a state prison. Now it is a museum.

Guide: That`s right. But during its long period of existence it was time when the Tower was ever a Zoo. It was a Royal Zoo. Some leopards and lions were kept there.

You can see state pensioners here, they are ravens. There are only six of them nowadays, but there were a lot of in old times. There is a legend that as long as there are ravens at the Tower, Britain will continue to exist.

P6: It is a pity we can`t see now the men that guard the Tower. I saw them in the picture. Their clothes are quite fantastic.

Guide: They are Yeomen of the Queen`s Guard. They are called “Beefeaters”. They are dressed in traditional medieval clothes. And it makes the old historic place look still more fantastic and theatrical.

^ Here is the college, we have already come.

Теперь класс делится на две группы: «английские студенты» и «российские студенты». У каждого на груди карточка с именем.

Ведущий: Good afternoon, dear guests! We are happy to see you at our college and get acquainted with the Russian students. I am sure we have a lot of questions to ask each other and if you don`t mind, I`ll begin. I hope you have had a good journey, haven`t you? Have you ever been to Great Britain? Is it your first visit?

Ниже приводятся вопросы, которые задавали «российские стyденты»:

^ What subjects do you study at the college? How many lessons do you usually have and how many hours a day do you spend at the college?

What are the most popular kinds of sports with the British students?

What do you do in your free time besides sport?

Can all the college leavers find jobs? Is higher education free or does it cost much in Great Britain?

^ What British writers are mostly read by the young people now?

What Russian writers and poets are famous in the country?

Do you students smoke at the college? How do the college authorities fight smoking?

Are the Beatles still popular in Britain? Etc.

Вопросы, которые задавали «английские студенты»:

^ What rights do Russian students have? Can you choose subjects, schools and teachers?

What are the opportunities for the school-leavers?

What clubs do you have?

What professions are the most popular with the young people?

What are the most popular foreign pop groups in the Russia? Etc.

Каждая из сторон не просто задавала вопросы или отвечала на них. В ходе встречи участники ставили какую-то проблему, высказывали свою точку зрения на нее. Среди вопросов со стороны «российских студентов» было много таких, которые побуждали «англичан» рассказывать о своей стране, о достопримечательностях Лондона(R. P. – российский студент; B. S. – английский студент)

  1. ^ R. P.: What do you do in your free time?

B. S.: Well, we like to listen to music, to see films, to go on hiking. I also read much. My favourite author is Agatha Christie. I prefer detective stories to all other books.

R. P.: Greatly! I think now we read even more. Newspapers and magazines are so interesting that we don`t have enough time to read everything we want.

  1. R. P.: I am interested in art and often visit picture galleries. I live in St. Petersburg and each time I visited the Hermitage. It is one of the most famous and richest picture galleries in our country. There I enjoyed some pictures by Turner, John Constable and Reynolds, but they are not so numerous. Where will you advise us to go to see the paintings by famous British artists?

  2. B. S.: Well, I think you must go to Trafalgar Square in the center of the West End of London. On the north side of the square is the National Gallery and in the north-east corner is the National Portrait Gallery.

Игра проводится в доброжелательной, творческой атмосфере. Обучаемые должны себя чувствовать свободно в ролевой игре. Активное участие в ней положительно влияет на формирование познавательных интересов обучающихся, способствует осознанному изучению иностранного языка. Ролевая игра должна вызывать уверенность в своих силах, содействовать развитию таких качеств, как самостоятельность и инициативность.

Похожие:

Аннотация к педагогическому опыту «Подготовка к проведению ролевой игры на уроках английского языка. Автор: кандидат педагогических наук, преподаватель гб оу спо ло «бат» Покровская Т. М iconРоссийская математическая олимпиада школьников
А. В. Адельшин, доктор педагогических наук, профессор В. А. Далингер, кандидат физико-математических наук, доцент И. А. Латыпов,...
Аннотация к педагогическому опыту «Подготовка к проведению ролевой игры на уроках английского языка. Автор: кандидат педагогических наук, преподаватель гб оу спо ло «бат» Покровская Т. М iconФункциональная стилистика
Автор И. М. Саникович, доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы бгу, кандидат педагогических наук
Аннотация к педагогическому опыту «Подготовка к проведению ролевой игры на уроках английского языка. Автор: кандидат педагогических наук, преподаватель гб оу спо ло «бат» Покровская Т. М iconУроках английского языка Гладкова Е. С. Развитие устной речи на уроках английского языка
Вохтанцева Н. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
Аннотация к педагогическому опыту «Подготовка к проведению ролевой игры на уроках английского языка. Автор: кандидат педагогических наук, преподаватель гб оу спо ло «бат» Покровская Т. М iconПрограммно-методическое обеспечение и использование форм работы о...
Вом кафедры дошкольной педагогики Института детства ргпу им. А. И. Герцена г. Санкт-Петербург. Руководители авторского коллектива...
Аннотация к педагогическому опыту «Подготовка к проведению ролевой игры на уроках английского языка. Автор: кандидат педагогических наук, преподаватель гб оу спо ло «бат» Покровская Т. М iconВ. А. Васенев основы безопасности жизнедеятельности
Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат...
Аннотация к педагогическому опыту «Подготовка к проведению ролевой игры на уроках английского языка. Автор: кандидат педагогических наук, преподаватель гб оу спо ло «бат» Покровская Т. М iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Автор: Байкарова Наталия Александровна, преподаватель английского языка гбоу спо нппк, высшей категории
Аннотация к педагогическому опыту «Подготовка к проведению ролевой игры на уроках английского языка. Автор: кандидат педагогических наук, преподаватель гб оу спо ло «бат» Покровская Т. М icon10-11 классы, профильный уровень (210 ч)
Авторы: Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю....
Аннотация к педагогическому опыту «Подготовка к проведению ролевой игры на уроках английского языка. Автор: кандидат педагогических наук, преподаватель гб оу спо ло «бат» Покровская Т. М iconГбоу спо тспк
Михайловская Т. А., заведующая отделением, кандидат педагогических наук гбоу спо тспк
Аннотация к педагогическому опыту «Подготовка к проведению ролевой игры на уроках английского языка. Автор: кандидат педагогических наук, преподаватель гб оу спо ло «бат» Покровская Т. М iconМастер-класс «Приемы уровневой дифференциации на уроках английского...
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Филипенко Ирина Михайловна, я учитель английского языка средней школы №2. Свой мастер-класс...
Аннотация к педагогическому опыту «Подготовка к проведению ролевой игры на уроках английского языка. Автор: кандидат педагогических наук, преподаватель гб оу спо ло «бат» Покровская Т. М iconИспользование современных педагогических технологий в формировании...
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка г. Ленска»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница