Скачать 160.73 Kb.
|
Разработка урока-зачёта по теме: «Углеводороды» Выполнила: учитель химии Якушкина В.С. Зарайск, 2012 г. Содержание:
Вечерняя школа всегда акцентировала своё внимание на разнообразных формах и эффективных методах учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность учащихся, создающих ситуацию успеха, повышающих личностную самооценку. Введённая в учёбный процесс зачётная система учёта знаний не только расширила возможность проведения индивидуальной работы с учащимися, но и явилась одним из действенных средств систематизации и углубления изучаемого материала. Одной из главных причин, обусловивших успешное использование зачётной системы, явилась её ориентация на определённый контингент наших учащихся. Он, как и раньше, является весьма пёстрым по возрастному и социальному составу, до сих пор характеризуется известной неустойчивостью и нестабильной посещаемостью. Основную часть наших учащихся составляют ребята, по разным причинам оставившие дневную школу, техникум или колледж (14-16 лет). Они, как правило, отличаются низким уровнем успеваемости и слабой мотивацией к учебной деятельности. К этой же возрастной группе учеников относятся сироты и подростки из неблагополучных семей. Вновь за школьной партой оказались и «взрослые» (от 18 до 30 лет), многие из которых имеют работу и семью. Среди учащихся есть те, кто недавно отслужил армию, есть молодые мамы, которым по понятным причинам периодически приходится пропускать занятия. Тем не менее, чтобы в дальнейшем найти хорошую работу и устроиться в жизни, всем им необходимо учиться и получать знания. Учителя с пониманием относятся к таким учащимся и стараются организовать их учебный процесс таким образом, чтобы они получили обязательный учебный минимум. А для этого надо постоянно думать:
Но планировать стоит не только занятие, но и план проведения зачёта. В нашей школе реализация зачётной системы проходит следующим образом:
В зависимости от учебной нагрузки в расписании зачётов каждому преподавателю отведено определённое время на их проведение. Итог любого зачёта – обязательная оценка знаний ученика. В нашей школе (заочной формы обучения) выставляются только годовые оценки по всем предметам, которые определяются по результатам всех зачётов, предусмотренных учебным планом. Перевод учащегося в следующий класс и допуск к итоговой аттестации осуществляется решением педсовета школы.
Учитывая все вышеперечисленные особенности учебного процесса вечерней школы, я пришла к выводу, что для наиболее эффективной реализации зачётной системы следует использовать дифференцированный подход. Его преимущества вижу в следующем: дифференцированного подход
Таким образом, ученики даже на зачёте продолжают обучаться. У них отрабатывается умение связано и полно отвечать, отбирать материал, пользоваться планом ответа и наглядными пособиями. Кроме этого, этот подход помогает учителю решить вопрос проверки ЗУН учащихся с различным уровнем учебной подготовленности. Работа по данной методике является для меня палочкой-выручалочкой. Расскажу более подробно, как в моей практике применяется дифференцированный подход в реализации зачётной системы в группах заочного обучения.
Так как зачётный раздел включает несколько тем курса химии, взаимосвязанных содержанием изучаемого в них материала, то я предлагаю учащимся проработать 4 дидактических карточки, которые направлены на знание обязательного минимума по зачётному разделу. Задания в карточках несут неодинаковую смысловую нагрузку (различие отмечено цветом), поэтому оцениваются по-разному. Задания, отмеченные зелёным цветом, включают базовый стандарт, поэтому при их выполнении учащиеся получают оценку “3”. Но так как большинство учащихся такая оценка не устраивает, они стремятся повысить свои результаты и с этой целью переходят ко второму уровню. Задания этого уровня отмечены синим цветом. Для их выполнения учащиеся могут воспользоваться записями в тетради, а также дополнительными источниками. При выполнении заданий II уровня учащиеся получают оценку «4». У них есть возможность получить более высокий балл -«5» , выполнив задание следующего уровня сложности. Оно предполагает решение задач. Из предложенного набора задач они могут выбрать любую, решить её и показать учителю. Выбор остаётся за ними!
Предлагаю методическую разработку дифференцированного зачёта по химии по теме: «Углеводороды» в 10 классе.
10 класс Цель: выявить уровень знаний и умений учащихся по зачётному разделу Задачи:
В приведённой ниже организационной схеме урока-зачёта по теме «Углеводороды» определена цель каждого этапа (структурного компонента) урока с точки зрения формирования или развития определённых умений и навыков. Её нельзя путать с целью, которую должны ставить на уроке сами ученики. Цели ученика и учителя не всегда совпадают: учитель организует, руководит и управляет процессом обучения, ученик имеет целью обретать определённые знания и умения. Учителю необходимо организовать урок-зачёт таким образом, чтобы ученик сознательно мог поставить перед собой цель - выполнить зачётные задания карточек, по возможности справиться с решением расчётных задач. «Учебная ситуация на уроке должна быть такой, чтобы ученик мог самостоятельно в течение всего урока на каждом его этапе ставить перед собой конкретные цели. Нет цели - нет мотива к действию, нет мотива действовать – нет сознательного подхода к информации. Нет сознательного подхода к информации – нет понимания текста задания, а значит, ученик не сможет с ним справиться!»1 ^
Зачётную систему считаю самой эффективной формой проверки уровня ЗУН учащихся, а применение дифференцированного подхода «палочкой-выручалочкой» любого учителя-вечерника. Данный подход позволяет педагогу осуществить дифференцированный контроль сформированности необходимых умений, а учащимся – самоконтроль и самооценку знаний. Главное, что учащийся не боится зачёта: он знает, что может свободно выбрать задание согласно его способностям и интересам, что только от него зависит, какую оценку он получит на зачёте; для этого же необходимо заранее серьёзно подготовиться.
Дидактические карточки по разделу «Углеводороды» Карточка №1 Изомерия и номенклатура углеводородов.
2. Ниже приведены формулы предельных и непредельных углеводородов. Разделите их на группы: а) предельные; б) непредельные: С3Н10; С6Н12; С4Н8; С2Н4; С2Н6.
_____________________________________________________________________ 4. Назовите органические вещества по их структурным формулам: а) СН2 = СН‒СН=СН2; б) СН3‒СН2‒СН2‒СН2‒СН3; в) СН3 ‒ С ![]() г) СН3 ‒ СН=СН2; 5. Какие из веществ данного состава могут иметь изомеры: С4Н8; С3Н6; С6Н12; С2Н6; С3Н8. Карточка №2 Химические свойства и получение углеводородов 1.Составьте уравнения реакций: а) получения этана реакцией Вюрца; б) горения бензола; в) гидролиза карбида кальция; г) гидрирования этилена; 2. Какое из чисел соответствует относительной молекулярной массе пентана: а) 84; б) 42; в) 72; г) 126; д) 56? ______________________________________________________________________ 3. Составьте уравнения следующих реакций: а) СН2 = СН2 + Н2О →…; б) С2Н6 + Сl2 → …; в) С2Н2+ Н2 → …; г) С6Н6 +Br2 → …; ^ С2Н6 + Сl2 → С2Н5Cl + HCl а) присоединения; б) отщепления; в) замещения; г) изомеризации. Карточка №3 Значение углеводородов
______________________________________________________________________
Карточка №4 Правила безопасного использования углеводородов
_____________________________________________________________________
Карточка № 5 Решение расчётных задач
а) количество вещества кислорода, который потребуется для сжигания 5 моль метана; б) объём углекислого газа, образовавшегося при сгорании 6 л метана. 4. При сжигании 1, 95 г вещества образовалось 6,6 г оксида углерода (IV) и 1,35 г воды, плотность паров по водороду равна 39. Найти молекулярную формулу вещества. 5. Найти химическую формулу газообразного вещества, в состав которого входит 80 % углерода, 20 % водорода, плотность паров по водороду равна 15. 6. Сколько по объёму образуется оксида углерода (IV) при сжигании 5 м3 этана, содержащего 5 % примесей? 7. Какая масса бензола потребуется для получения нитробензола массой 246 г, если массовая доля выхода составляет 92 % от теоретического? 8. Какой объём оксида углерода (IV) образуется при взаимодействии ацетилена объёмом 6 л и кислорода объёмом 18 л? ^
Такой дидактический материал позволяет учителю осуществить дифференцированный контроль знаний и умений, а учащимся – самоконтроль и самооценку знаний. 1 Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие/ Е.С. Антонова. – М.: КНОРУС, 2007. |
![]() | Разработка урока химии по теме: «Ароматические углеводороды. Бензол.» Учитель. Ребята! Сегодня мы приступаем к изучению еще одного гомологического ряда углеводородов. Но прежде, чем начать изучение нового... | ![]() | Методическая разработка по теме: «нетрадиционное проведение урока... Государственное бюджетное образовательное учереждение среднего профессионального образования |
![]() | Ресурса «Школьный химический эксперимент: Органическая химия, часть 1» (Предельные углеводороды; Непредельные углеводороды; Ароматические... | ![]() | Урок 15 познание и применение веществ человеком Устойчивы к детонации: разветвленные углеводороды, непредельные углеводороды, ароматические углеводороды |
![]() | Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,... | ![]() | Разработка урока по теме «Первая любовь» ... |
![]() | Разработка урока по географии по теме "Литосфера" Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М | ![]() | Разработка урока по географии по теме "Гидросфера" Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М |
![]() | Разработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере" Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М | ![]() | Разработка урока по географии по теме " Условные знаки и масштаб, географические координаты " Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М |