Скачать 103.29 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Пермский техникум профессиональных технологий и дизайна Методическая разработка урока по дисциплине «Математика» Тема: обратные тригонометрические функции Преподаватель: Гартлиб Л.А. первая квалификационная категория Пермь 2011 Пояснительная записка Методическая разработка по дисциплине «Математика» разработана в соответствии с рабочей программой по специальности «Менеджмент», первый курс обучения. Данный урок проводится при изучении раздела «Тригонометрические функции». Тема урока: « Обратные тригонометрические функции». Данный урок является уроком изучения нового материала. ^ Способствовать формированию знаний об обратных тригонометрических функциях и их свойствах. Задачи урока: Образовательные:
Развивающие: Способствовать развитию мыслительных операций:
Воспитательные:
Урок построен на основе концепции развивающего обучения. Используемые приемы:
Для достижения задач урока применяются эвристический, исследовательский, алгоритмический методы. Урок проводится в форме фронтальной, групповой и индивидуальной работы. На уроке используются конспект, карточки-задания, мультимедийное оборудование. Основной источник информации – компьютерная презентация, содержащая статистические слайды и слайд с динамическими элементами. В результате проведения урока студент должен: знать:
уметь: применять алгоритм для построения графиков обратных тригонометрических функций. Формируемые компетентности:
Список использованной литературы:
Структура урока
Ход урока 1.Организационный момент. Здравствуйте! Пусть эпиграфом нашей встречи звучат слова великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского: «Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира». (слайд 1) ^ Явления действительного мира отражают пословицы. Перед вами три пословицы: (слайд 2) Чем дальше в лес, тем больше дров. Выше меры конь не прыгнет. ^ Объясните ярко, наглядно языком математики смысл данных пословиц. Дополнительные вопросы: Современная математика использует лаконичный язык: сжатый, емкий, наглядный. С помощью чего математика отражает суть явления, его содержание? Студенты: Язык математики - формулы, графики, таблицы. Какая форма будет наиболее наглядна? Студенты: Графическая. Мы изучаем раздел математики – тригонометрию, на примере каких функций можно показать смысл данных пословиц. Студенты: На примере графиков тригонометрических функций. (слайд 3) ^ ![]() ![]() Студенты: Смысл первой пословицы отражает свойство возрастания функций. Смысл второй пословицы отражает свойство ограниченности. Смысл третьей пословицы отражает наличие точки максимума. Итак, данные пословицы отражают свойства функций. Мы изучаем группу трансцендентных функций, в которую кроме тригонометрических входят показательная и логарифмическая функции, перед вами графики данных функций. (слайд 4) ^ ![]() Как объяснить, что кривые данных функций одного и того же вида? Т.е. имеют вид – экспоненты. Студенты: Функции взаимно обратные, их графики обладают свойством симметрии относительно прямой у = х. Назовите свойства взаимно-обратных функций. Студенты:
Таким образом, если первая группа трансцендентных функций взаимно обратные, то мы, углубляя наши знания о тригонометрических функциях, какую тему урока можем сформулировать? Студенты: Обратные тригонометрические функции. Запишем тему урока: Обратные тригонометрические функции. цель урока: Построение графиков обратных тригонометрических функций.(слайд 5) ^ 1. Среди функций, заданных графически выбрать те, что имеют обратные. ( ![]() ![]() а) б) ![]() в) Студенты: Функция, заданная вторым графиком, будет обратима, т.к. каждому значению функции соответствует единственное значение аргумента, т.е функция обладает свойством монотонности. Какие знания вы используйте, устанавливая обратимость функций? Студенты: При выполнении данного задания мы опираемся на определение обратимых функций: Если функция у=f(x) принимает каждое свое значение только при единственном значении x, то эту функцию называют обратимой. При каких условиях можно построить графики обратных функций, например, для квадратичной функции? Студенты: Если у данной функции рассматривать только промежутки монотонности, то для каждого промежутка можно построить график обратной функции. Т.е. квадратичная функция у=х2 будет иметь обратную функцию при х ![]() ![]() 2. Функция у=f(x) задана своим графиком. Построить графики функций, которые будут обратными к промежуткам монотонности. (слайд 7) Назовите промежутки монотонности. ![]() Студенты: [-2,5;0] – промежуток возрастания; [0;3] – промежуток убывания; [3;6] – промежуток возрастания. Первая группа строит график функции, обратной данной на промежутке [-2,5;0]. Вторая группа строит график функции, обратной данной на промежутке [0;3]. Третья группа строит график функции, обратной данной на промежутке [3;6]. Студенты самостоятельно выполняют построение графиков в конспектах, затем от каждой группы чертеж оформляется на доске. Студенты: Итак, построен график обратной функции на промежутке [2; 5] - промежуток возрастания. Выполнено построение обратной функции на промежутке [4;5] – промежуток убывания. Построен график обратной функции на промежутке [4;10] - промежуток возрастания. ^ Перед нами график функции у=sinx. Что будет первым этапом при построении графика функции обратного у=sinx?(слайд8) ![]() Студенты: Необходимо выбрать промежуток монотонности. Для этого из области определения рассматривают промежуток монотонности [- ![]() ![]() Что будет следующим этапом? (слайд 9) Студенты: Проведем ось симметрии прямую у=х, и отобразим точки главной ветви синуса относительно оси. Покажите, как будет происходить построение графика? Студент показывает на экране направление хода построения графика по соответствующим точкам. Выполняем построение. Главная ветвь синуса ![]() ![]() Итак, функция у=sinx в промежутке [- ![]() ![]() В переводе приставка Arcus- дуга. (Слайд 10) График функции у = arcsinx ![]() Назовите основные свойства функции, обратной у=sinx. Студенты: Свойства функции у = arcsinx.
Выявим алгоритм построения графика функции, обратной y=cosx.(слайд 11) Студенты: Необходимо установить главную ветвь косинуса. Предположите, какой промежуток из области определения можно рассмотреть как главную ветвь косинуса? Студенты: [0; ![]() Каковы будут следующие этапы? Студенты: - Провести ось симметрии у = х. - Отобразить точки главной ветви косинуса относительно оси. - Выполнить построение. По алгоритму постройте график функции, обратной y=cosx. Результат работы группы показать на ватмане. ![]() ![]() ^ ![]() ![]() График функции у = arсcоsx ![]() Итак, функция у=cosx в промежутке [0; ![]() Назовите основные свойства функции, обратной у=sinx. Студенты: Свойства функции у = arccоsx.
5.Рефлексия. Урок мы начали с трех пословиц, смысл которых вы объясняли на основе графиков тригонометрических функций. Какая из пословиц наиболее ярко отражается в свойствах обратных тригонометрических функций? (слайд 13) Студенты: «Выше меры конь не прыгнет» - отражает свойство ограниченности обратных тригонометрических функций. Оцените уровень понимания учебного материала в баллах, если: 3 балла – учебный материал понятен; 2 балла – затрудняюсь в выполнении отдельных этапов построения графиков; 1 балл – учебный материал не понятен. Вы получаете профессию менеджера, каким образом содержание нашего урока поможет вам в профессиональной деятельности? Студенты: ………. 1) Мы рассматривали построение и свойства функций, заданных графически. Анализ деятельности предприятия часто отражают графически. Пониманию смысла графиков – важно научиться на уроках математики. 2) Понятие обратных функций используется в экономической теории. Как будущие менеджеры, вы должны понимать, что потребительский спрос на некоторый товар зависит, в общем случае, от большого числа факторов, каких? Студенты: Цены товара, сезона, дохода покупателя. Если считать все факторы, кроме цены, неизменными, то полученную зависимость спроса от цены можно рассматривать как функцию спроса. Какой существует закон спроса? Студенты: Закон спроса: чем выше цена, тем меньше объем спроса. Таким образом, функция спроса - это обратная функция функции цены. ^ Как вы считаете, полностью ли мы выполнили цель урока? Студенты: Нет, так как не рассмотрели графики функций, обратных y=tgx и y=ctgx. Таким образом, сформулируйте домашнее задание. Студенты: Выполнить построение графиков функций, обратных y=tgx и y=ctgx. Итак, домашнее задание:
|
![]() | Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература» Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского... | ![]() | Методическая разработка урока по дисциплине «Математика» Номинация конкурса: — Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование |
![]() | Методическая разработка урока по дисциплине «Математика» Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области «Волховский колледж... | ![]() | Методическая разработка урока по дисциплине «Математика» Повторение пройденного материала с целью подготовки к изучению нового материала (6 мин.) |
![]() | Методическая разработка урока по дисциплине «Математика» на тему... В данной методической разработке представлен урок по теме «Показательные уравнения», на рассмотрение которой в рабочей программе... | ![]() | Методическая разработка по теме «Теория пределов» по дисциплине математика... Методическая разработка предназначена для студентов 2 курса специальностей 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и... |
![]() | Методическая разработка тема: Цифровой образовательный ресурс по дисциплине «Математика» Тема: Цифровой образовательный ресурс по дисциплине «Математика»– сайт «Логарифмы» | ![]() | Методическая разработка урока по дисциплине «Туристское регионоведение России» |
![]() | Методическая разработка урока математики в игровой форме Уровень образования: базовый, программа «2100», 2 класс (1- 4). Авторская программа: Демидовой Т. Е., Козловой С. А., Тонких А. П... | ![]() | Методическая разработка бинарного урока «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) гбоу нпо пу №21, «Сварочный трансформатор»: методическая разработка бинарного... |