Тема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к егэ. Сочинение-рассуждение) 2 часа




Скачать 64.14 Kb.
НазваниеТема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к егэ. Сочинение-рассуждение) 2 часа
Дата публикации14.10.2014
Размер64.14 Kb.
ТипСочинение
shkolnie.ru > Математика > Сочинение
Урок по русскому языку в 11 классе
Учитель: Зеленова Елена Николаевна
Тема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение)

2 часа.

Обучающие цели урока:

  1. Подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть слова);

  2. Раскрыть содержание понятия «аргумент» (что надо понимать под жизненным опытом, читательский и жизненный опыт как источник аргументов в выражении отношения пишущего к проблеме, поднятой в тексте);

  3. Показать способы подбора аргументов; нетрадиционные формы аргументации.


Развивающие цели урока:

  1. Стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся;

  2. Умение адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы;

  3. Развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.


Воспитывающие цели:

  1. Способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речью;

  2. Вовлечение каждого в активный познавательный процесс, применения им на практике этих знаний и четкого осознания, где и каким образом эти знания могут быть применены. Это еще и возможность работать совместно, проявляя при этом определенные коммуникативные умения общения со сверстниками.


^ Задачи уроков:

  1. Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных схем;

  2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий.


^ Тип уроков: комбинированный с использованием информационных компьютерных технологий (ИКТ).
Оборудование: Мультимедийная установка, раздаточный материал с памятками, контрольные листы, тексты, электронная презентация.
^ Ход урока:


  1. Организационный момент.

Добрый день, девушки. Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать ЕГЭ, но для этого вам необходимо знать о том, как, же строится сочинение-рассуждение, какие проблемы рассматривают авторы текстов, каким образом их можно прокомментировать и как правильно подобрать аргументы.

Хотелось бы начать свой урок с высказывания древнегреческого философа Менандра, который утверждал: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это вам будет так необходимо в решающий для вас момент. А Сократу – первому из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции – принадлежат слова: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, что комментарий излишен, тем более что речь бывает как устной, так и письменной. И мне очень хотелось бы, чтобы учитель, проверяющий вашу работу, увидел вас, как человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью. Первый шаг. «Знаю, за что получаю баллы». (21б знакомы с критериями К1-К12).

^ Второй шаг. Понять структуру сочинения вам поможет электронная презентация.

Третий чаг. И так, давайте проговорим определенные требования к сочинению-рассуждению:

    1. Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста;

    2. Убедительно ее доказать, привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт;

    3. Сформулировать позицию автора;

    4. Высказать свою точку зрения;

    5. Изложить мысли грамотно, последовательно и связно

- Ваше сочинение может быть оценено высоким баллом, если вы правильно выявите и сформулируете проблему текста и позицию автора по данной проблеме, поэтому небольшой экскурс в Часть С.

Когда-то Аристотель утверждал, что «речь слагается из трех элементов: из самого автора, из предмета о котором он говорит, и из лица к которому он обращается».

Вы уже понимаете, что эти «три элемента» - автор, тема и читатель.

Что такое Часть С?

Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений.

Один из важнейших признаков текста это информативность.

Ключ к восприятию понятий «тема» и «идея» в словах М. Горького «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».

Итак: Что? Как? Для чего?


  1. Основная часть. Работа в группе (5 человек) с текстом.

    1. Читаем вдумчиво текст. Простым карандашом в тексте подчеркиваем основные ключевые слова в каждом абзаце.

    2. Озаглавьте текст.

    3. Определите тип, стиль речи, назовите жанр, укажите тему теста.

    4. Ищем проблему, поставленную в исходном тексте автором (комментарий ученицы).

    5. Комментируем проблему исходного текста.

    6. Авторская позиция (как она меняется?)

I Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Ее можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревающую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. Она имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Проблемы текстов, предлагаемых для анализа выпускникам ЕГЭ по русскому языку.

Давайте их запишем:

Человек и общество.

Проблемы экологии.

Проблемы семьи.

Смысл человеческой жизни и предназначение человека.

Связь поколений, проблема отцов и детей.

Судьба Родины, ее прошлое, настоящее, будущее.

Проблема сохранения родного языка.

Проблема сохранения исторических корней.

Роль искусства, литературы в жизни человека.

- К какой категории относится проблема, затронутая в тексте

II Что значит прокомментировать проблему?

Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться «истории вопроса» то есть коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом авторских аспектов, так как комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос.

Нужно подумать: (Для комментария текста)

Насколько проблема злободневна

Что делает ее злободневной

Традиционна ли эта проблема или нова.

Если традиционна, то, какие точки зрения есть по ее поводу.

Если нова, то, что стало причиной ее появления, жизнеспособна ли она, объясните, что позволяет сделать такие выводы.

Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме.

Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции, интернационалист, глубокий знаток человеческой души).

Чего нужно избегать в комментариях:

Пересказа исходного текста или любой его части.

Рассуждений по поводу всех проблем текста.

Комментариев о действиях героев текста.

Общих рассуждений о тексте: тебе нужно прокомментировать одну из проблем.

Материал можно изложить двумя способами изложения материала:

1) от частых фактов к формулировке проблемы.

2) от формулировки проблемы к комментарию.

III Как выявить позицию автора?

Если проблема текста формируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

IV Аргументы. Собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами. Здесь важно умение понимать другого и возможность рассказать о себе, о своем видении мира, это умение вступить в диалог с автором текста.

Аргумент – (по словарю) – довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

Аргументы бывают разные:

- логические (выводы науки, статистика, законы природы, положение юридических законов, свидетельства очевидцев);

- иллюстративные (картины художников, литературный пример);

- предположительные (ссылки на авторитет: мнение ученого, философа).

Аргументы «за» должны быть:

  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;

  • доступными, простыми, понятными;

  • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументация автора ошибочна. Однако в случае несогласия с автором нужно оставаться тактичными и корректными. Для этого помогут следующие обороты речи:

  • Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что …

  • Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему …

Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе – по силе возрастания. Следовательно, каждый аргумент должен быть самым сильным.

Очень важно правильное абзацное членение текста. Абзацные предложения составляют почву текста, если абзацное членение сделано правильно, то при прочтении написанного только по абзацным предложениям получится связный текст.

Домашняя работа:

1) Изучить методический комплект с рекомендациями и памятками для написания сочинения.

2) Сочинение по тексту.

3) Проанализировать самим свое сочинение по критериям.

4) Вариант заданий уровня В.

Похожие:

Тема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к егэ. Сочинение-рассуждение) 2 часа iconТема урока : Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению рассуждению...
Тема урока: Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению рассуждению на основе исходного текста (подготовка к егэ, часть 3 С....
Тема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к егэ. Сочинение-рассуждение) 2 часа iconГотовимся к егэ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение
Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные...
Тема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к егэ. Сочинение-рассуждение) 2 часа iconПамятка Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Вступление (введение)
Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста
Тема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к егэ. Сочинение-рассуждение) 2 часа iconУрок №1 Тема: Способы формулировки проблемы, поднятой автором текста
Майер Елена Николаевна. Практикум по подготовке к сочинению (часть с егэ) «Шесть уроков – шесть ступеней к сочинению». (для 10-11...
Тема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к егэ. Сочинение-рассуждение) 2 часа iconСочинение-рассуждение ученика 11Б класса Каримова Нияза По тексту...
Написание сочинения-рассуждения всегда было сложной задачей для большинства наших учеников. Эта часть 3(С) на егэ проверяет у учащихся...
Тема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к егэ. Сочинение-рассуждение) 2 часа iconПрактикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению»
Использование технологии группового обучения для выполнения задания в и с на егэ по русскому языку
Тема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к егэ. Сочинение-рассуждение) 2 часа iconУрок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова
Тема урока: Р. Р. Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова «Ранняя зелень»
Тема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к егэ. Сочинение-рассуждение) 2 часа iconУрока развития речи в 9- м классе. Подготовка к сочинению- рассуждению...
Цели урока: раскрыть на примере текста тему дружбы; развивать аналитические и творческие способности учащихся; формировать у них...
Тема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к егэ. Сочинение-рассуждение) 2 часа iconСочинение пишется по определенному плану
В этой теме я постараюсь рассказать о том, как написать сочинение егэ по русскому языку (часть С) на 21 балл. Подробный план егэ...
Тема: От анализа текста к сочинению. (Подготовка к егэ. Сочинение-рассуждение) 2 часа iconУрока: 1 обучающие: повторить изученный материал по теме «Имя прилагательное»
«Имя прилагательное» на основе комплексного анализа текста; закрепить основные речеведческие понятия (тема текста, основная мысль...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница