«Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация»




Скачать 80.73 Kb.
Название«Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация»
Дата публикации11.03.2014
Размер80.73 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Математика > Урок
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МБОУ СОШ №76 Г.УФА

НОМИНАЦИЯ КОНКУРСА: Педагогические идеи и технологии

Урок химии

Тема: Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация

Автор: Лобастова Вера Ивановна, учитель высшей категории, Отличник РБ

Место выполнения работы: МБОУ СОШ№76, г. Уфа

Г. Уфа

Урок по теме: «Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация»

УМК - Новошинский И.И. и Новошинская Н.С.

^ Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением, с использованием работы в парах и взаимопроверки результатов

Цели:

  • образовательная: сформировать представление о составе оксидов, классификации, ознакомить с наиболее яркими представителями.

  • развивающая: способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.

  • воспитательная: воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность

Оборудование: образцы оксидов, природных руд и минералов, содержащих оксиды.

Названия: атом, молекула, вещество

^ Ход урока.

І.Организационный момент.

Учитель: От атома к молекуле; от молекулы к веществу. Мы с вами как альпинисты, покоряем одну гору за другой и вот мы у основания горы с названием «Вещество»

Но прежде, чем начать восхождение закрепим наш багаж. Я предлагаю Вам «Сигнальный тест» (слайд 2)




1

2

3

4

Неметаллические свойства характерны для:

Мg

О

Na

Ca

Металлические свойства характерны для:

P

O

Ba

S

Бинарным веществом является:

H-O-Cl

H2O

N2

NaClO

Ковалентная полярная связь в веществе:

NaCl

F-F

H2S

Mg

Ионная связь в веществе:


Ca0

NaСl

H2 S

HCl

Степень окисления +7 марганец проявляет в веществе:


MnO2


MnCl2


HMnO4


K2MnO4


У каждого учащегося на столе находится шаблон цифры, а вопросы для тестовой проверки показываю в презентации. Проверка тестов проводится фронтально: после каждого вопроса учащиеся сигналят при помощи красных и зеленых значков о выбранном варианте ответа; в случае неправильного ответа учащиеся обосновывают свою точку зрения

ІІ. Изучение нового материала

Вещества очень разнообразны. По определенным признакам их объединяют в группы.

-Распределение веществ по группам (классам) на основе общих свойств называют классификацией

Я вам показываю слайд- 3 с формулами веществ. Вы знаете, что состав вещества можно выразить формулой. Посмотрите внимательно, найдите 4 группы веществ, которые обладают сходным строением формул. Запишите в тетради в разные столбики

^ Выписать на доске

1.Работа с понятием оксиды:

-В каком столбике больше всего формул?

- Из скольки элементов состоят эти вещества? Как называются вещества состоящие из 2-х элементов?

- Что еще общего у всех этих веществ? «О»

-а еще есть общие признаки у этих веществ? Давайте определим степень окисления элементов в веществах. Чему равна степень окисления кислорода? -2

Вывод: общее: а)состоят из 2-х элементов;

б)среди элементов есть кислород;

в)кислород в степени окисления -2

Так мы с вами выделили из многообразия формул веществ - группу веществ, которая называется оксиды.


ЭхОу
- А теперь постарайтесь дать определение, что такое оксиды. (Слайд 4.)

^ Состав оксидов выражается общей формулой:

х,у-число атомов элементов

Предлагаю вам еще две формулы: ОF2 H2O2 . Можно их отнести к классу оксидов? Обсуждение и предлагаю проверить степень окисления.

^ 2.Работа над классификацией оксидов (слайд 5.)

Работаем дальше: посмотрите на формулы оксидов, а нельзя ли еще их разделить на группы? Обратите внимание на элемент стоящий в формуле на первом месте. Какие 2 группы элементов мы знаем в ПСХЭ: металлы и неметаллы. Разделите оксиды на 2 группы: оксиды металлов и оксиды неметаллов (слайд 6.)

Классификация оксидов гораздо сложнее, в ее основе лежит деление на оксиды Ме и оксиды НеМе. Приведите примеры формул оксидов металлов (1-я группа) и примеры формул оксидов неметаллов (2-я группа)

Выполним задание «кто лишний?» (слайд 7)

Учитель: Как можно еще классифицировать оксиды? (слайд 8,9)

^ 3. Работа с номенклатурой оксидов

Теперь научимся называть оксиды. Это целая наука и называется она – номенклатура.

Номенклатура – это наука, которая устанавливает правила составления названий веществ. Существует несколько номенклатур: систематическая и травиальная

По систематической номенклатуре бинарные соединения состоят из 2-х слов. Первое слово «оксид» в именительном падеже, второе слово – название элемента в родительном падеже

А) по международной номенклатуре (систематической):
Название = «Оксид» + название элемента + степень окисления

Оксида в родительном падеже

Р2О5 оксид фосфора (5), СО2 -оксид углерода (4)
Б) по тривиальной номенклатуре: углекислый газ, вода, сернистый газ
Задание 1.

Дать названия следующим веществам: PbO, SiO2, SO3, FeO, К2О (слайд 11,12)

Задание 2. Самостоятельная работа (слайд 13)

4. Лабораторная работа: Ознакомление с образцами оксидов

Прочитайте на с.82 учебника лабораторный опыт 2, занесите результаты классификации образцов оксидов в таблицу.

5. Сколько и какие оксиды названы в этом стихотворении (слайд 10)

Учитель: Лежу на берегу, вокруг одни оксиды,

Куда не погляжу – прекраснейшие виды:

Песочек – пляж, вода морская,

А моря бриз. Волна крутая.

И воздух… дышится легко,

Вода – парное молоко.

Забудешь беды и обиды…

А все же…где же здесь оксиды?! Хотя бы три мне назовите…

(ученики называют песок, углекислый газ, воду)

Учитель: Она и дождь, и град и снег
Туман и гололёд,
Носитель благ, предвестник бед
И радуга и лёд.
Что это за вещество?
(Вода)

Вода – это не химическое название. А кто из вас может дать химическое название этому соединению? (ученики дают название воде – оксид водорода)

6. Применение оксидов

Некоторые оксиды не растворяются в воде, но многие вступают с водой в реакции соединения:

SO3 + H2O = H2SO4

CaO + H2O = Ca(OH)2

В результате часто получаются очень нужные и полезные соединения. Например, H2SO4 – серная кислота, Са(ОН)2 – гашеная известь и т.д.

Если оксиды нерастворимы в воде, то люди умело используют и это их свойство. Например, оксид цинка ZnO – вещество белого цвета, поэтому используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила). Поскольку ZnO практически не растворим в воде, то цинковыми белилами можно красить любые поверхности, в том числе и те, которые подвергаются воздействию атмосферных осадков. Нерастворимость и неядовитость позволяют использовать этот оксид при изготовлении косметических кремов, пудры. Фармацевты делают из него вяжущий и подсушивающий порошок для наружного применения.

Такими же ценными свойствами обладает оксид титана (IV) – TiO2. Он тоже имеет красивый белый цвет и применяется для изготовления титановых белил. TiO2 не растворяется не только в воде, но и в кислотах, поэтому покрытия из этого оксида особенно устойчивы. Этот оксид добавляют в пластмассу для придания ей белого цвета. Он входит в состав эмалей для металлической и керамической посуды.

Оксид хрома (III) – Cr2O3 – очень прочные кристаллы темно-зеленого цвета, не растворимые в воде. Cr2O3 используют как пигмент (краску) при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики. Известная многим паста ГОИ (сокращение от наименования “Государственный оптический институт”) применяется для шлифовки и полировки оптики, металлических изделий, в ювелирном деле.

Благодаря нерастворимости и прочности оксида хрома (III) его используют и в полиграфических красках (например, для окраски денежных купюр). Вообще, оксиды многих металлов применяются в качестве пигментов для самых разнообразных красок, хотя это – далеко не единственное их применение.

^ Информация о домашнем задании

  • Учитель комментирует домашнее задание:

- прочитать текст параграфа 24
- выполнить упражнения письменно:

№ 1 – назвать формулы оксидов

№ 3 – составить формулы оксидов по названию;

№ 5 решить задачу;

Подведение итогов. Рефлексия.

1.Что узнали? Чему научились?
2.Какие характеристики класса оксидов нам уже известны?
3.Что ещё не знаем, но хотели бы узнать?

Список литературы

  1. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013.-224с.:ил.-(ФГОС. Инновационная школа).

  2. Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 8 класс»/И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.М.:ООО «Русское слово-учебник»,2013г

  3. Научно-методический журнал «Химия. Все для учителя» Издательская группа «Основа» №2, 2012г с.21; №3, 2012г с.23

  4. Полезная химия: задачи и истории/Л.Ю.Аликберова, Н.С.Рукк.- 3-е изд., стериотип.-М.: Дрофа, 2008.-187с.

  5. Энциклопедический словарь юного химика – М.: изд. “Педагогика”, 1990 г.

  6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ Главный ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001

Похожие:

«Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация» iconТема: «оксиды: состав, классификация, номенклатура»
Цель урока: исследование класса "Оксиды" как одного из важнейших представителей основных классов неорганических соединений
«Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация» iconПлан-конспект урока строение, классификация, номенклатура и свойства...
Строение, классификация, номенклатура и свойства спиртов. Их получение и применение
«Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация» iconКонтрольная работа №5 Вариант 4 Теоретические вопросы Состав таблеток....
Состав таблеток. Вспомогательные вещества, характеристика, классификация, ассортимент
«Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация» iconУрок по теме: ««Оксиды»
Урок по теме «Оксиды» разработан на основе учебного материала с использованием учебника
«Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация» iconТема: " в гостях у сказки"
Закреплять познавательно-математические знания и умения детей: количественный и порядковый счёт, соотнесение количества и числа,...
«Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация» iconУрок 1-2 Тема урока: Карбоновые кислоты Тема
...
«Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация» iconВопросы к экзамену по факультетской терапии
Пневмония. Определение. Классификация. Этиология. Патогенез. Клиническая картина, осложнения заболевания. Лабораторная и инструментальная...
«Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация» icon1. Волновой зубчатый редуктор. Конструктивные схемы. Назначение....
Назначение и классификация потенциометров. Основные параметры и характеристики. (61)
«Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация» iconБилет №1 Факультет ивт курс 2 Семестр 4 Дисциплина Операционные системы
Планирование и диспетчеризация потоков: определение, основные задачи. Вторая задача планирования, классификация алгоритмов выбора...
«Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация» iconПодготовка к экзамену по пос (2009 год)
Определение и функции ос. Классификация многозадачных ос. Принципиальные отличия требований к системам реального времени и к обычными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница