Доклад «Обучение на основе схем и знаковых моделей»




Скачать 42.25 Kb.
НазваниеДоклад «Обучение на основе схем и знаковых моделей»
Дата публикации03.03.2014
Размер42.25 Kb.
ТипДоклад
shkolnie.ru > Математика > Доклад



Доклад

«Обучение на основе схем и знаковых моделей»

МОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»

Образовательная линия «Классическая начальная школа»

Учитель: Шарапенкова Елена Витальевна.

Доклад дан в рамках опорной площадки на семинаре

для учителей Гатчинского муниципального района

11 февраля 2009 года

Концепция содержания непрерывного образования указывает нам на изменение целей обучения. Сегодня они направлены на развитие личности ребёнка, когда знания, умения и навыки становятся средством для достижения образовательных целей, а не самоцелью.

Образовательная линия «Классическая начальная школа» вместе с автором Александровой Эльвирой Ивановной опираются на труды классиков – психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и других.

Одним из факторов, определяющим эффективность подхода в обучении математики является обучение на основе схем и знаковых моделей.

Все новые понятия, в частности понятия величины и числа, вводятся через конкретно-практические задачи, решение которых требует подбора предметов, обладающих изучаемым свойством, а затем, если речь идёт о величине, измерение её соответствующей меркой. Результатом измерения всякий раз будет являться число. Процесс измерения и его результат описываются с помощью графических моделей (схем), в частности отрезков, числового луча и числовой прямой.

Введение графических моделей начинается в первом классе на четвёртом уроке при изучении длины. Сравнение по длине с помощью отрезков, указывающее на отношение между ними, имеет огромное значение для изучения всего последующего материала, для усвоения способов решения задач, уравнений и нахождение значений выражений. Так как при выполнении любых заданий отношения между величинами (описанными с помощью букв или чисел) будут изображаться с помощью отрезков одинаковой или разной длины, в зависимости от отношений между величинами, например:



На следующих уроках с помощью отрезков сравнивают длину, ширину, высоту, рост, а в дальнейшем объём и массу:



Со второго полугодия учим детей складывать и вычитать величины. Мы рассматриваем сразу две задачи: 1) уравнивание двух величин; 2) восстановление целого по его частям и части по известному целому и другой его части ( одной или нескольким).

Работа над введением этих взаимообратных операций строится так же. Как и ранее: от практических действий к графической модели, а от неё к буквенно-знаковой, и наоборот.

Как известно, уравнивать можно тремя способами:

1)путём увеличения меньшей величины, т. е. сложением.



2)Путём уменьшения большей стороны до равенства с меньшей, т. е. вычитанием.



3) Путём увеличения одной и уменьшения другой на одну и ту же величину. Этот способ предполагает свободное владение первыми двумя способами.

Введение понятия об отношений частей и целого обусловлено необходимостью обучения учащихся текстовым задачам алгебраическим способом, т.е. на основе составления уравнений вида Х= (выражение). Для этого ребёнок должен научится изображать отношение частей и целого с помощью схем, опираясь на которые он сможет описать особое отношение величин, не зависящее от их конкретного числового значения. В виде буквенных формул.

Графическая модель этого отношения - отрезок. Целое изображаем кружком, а части треугольниками.



Схема почти сразу усложняется, показывая, что одна и та же величина может быть и целым и частью. Разбив величину В на две части мы получим новое выражение:



Совместно с детьми выводим формулу: чтобы найти целое, надо сложить части; чтобы найти часть надо от целого отнять известную часть.



Как только мы вывели это правило, вводятся задачи. Сначала алгебраические, а потом с числами. К задаче сразу составляются разные схемы:



Из схемы видно, что целое ^ А разбито на две части В и неизвестное. Чтобы найти неизвестную часть, надо из целого А вычесть часть В. Потом детям предлагается в данную задачу подставить свои числа и решить задачу с числами.

Через 10 уроков вводится уравнение как равенство, содержащее неизвестное число (обозначенное буквами x y z).Решение уравнений происходит с помощью схемы с опорой на отношение «части и целое».



Автор учебника не делит задачи на виды и не вводит их постепенно. Задачи даются вперемешку: сложные и простые, в одно действие или в три – четыре. Каждый раз решение задачи подразумевает составление схемы, а на основе схемы решение задачи выражением или уравнением.

Например: Папа надул Даше 7 шаров, а Тане на 4 шара меньше. Сколько шаров надул папа? Составляем схему, а потом её преобразовываем, чтобы найти отрезок, который надул папа. Решаем как уравнение:



Во втором классе работа со схемами продолжается. Много заданий на составление выражения или уравнения по схеме. При этом схемы даны достаточно сложные.

Если в первом классе дети работали только с десятком, то за первую четверть знакомятся с десятками, сотнями и тысячами. В сложении и вычитании многозначных чисел, в сложении с переходом через десяток тоже применяются опорные схемы, некоторые из которых вы видели на уроке. Многие из этих схем дети составляют самостоятельно, составляя справочник ошибок.

Работа над задачами продолжается. Используются задания:

1)Составь задачу по схеме

2) Подбери схему к задаче (даны несколько схем)

3)даны задачи с «ловушками» (с недостающими или избыточными данными )

Уроки с задачами идут группами. Но неравномерно. Например, в первой четверти было всего 3 урока с задачами. А в третьей четверти таких уроков много. Задачи даны самые разнообразные, от простых до сложных в три – четыре действия. Схемы для составления задач тоже даны как простые, так и сложные.



Схемы для составления уравнений, тоже представлены разные:



Подводя итог, хочу сказать, что автор учебника Александрова Э.И. создала развивающий учебник. Введение графических моделей позволяет ученикам быстро и хорошо усвоить большой материал.

Похожие:

Доклад «Обучение на основе схем и знаковых моделей» iconДоклад тема: Технология интенсификации учебного процесса на основе...
Интенсификация учебного процесса на основе схемных и знаковых моделей. Опорные конспекты на уроках русского языка
Доклад «Обучение на основе схем и знаковых моделей» iconЛукашик В. И., Иванов Е. В. Сборник задач по физике для 7 9 классов. 13 е изд
Цели: дидактические – создать условия для усвоения нового учебного материала, используя компьютерную технологию и принцип интенсификации...
Доклад «Обучение на основе схем и знаковых моделей» iconНепосредственно образовательная
Развивающие: развивать умение составлять рассказы по плану (вопросам), моделированию (при помощи моделей, схем)
Доклад «Обучение на основе схем и знаковых моделей» iconПрограмма дополнительного образования детей «Клуб пользователей пк»
ПК, логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры, объекта, выявлению взаимосвя­зей, осознанию принципов организации)...
Доклад «Обучение на основе схем и знаковых моделей» iconПрименение интегральных схем
Многие новые виды схем, предложенные радиолюбите­лями, вошли в золотой фонд электроники и широко используются в аппа­ратуре различного...
Доклад «Обучение на основе схем и знаковых моделей» iconА. Д. Дейкина и Т. М. Пахнова, авторы известного учебника-практикума...
Таким образом, обучение русскому языку в 10–11-х классах строится на основе двух концентров, когда материалы учебника с начала и...
Доклад «Обучение на основе схем и знаковых моделей» iconКонтрольная работа состоит из: Решения задачи линейного программирования...
Моделирования экономических процессов коммерческого предприятия и решение моделей симплексным методом
Доклад «Обучение на основе схем и знаковых моделей» iconТематика курсовых работ на 2013-2014 уч год
Интеграция эконометрических моделей и моделей общего равновесия и программная реализация
Доклад «Обучение на основе схем и знаковых моделей» iconBPwin и erwin: case-средства для разработки информационных систем
Групповая разработка моделей данных и моделей процессов с помощью platinum modelMart
Доклад «Обучение на основе схем и знаковых моделей» iconУрок литературы по теме: «Содружество искусств на основе рассказа...
Обучающая цель обучение выявлению авторской позиции относительно роли музыки в культурном и духовном обогащении личности на основе...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница