Скачать 119.76 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. Мончегорска Мурманской области «УТВЕРЖДАЮ» __________________ Ивонцина Г.Л. «14» августа 2013 г. Программа Факультативного курса «Решение текстовых задач» 7 класс Дмитренко Лариса Юрьевна Учитель математики
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, к оформлению и составлению рабочих программ элективных, факультативных курсов, утвержденных приказом по школе от 18 января 2012 года № 16. Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы и годовым календарным графиком, утвержденными приказом от 03.04.2013 № 122 рассчитана на реализацию в течение 1 года в количестве 34 часов (из расчета 1 час в неделю) ^ Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ЕГЭ и ГИА: решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет около 30%. Задания 2-ой части содержат задачу, которая оценивается максимумом баллов, за нетрадиционной формулировкой этой задачи учащимся необходимо увидеть типовые задачи, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. Причина в том, что учеников недостаточно развито умение применить имеющиеся знания в новой незнакомой ситуации. У учеников еще недостаточно сформированы навыки исследовательской работы, навыки принятия решения и проверки его правильности. Ученики испытывают замешательство в нестандартной ситуации, не могут подобрать известный необходимый алгоритм решения. По этим причинам возникла необходимость более глубокого изучения традиционного раздела элементарной математики: решение текстовых задач. Важной линией курса является включение в план занятия специальных КОЗ с целью развития и формирования у учащихся навыков применения имеющихся знаний к решению задач социального характера. Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе, поэтому представленный элективный курс «Решение текстовых задач» рекомендуется вводить с 7-го класса, когда появляется возможность проведения факультативных занятий. ^ данного спецкурса: подготовка учащихся к итоговой аттестации, продолжению образования, повышение уровня их математической культуры. Задачи:
Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 35 часов. На изучение методов решения типовых задач выделено 15 часов. Провести их можно в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Основная деятельность учащихся на этом этапе – предварительная подготовка и самостоятельный поиск материалов, с последующим обсуждением на занятиях. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики. Темы: «Задачи с экономическим содержанием», «Задачи на запись чисел», «Задачи повышенной трудности» - выходят за рамки школьной программы и значительно совершенствуют навыки учащихся в решении текстовых задач. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. На практические занятия и отработку умений и навыков отведено 20 часов. В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, анкетирование, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности. После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:
Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; анкетирование; творческие работы. Сведения о прохождении программы элективного курса, посещаемости, результатах выполнения различных заданий фиксируются в специальном журнале. ^ Текстовые задачи и техника их решения.(1ч) Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. ^ Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели. ^ Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели. ^ Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели. ^ Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием. Задачи на числа.(4ч) Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа. ^ Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи, решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца. ^ Текстовые задачи. Календарно - тематическое планирование: «Решение текстовых задач» 7 класс
Литература.
|
![]() | Программа элективного курса по математике «решение текстовых задач» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Оленинская средняя общеобразовательная школа | ![]() | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Е. Э. Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной, программы факультативного... |
![]() | Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение... Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений (№2 и 3 урок из 4 по теме) | ![]() | "Решение текстовых задач егэ" Тип урока: решение задач (урок проводится в рамках уроков выделенных на подготовку к егэ.) |
![]() | Программа курса предполагает решение следующих задач Аннотация дисциплины «Проблемы региональной идентичности и государственного универсализма» курса магистрантской ооп «Историко-регионоведческое... | ![]() | Решение олимпиадных задач по математике для учащихся 10-11-х классов... Работа проводится в виде решения задач повышенной сложности и решения нестандартных задач |
![]() | Решение олимпиадных задач по математике для учащихся 10-х классов... Работа проводится в виде решения задач повышенной сложности и решения нестандартных задач | ![]() | Рабочая программа спецкурса «Научное общество учащихся» Содержание курса является межпредметным и гуманитарнo направленным. Программа факультативного курса предназначена для учащихся 10-11... |
![]() | Программа элективного курса по физике «Готовимся к егэ по физике» Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по... | ![]() | Программа элективного курса по физике «Готовимся к егэ по физике» Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по... |