Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси




Скачать 255.94 Kb.
НазваниеУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Дата публикации14.05.2013
Размер255.94 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Маркетинг > Документы
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»
УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»
_____________ В.И. Толкачев

_____________ 2010г.

Регистрационный № УД-________/р.

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Учебная программа для специальности

1-26 02 03 Маркетинг


Факультет

международных экономических отношений и менеджмента

Кафедра

логистики

Курс

4




Семестр

7




Лекции

26




Практические/семинарские

Зачет 7

семестр

занятия

16

Экзамен




Лабораторные




занятия

-




Всего аудиторных часов по




дисциплине

42




Всего часов по

Форма получения

дисциплине

52

высшего образования

Очная,заочная


Составила Вербицкая Наталья Олеговна
2010г.
Учебная программа «Поведение потребителей» составлена на основе учебной программы БГЭУ «Поведение потребителей» для специальности «Маркетинг», (утв. 04.02.2008г., регистрационный №УД-3-08/уч)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры логистики

27.08.2010, протокол №01

И.о. зав. кафедрой

______________ Е.А. Иванов

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»
2010, протокол №

Председатель

______________ В.И. Толкачев

^ Пояснительная записка
Цель преподавания дисциплины - формирование у студентов представлений об основных теоретических подходах к изучению поведения потребителей, ознакомление с современными результатами исследований поведения потребителей. Помимо теоретического изучения концептуальных подходов к изучению потребительского поведения, курс имеет также прикладное значение и предполагает проведение студентами самостоятельных исследований и подготовка докладов на практических занятиях.

Задачи изучения дисциплины:
1. Овладение основным концептуальным аппаратом исследования поведения потребителей.

2. Приобретение навыков самостоятельного исследования поведения потребителей и применения знаний на практике.
В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

  • основной концептуальный аппарат исследования поведения потребителей,

  • этапы потребительского поведения,

  • понимать психологию поведения потребителей: восприятие, мотивацию, процессы научения, влияние личностных характеристик

  • понимать воздействие социальных являений на поведение потребителя: взаимодействие в малых группах, влияние социального класса и культуры;


владеть навыками:

- анализа поведения потребителя с различных позиций;

- управления поведения потребителей и изменения его в желаемом направлении.

^ Содержание учебного материала по дисциплине

«Поведение потребителей» для специальности 1-26 02 03 Маркетинг
Общие понятия дисциплины.
Тема 1 . Введение в курс.

Предмет курса. История изучения потребительского поведения. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. Рациональное потребительское поведение. Основные характерные черты современного потребительского рынка. Потребительское поведение в современных условиях.
^ Тема 2. Потребитель и его потребности.
Природа потребностей. Эволюция взглядов на поведение потребителей. Теория «стимул-реакция». Теория Зигмунта Фрейда. Основные подходы к изучению потребительского поведения. Теория Берлайна. Реестр человеческих потребностей Мэррея. Иерархия потребностей Маслоу. Теория потребительских ценностей Шета–Ньюмана–Гросса
^ Тема 3. Модель потребительского поведения.
Понятие потребительского рынка. Модель покупательского поведения. Факторы, формирующие потребительское поведение. Инновации и товары.
Факторы внешнего влияния на потребителей.
Тема 4. Культура и мода.

Понятие культуры. Макрокультура, микрокультура, субкультура. Структура культуры. Норма и мораль. Обычаи и религия. Мода как социальная норма. Высокая мода. Структура моды. Социальная иерархия моды.
^ Тема 5. Потребление в группах.

Понятие малой группы. Референтная группа. Власть влияния. Конформизм. Лидер мнений: характеристики и поведение. Домохозяйство и семья. Жизненный цикл семьи. Принятие решения о покупке в семьях. Дети как агенты влияния. Социализация детей.
^ Тема 6. Социальный класс и потребление.

Социальная иерархия. Мобильность. Факторы, формирующие социальный класс. Принадлежность к определенному классу и потребление. Демонстративное потребление.

Факторы внутреннего влияния на потребителей.
Тема 7. Восприятие и обработка информации.

Понятие восприятия и обработки информации. Этапы процесса обработки информации. Дифференциальный порог. Факторы, влияющие на избирательность восприятия. Избирательное искажение информации. Избирательное запоминание.
^ Тема 8. Мотивация, личность и эмоции.

Подходы к измерению потребностей. Тип личности. Эмоции. Классификация эмоций.
Тема 9. Персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы

потребителей

Ценность и ее виды. Жизненный стиль потребителя. Психография. Методы описания жизненного стиля. Классификация ресурсов потребителя.
Процесс принятия решения о покупке
Тема 10. Этапы процесса потребления. Предпокупочные процессы

Процесс принятия решений потребителем. Этапы принятия решений. Осознание потребностей. Виды потребностей. Выявление потребностей. Информационный поиск. Ограничения, связанные с процессом поиска информации. Виды рисков при принятии решений о потреблении. Стратегии принятия решений: компенсационная, некомпенсационная, эвристика. Виды действий при принятии решений. Цена как фактор принятия решений.

^ Тема 11. Принятие решений потребителем. Покупка.

Воздействие окружающей обстановки на потребителя. Категории покупателей. Элементы мерчандайзинга.
Тема 12. Этапы процесса потребления: постпокупочные процессы.

Потребление приобретенного товара. Постпокупочная оценка опыта использования товара. Оценка качества товара. Освобождение от товара.
^ Тема 13. Особенности поведения корпоративных покупателей.

Рынок товаров промышленного назначения. Рынок промежуточных продавцов. Рынок государственных учреждений.
^ Учебно-методическая карта дисциплины «Поведение потребителей»


п\п

Содержание темы


^ Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия)

Литература

Форма контроля знаний

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

^ Управляемая самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9




«Поведение потребителей»

(52 часа)

26

16




10










Модуль 1

Общие понятия дисциплины.



















СУРС

1.

Тема 1 . Введение в курс.

1. Маркетинг взаимоотношений с потребителями.

2. Предмет и задачи курса

3.История изучения поведения потребителей.

4.Потребительское поведение в современных условиях.


2













[1]




2.

Тема 2. Потребитель и его потребности.

1.Природа потребностей. Эволюция взглядов на поведение потребителей.

2.Основные подходы к изучению потребительского поведения.


2







5




[1]

Контрольная работа

3.

Тема 3. Модель покупательского поведения.

1.Модель покупательского поведения. 2.Факторы, формирующие потребительское поведение.

3.Инновации и товары.


2

2










[1],[2]




Модуль 2

Факторы внешнего влияния на поведение потребителей.



















Тест

4.

Тема 4. Культура и мода.

1.Понятие культуры.

2.Структура культуры.

3.Мода как социальная норма.

4.Структура моды.


2













[1],[2]




5.

Тема 5. Потребление в группах.

1.Понятие малой группы.

2.Референтная группа.

3.Конформизм.

4.Домохозяйство и семья.

5.Жизненный цикл семьи.

6.Принятие решения о покупке в семьях.

7.Дети как агенты влияния. Социализация детей.

2

2










[1]




6.

Тема 6. Социальный класс и потребление.

1.Социальная иерархия. Мобильность.

2.Факторы, формирующие социальный класс.

3.Принадлежность к определенному классу и потребление.

4.Демонстративное потребление.

2

2










[1]




Модуль 3

Факторы внутреннего влияния на потребителей



















Тест

7.

Тема 7. Восприятие и обработка информации.

1.Понятие восприятия и обработки информации.

2.Этапы процесса обработки информации. Дифференциальный порог.

3.Факторы, влияющие на избирательность восприятия.

4.Избирательное искажение информации. Избирательное запоминание.


2

2
















8.

Тема 8. Мотивация, личность и эмоции.

1.Подходы к измерению потребностей.

2.Тип личности.

3.Эмоции. Классификация эмоций.


2

2
















9.

Тема 9. Персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей

1.Ценность и ее виды.

2.Жизненный стиль потребителя.

3.Методы описания жизненного стиля. 4.Классификация ресурсов потребителя.


2

2
















Модуль 3

Процесс принятия решения о покупке



















Сурс

10.

Тема 10. Этапы процесса потребления. Предпокупочные процессы.

1.Процесс принятия решений потребителем. Этапы принятия решений.

2.Осознание потребностей. Виды потребностей.

3.Информационный поиск.

4. Виды рисков при принятии решений о потреблении.

5.Стратегии принятия решений.

6.Виды действий при принятии решений.


2

2




5




[3]

Реферат

11

Тема 11. Принятие решений потребителем. Покупка.

1.Воздействие окружающей обстановки на потребителя.

2.Категории покупателей.

3.Элементы мерчандайзинга.

2

2










[2],[5]




12

Тема 12. Этапы процесса потребления: постпокупочные процессы.

1.Потребление приобретенного товара. 2.Оценка качества товара.

3.Освобождение от товара.


2













[2],[7]




13.

Тема 13. Особенности поведения корпоративных покупателей.

1.Рынок товаров промышленного назначения.

2.Рынок промежуточных продавцов.

3.Рынок государственных учреждений.


2




















^ Учебно-методическая карта дисциплины «Поведение потребителей»


п\п

Содержание темы


^ Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия)

Литература

Форма контроля знаний

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

^ Управляемая самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9




«Поведение потребителей»

(20 часов)

8

12
















Модуль 1

Общие понятия дисциплины.






















1.

Тема 1 . Введение в курс.

1. Маркетинг взаимоотношений с потребителями.

2. Предмет и задачи курса

3.История изучения поведения потребителей.

4.Потребительское поведение в современных условиях.


2













[1]




2.

Тема 2. Потребитель и его потребности.

1.Природа потребностей. Эволюция взглядов на поведение потребителей.

2.Основные подходы к изучению потребительского поведения.


2













[1]




3.

Тема 3. Модель покупательского поведения.

1.Модель покупательского поведения. 2.Факторы, формирующие потребительское поведение.

3.Инновации и товары.


2













[1],[2]




Модуль 2

Факторы внешнего влияния на поведение потребителей.






















4.

Тема 4. Культура и мода.

1.Понятие культуры.

2.Структура культуры.

3.Мода как социальная норма.

4.Структура моды.


2













[1],[2]




5.

Тема 5. Потребление в группах.

1.Понятие малой группы.

2.Референтная группа.

3.Конформизм.

4.Домохозяйство и семья.

5.Жизненный цикл семьи.

6.Принятие решения о покупке в семьях.

7.Дети как агенты влияния. Социализация детей.





2










[1]




6.

Тема 6. Социальный класс и потребление.

1.Социальная иерархия. Мобильность.

2.Факторы, формирующие социальный класс.

3.Принадлежность к определенному классу и потребление.

4.Демонстративное потребление.




2










[1]




Модуль 3

Факторы внутреннего влияния на потребителей






















7.

Тема 7. Восприятие и обработка информации.

1.Понятие восприятия и обработки информации.

2.Этапы процесса обработки информации. Дифференциальный порог.

3.Факторы, влияющие на избирательность восприятия.

4.Избирательное искажение информации. Избирательное запоминание.





2
















8.

Тема 8. Мотивация, личность и эмоции.

1.Подходы к измерению потребностей.

2.Тип личности.

3.Эмоции. Классификация эмоций.





2
















9.

Тема 9. Персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей

1.Ценность и ее виды.

2.Жизненный стиль потребителя.

3.Методы описания жизненного стиля. 4.Классификация ресурсов потребителя.





2
















Модуль 3

Процесс принятия решения о покупке






















10.

Тема 10. Этапы процесса потребления. Предпокупочные процессы.

1.Процесс принятия решений потребителем. Этапы принятия решений.

2.Осознание потребностей. Виды потребностей.

3.Информационный поиск.

4. Виды рисков при принятии решений о потреблении.

5.Стратегии принятия решений.

6.Виды действий при принятии решений.





2










[3]




11

Тема 11. Принятие решений потребителем. Покупка.

1.Воздействие окружающей обстановки на потребителя.

2.Категории покупателей.

3.Элементы мерчандайзинга.
















[2],[5]




12

Тема 12. Этапы процесса потребления: постпокупочные процессы.

1.Потребление приобретенного товара. 2.Оценка качества товара.

3.Освобождение от товара.

















[2],[7]




13.

Тема 13. Особенности поведения корпоративных покупателей.

1.Рынок товаров промышленного назначения.

2.Рынок промежуточных продавцов.

3.Рынок государственных учреждений.























Информационная часть
^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Поведение потребителей»


РАЗДЕЛ

ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

^ УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ

Количество часов

Тема 2. Потребитель и его потребности.


Написание реферата. Тематика прилагается.


5

^ Тема 10. Этапы процесса потребления. Предпокупочные процессы.


Разработать модель собственного процесса потребления. Определить какие факторы, являются основополагающими при покупке того или иного товара


5

ВСЕГО:

10


Литература
Основная

  1. Алешина И.В. Поведение потребителей. М.: Экономистъ, 2006.

  2. Денисова Е.С. Поведение потребителей. М.: МФПА, 2005.

  3. Дурович А.П. Поведение потребителей на рынке: маркетинговый анализ. Мн.: БГЭУ, 2006.

  4. Поведение потребителей. Практикум: Пособие/Авт.-сост.: Т.Н. Байбардина, Л.М. Титкова, Г.Н.Кожухова.-Мн.: Новое знание, 2002.


Дополнительная

  1. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 19 ноября 1993 г. Мн.: Амалфея, 1997.

  2. О правилах торговли и защите прав потребителей: Сборник нормативных документов. Мн.: Гермес, 2006.

  3. Власова Н. Шифр к сейфу покупателя. Новосибирск: Экор, 1996.

  4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998.

  5. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997.

  6. Литл Д.Ф. Основы маркетинга. Что хотят ваши потребители? Надежный способ выяснить это. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

  7. Рафел М., Рафел Н., Как завоевать клиента? СПб.: Питер, 2006.

  8. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория поведения потребителей и рыночный спрос: Учеб.пособие. М.: МГУ,2008.


Тематика реферативных работ
1.      Потребитель, поведение потребителей и маркетинг.

2.      Роль поведения потребителей в принятии маркетинговых решений.

3.      Потребительская ориентация организации: внешний и внутренний маркетинг.

4.      Общая модель потребительского поведения.

5.      Маркетинг отношений (CRM); лестница лояльности.

6.      Отношения, управляемые потребителями; от CRM к CМR.

7.      Факторы глобализации рынков и их значение в работе с потребителями.

8.      Факторы внешнего влияния на потребительское поведение

9.      Культура обществ, ее компоненты и их использование в маркетинговых решениях.

10.   Культурные вариации в потребительском поведении.

11.   Особенности кросс-культурных и глобальных маркетинговых стратегий: потребительский аспект.

12.   Интеррыночная сегментация: факторы и примеры использования.

13.   Социальное положение потребителя, его детерминанты и значение для маркетинговых решений.

14.   Социальная структура России и других стран как фактор специфики маркетинга.

15.   Типы групп влияния на потребительское поведение и их использование в маркетинге.

16.   Модели процессов персонального влияния и маркетинговые решения..

17.   Диффузия инноваций, классификация потребителей по скорости освоения инноваций и ее использование в маркетинге.

18.   Лица, влияющие на мнения: характеристика, мотивация влияния и их использование в маркетинге..

19.   Домохозяйство, его типы и динамика в маркетинговых решениях.

20.   Домохозяйство: ролевое поведение и социализация потребителя.

21.   Внутренние факторы поведения потребителей - их значение и специфика.

22.   Процесс обработки информации потребителем и его маркетинговое значение.

23.   Восприятие, его компоненты и роль в обработке информации потребителем.

24.   Характеристики стимулов и их использование в восприятии маркетинговых сообщений.

25.   Управление экспозицией и вниманием в потребительском восприятии.

26.   Факторы интерпретации маркетинговых сообщений.

27.   Методы условной рефлексии в обучении потребителей и сферы их использования в маркетинге.

28.   Методы когнитивного обучения и сферы их использования в маркетинге.

29.   Основные характеристики обучения потребителей.

30.   Память, её виды и значение, использование в маркетинговых сообщениях.

31.   Схема мотивации. Мотивы поведения потребителей, их виды и использование в маркетинге.

32.   Множество мотивов и мотивационный конфликт: использование в продвижении товара/услуги/идеи.

33.   Личность и её значение в потребительском поведении. Эмоции и их использование в маркетинге.

34.   Жизненный стиль потребителей, его модели и сферы использования в маркетинге.

35.   Ресурсы потребителей и их использование в маркетинговых решениях.

36.   Формирование и измерение знания потребителя о продукте, его покупке и использовании.

37.   Отношение потребителей к продукту, производителю, продавцу и методы его измерения.

38.   Компоненты отношения потребителей (к продукту, поставщику) и их использование в маркетинговых решениях.

39.   Мультиатрибутивные модели отношения потребителей к продукту.

40.   Изменение отношения потребителя к продукту по аффективному, поведенческому и когнитивному компонентам.

41.   Роль и типы ситуационных факторов, ситуаций в принятии решения о покупке.

42.   Критерии классификации потребительских решений и их значение в маркетинге.

43.   Активация осознания проблемы потребителем.

44.   Информационный поиск в потребительском решении: значение и характеристики.

45.   Оценочные критерии в потребительском решении и их значение в маркетинге..

46.   Правила принятия решений: виды и значение в маркетинге.

47.   Некомпенсационные правила решений: совместное и раздельное правила.

48.   Некомпенсационные правила решений: “элиминирование по аспектам” и лексиграфическое.

49.   Компенсационные правила решений : простое и взвешенное сложение.

50.   Источник покупки: критерии выбора. Мотивы шоп-туров.

51.   Варианты использования покупок и их маркетинговое значение.

52.   Послепокупочная оценка альтернатив; пути сохранения потребителей.

53.   Деловое покупательское поведение: особенности и модель.

54.   Организационный стиль и его факторы. Покупающий центр. Типы решений.

55.   Консьюмеризм - история и глобальные перспективы. Права потребителей.

56.   Права потребителей и госрегулирование. Реакция бизнеса на движение потребителей.


Похожие:

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования федерации профсоюзов беларуси

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconПример оформления титульного листа реферата
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования федерации профсоюзов беларуси
Правовой статус органов управления организации со статусом юридического лица: современное состояние и перспективы развития
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
...
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Учебная программа «Логистика» составлена на основе типовой программы «Логистика» от 04. 08. 2009. №Тд 144/тип
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Учебная программа «Логистика» составлена на основе типовой программы «Логистика» от 04. 08. 2009. №Тд 144/тип
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconПрограмма для специальности: 1-24 01 02 Правоведение
История политической и правовой мысли Беларуси” утвержденной Научно-методическим Советом Учреждения образования Федерации профсоюзов...
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Учебная программа составлена на основе учебной (базовой) программы по курсу «Промышленный маркетинг», регистрационный номер уд -236-09/баз....
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Экономика и управление на предприятии, 1-25 01 03 Мировая экономика и международные экономические отношения, 1-25 01 04 Финансы и...
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Учебная программа «Маркетинг персонала» составлена на основе учебной (базовой) программы «Маркетинг персонала» для специальности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница