Скачать 174.3 Kb.
|
Педагогический проект Лесновой Марины Валентиновны учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №17 г.Коврова, Владимирской обл. Тема проекта: ЭОР как средство формирования языковой и коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка. Пояснительная записка к проекту Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной и языковой компетентности школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Государственные стандарты нового поколения установили основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Формирование коммуникативной компетентности – одно из обязательных требований к формированию личностных результатов. Формирование языковой компетентности – обязательное требование к формированию предметных результатов. Поэтому задачами обучения русскому языку в школе является формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе. Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций. В дидактике на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к русскому языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительные средства основному замыслу. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. То есть, компетенция — это совокупность традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. В связи с этим новый компетентностно-ориентированный подход в обучении русскому языку требует и новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала на уроках русского языка. Такой подход позволит ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе). Нельзя не учитывать и социокультурных изменений в нашей стране. Современное общество всё больше приобретает признаки информационного, и выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Возросший объём информации, стремительное развитие новых информационных технологий обусловило потребность общества в интеллектуально развитой личности, способной к самообразованию, владеющей научными знаниями и универсальными учебными действиями, способной ориентироваться в информационной среде, добывать знания и применять их для решения задач. Но происходящие сегодня социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Информатизация не всегда позитивно сказывается на формировании языковых компетенций учеников: часто грамотный литературный язык подменяется в речи детей инвективной лексикой, сленговыми речевыми формулами, язык искажается, деформируется. Поэтому существует проблема формирования грамотного литературного языка у учащихся. Кроме того, информатизация общества требует умений перерабатывать огромный объём информации, а несформированность языковых и коммуникативных компетенций тормозит этот процесс. Актуальность заявленной темы педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития, и рядом существующих противоречий: - между социальным заказом общества, то есть требованиями новой информационной среды, и недостаточной компетентностью учащегося для реализации этого заказа; - между требованиями ФГОС НП к результатам предметных, личностных и метапредметных знаний учащихся и отсутствием разработанности методик, обеспечивающих формирование заявленной во ФГОС коммуникативной и языковой компетентности. В связи с этим возникает необходимость поиска таких средств и методов обучения, которые разрешили бы эти противоречия и позволили бы сформировать данные качества у школьника. Создаётся проблема: Как формировать у учащихся языковую и коммуникативную компетентность в условиях новой информационной среды? Гипотеза: использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках русского языка будет способствовать формированию языковой и коммуникативной компетентности учащихся, повысит эффективность и качество языкового образования. Цель педагогического проекта: создание условий для развития языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций на уроках русского языка через использование ЭОР. Задачи:
Этапы разработки учебного проекта
^ проекта предполагаю повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, эффективное формирование у учащихся коммуникативных и языковых компетенций: осмысленного чтения, умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; владения устной и письменной речью. ^ Итак, формирование языковой и коммуникативной компетенций – актуальная задача, решение которой повлияет на формирование метапредметных и личностных компетенций учащихся, поможет сформировать универсальные учебные действия. Сформировать эти компетенции невозможно без владения языковой компетенцией. Определим понятия языковой и коммуникационной компетенций. Термин "языковая компетенция " был введен Н. Хомским примерно в середине XX в. По его мнению, языковая компетенция связана с речевым опытом человека и включает: а) практическое владение родным языком; б) эмпирические обобщения наблюдений над языком, сделанные его носителем независимо от специальных знаний о языке. Определение состава языковой компетенции было предложено Е.Д. Божович [Е.Д. Божович. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач. - ``Вопросы психологии'', 1988, #4.]. ^ - сложная психологическая система, включающая в себя, помимо усвоенных в ходе специального обучения сведений о языке, накопленный в повседневном использовании языка речевой опыт, и сформированное на его основе чувство языка. Языковая компетенция. То же, что лингвистическая компетенция. Владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом. Учащийся обладает Я. к., если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике. На качество Я. к. в изучаемом языке влияет не только степень владения им, но и уровень компетенции учащихся в родном языке. Я. к., по Н. Хомскому, означает способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. В исследовании порогового уровня владения русским языком. Я. к. определяется как «способность учащегося конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами русского языка, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка в изолированной позиции» (Пороговый уровень, 1996). [Словарь методических терминов] ^ – это умения и навыки, обеспечивающие способность уч-ся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства. [И.Ю.Гац «Методический блокнот учителя русского языка»] ^ – «владение знаниями о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи». [Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. - М.:Из-во РУДН, 2006, с.41]. ^ – «способность с помощью системы языка понимать чужие мысли и выражать собственную точку зрения как в устной, так и в письменной форме». [Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. - М.:Из-во РУДН, 2006, с.41]. Исходя из выше сказанного, языковая компетенция понимается как потенциал лингвистических (языковедческих) знаний человека, совокупность правил анализа и синтеза единиц языка, позволяющих строить и анализировать предложения, пользоваться системой языка для целей коммуникации. Содержание языковой компетенции - это усвоение категорий и единиц языка и их функций, постижение закономерностей и правил функционирования языка (Л.В.Щерба, В.А.Звегинцев, И.А.Зимняя, Н. Хомский, Л.А. Якобовиц и другие). ^ тесно связана с коммуникативной компетенцией, предполагающей знание языка, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. ^ – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения, обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым. [И.Ю.Гац «Методический блокнот учителя русского языка»] ^ – «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении (в его продуктивных и рецептивных видах). Коммуникативная компетенция базируется на: лингвистической, языковой, речевой, социокультурной, социальной, стратегической (компенсаторной), дискурсивной, предметной, профессиональной компетенции" [Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. - М.:Из-во РУДН, 2006, с.41].. Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С.,А.В. Хуторского, а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера. Все они сходятся на мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Знания о языке, предусмотренные программами обучения, включают два основных аспекта: а) категориальные характеристики языковых единиц разных уровней; б) приемы (схемы) анализа и описания этих единиц (разные формы школьного "разбора " - фонетического, морфологического, синтаксического), составляющие элементы метазнания о языке. Языковая компетенция реализуется в процессе формирования у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи). Новые подходы в образовании определили и новые дидактические средства для решения образовательных задач. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это средство решения насущных проблем современного образования – таких, как ликвидация дефицита знаний и приобретения умений, оперативность получения информации и организация самоконтроля, учёт индивидуальных особенностей субъекта обучения. ЭОР представляют собой открытые образовательные модульные системы (ОМС). Основным принципом организации данных в ОМС является разделение совокупного контента по предмету на автономные модули по тематическим элементам и компонентам учебного процесса. Каждому тематическому элементу соответствует три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
Учебные модули одинакового типа вариативны и могут отличаться глубиной изложения материала, методикой, обусловленной иным набором предыдущих знаний, характером учебной работы (эксперимент, текст, контрольное упражнение, тренажёр), наличием специальных возможностей (модули, разработанные для особых детей), способом достижения учебной цели. Среди преимуществ ЭОР НП выделяются следующие:
С помощью ЭОР НП реализуются 5 новых педагогических инструментов:
Применение ЭОР на уроках русского языка
Применение ЭОР на уроках русского языка даёт учителю возможность:
Ресурсы ЭОР:
По мнению экспертов, применение ЭУМ позволяет повысить эффективность предъявления материала на 40-50 %, объективность оценки знаний – на 20-25%. В стандартах нового поколения языковые компетенции не прописаны, но в основных предметных требованиях к результатам освоения образовательной программы есть соответствующие установки, представленные в таблице. ^
^
Использованная литература: 1.Академия Айти. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности. /http://eor.it.ru/eor/ 2.Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. - М.:Из-во РУДН, 2006, с.41. 3. Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач. - ``Вопросы психологии'', 1988, #4. 4. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка.- М.:Дрофа, 2003. 5. Кузнецов А.А. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды : методическое пособие / А.А. Кузнецов, С.В. Зенкина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 63 с. 6. Словарь методических терминов/http://www.gramota.ru/slovari/info/az/ |
![]() | Администрация вольского муниципального района приказ «01» октября... Кузнецовой Т. А., «Клетка – основа живых организмов» учителя биологии моу «сош №5» Константиновой Н. К., «Самый распространенный... | ![]() | Обозначение мягкости согласных с помощью ь Дремлюга О. А., учителя русского языка и литературы моу «сош с. Михайловка Саратовского района» |
![]() | Урок конференция с элементами Праздника. День славянской письменности... Мероприятие подготовила и провела учитель русского языка и литературы моу «сош №3» Зилова М. Ю | ![]() | Программа Работа Панфиленко А. Ю., учителя русского языка и литературы... Сохранение здоровья ребенка – основная задача образовательного учреждения. 2 |
![]() | Решение проблемы социализации личности на уроках русского языка и... В современном обществе к образованию предъявляются требования, связанные не только со знаниевой сферой, но и с социализацией выпускника,... | ![]() | Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка... Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И. Солженицына |
![]() | Урок русского языка в 5 классе «Фонетика» Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования... | ![]() | Урок русского языка и литературы в 6 классе по теме: «Устаревшие слова» Клеймёнова Алеся Александровна-учитель русского языка и литературы мкоу казачья кадетская сош №19 г. Пятигорска |
![]() | Святки Работа учителя русского языка и литературы гбоу сош №1150 Зеленоградского ао г. Москвы | ![]() | Регламент по предоставлению муниципальной услуги «Зачисление в общеобразовательное... ОУ) и определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) мбоу сош №17 г. Коврова Владимирской области... |