Урок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен




Скачать 123.11 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен
Дата публикации02.02.2014
Размер123.11 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 им. К.К. Рокоссовского»

города Железногорска Курской области

Урок

литературного чтения во 2 классе.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Подготовлен: учителем начальных классов

высшей категории

Шильниковой О.А.

Железногорск

2013 г.

Тема : «А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Задачи:

образовательные:

  • Познакомить обучающихся с некоторыми страницами биографии великого русского поэта А.С. Пушкина, пробудить интерес к его творчеству;

развивающие:

  • формировать навык осмысленного чтения, расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас, развивать аналитическое мышление;

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, отзывчивость на происходящие события, обсудить нравственный вывод сказки.



Оборудование: 

  • портрет А.С.Пушкина

  • детские рисунки

  • рисунки моря

  • ноутбук

  • проектор, экран

  • мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке»



    1. Организация целеполагания. Мотивация учебной деятельности.


- Дети, на уроке литературного чтения присутствуют гости. Мы порадуемся за вас, если вы будете активны, искренни в общении.

- Сегодня, мы вновь обращаемся к великому русскому поэту, сказочнику А.С. Пушкину. Поэт приходит к нам в раннем детстве. Кто-то услышал это имя в колыбели, когда слушал напевное пение бабушки, кому – то мама читала дивные сказки.

- Какие сказки Пушкина вы знаете? («Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

- А как же они рождались? Давайте совершим воображаемое путешествие в прошлое, в то время, когда жил поэт. Старайтесь представить, о чем я буду рассказывать: годы ссылки в Михайловском, рядом с ним няня Арина Родионовна, благодаря которой сказочный мир расцветает перед поэтом. Заснул он поздно. Снились ему то кораблик, что бежит себе в волнах, то золотой петушок. А утром, находясь под впечатлением, поэт торопливо делал наброски. А может, в один из таких дней и была записана «Сказка о рыбаке и рыбке». Это была авторская находка.
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы (учебной задачи).
- Как понимаете это выражение? (ответ: удачно найден сюжет(последовательное развитие событий), тема, мораль, подобраны главные герои).

- А какое значение еще имеет слово «находка»? (ответ: найти предметы, деньги).

- Были ли случаи, когда вы находили что-то? (…)

- Как поступали? (…)

- Объясните слово «богатство» (ответ: достаток, хорошее отношение к людям - богатство души).

Б) Сообщение темы :

- Какую учебную задачу мы решали на том уроке? (мы познакомились с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Сказка не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. В конце урока попытайтесь ответить на вопрос «Здесь богатство – добро?».


Слайд 1
Слайд 2


Слайд 3

Слайд 4
Слайд 5


Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8
Г) Задачи урока. Какие задачи поставите?

Д – будем работать с текстом.

- Как будем работать с текстом? (выясняем тему, даем характеристику героям, определяем жанр, главную мысль)

Д - дружно работать

Д – вдумчиво работать

Д - слушать и слышать собеседника

Д - выяснить, чему научила сказка.
III этап. Анализ, исследование сказки (сюжет, словарь, синонимический ряд, рисунки).

а)

- Что можно узнать из заголовка? (жанр-сказка, тему, героев)

-Где и когда происходят события? (ответ: на берегу моря в давние времена)

- Почему думаете, что давно это было? (в сказке много устаревших слов)

- Для чего нужны эти слова? (ответ: чтобы точнее передать картины ушедшей жизни)

- Какие картины можно увидеть, читая сказку? (ответ: землянку, невод,море, дворянку, царицу,…)

Слайд 9



б) словарь: Объясните, как понимаете

ветхая землянка - углубление в земле, для жилья

корыто - посуда, раньше – из дерева

терем - высокий богатый дом с постройками

парчовая кичка – головной убор из парчи (ткань)

душегрейка – старинный женский наряд

бояре – до 18 века крупные землевладельцы

в) сюжет

- С чего все началось? (со счастливой случайности: дед поймал рыбку)

- Как этот момент называется в сказке? (завязка)

- Как повела себя рыбка при встрече со стариком? Прочитайте строку (взмолится)

г) синонимический ряд

- Подберите синонимы (ответ: попросила, сказала)

- Какое лучше? (авторское)

- Почему автор взял это слово? (чтобы ярче передать состояние)

- А какое оно было? (ответ: отчаяние, страх, мольба)

д) рисунки

Слайд 10


Слайд 11

Слайд 12

- Проверю, хорошо ли вы запомнили содержание. Помогут в этом рисунки.

- Посмотрите внимательно, что заметили? (в сказке не так, сначала дворянка, потом царица)

-Докажите. Найдите и прочитайте эпизоды, которые подходят к 1 рисунку – 1 ряд, ко 2 рисунку – 2 ряд, к 3 рисунку – 3 ряд.

1 рисунок – с.151, 2 рисунок – с.153, 3 рисунок - с. 154.

Посмотрите на экран. Какой рисунок меньше подходит к произведению? Прокомментируйте. (аквариум)

- Какой момент самый острый, где нам не ясно, что дальше – называется термином «кульминация».

- Чем заканчивается произведение? Какая развязка? (разбитое корыто)

Работа над образами героев.

- Понаблюдаем за героями , их поступками, чтобы понять, почему так все произошло.

1- Образ старухи .

- Какой предстала перед нами старуха. Охарактеризуйте. (жадная, сварливая, грубая)

- Поработайте в парах, определите ее черты характера. Поставьте галочки.

- Назовите. (сварливая, злобная, властная, жадная, алчная, грубая, неуживчивая, требовательная, неблагодарная)

- Докажите, проследите по тексту, как она разговаривала в начале и потом дворянкой, царицей.

Крестьянкой – с.149, 4 последние строки 1 ч. (Она бранится, будучи крестьянкой «дурачина ты, простофиля» ) или с.150 2 ч. последняя строка и с.151 верх («еще больше старуха бранится»)

С.151 3 ч. , последние 3 строки – На чем свет стоит мужа ругает: хочу быть столбовой дворянкой.

Дворянкой – с.153, 3 ч. (На него прикрикнула старуха, на конюшню служить его послала)

С.154, 3 ч. – По щеке ударила мужа

Царицей – с. 155, ч.4 На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать велела

Вывод: О чем можно догадаться из ее разговора со стариком (отдаляется, высокомерна).

- Дети, но может это со стариком. Ведь это он ей перечил. А с другими по-другому? (ответ: нет)
Слайд 13



Слайд 14
Слайд 15

- Приведите примеры, как она ведет себя с другими? (ответ с.153, 3 ч., 7 строка – Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)

- О чем это еще говорит, какая она? (властвует)

- Ребята, но ведь старуха была бедная, неужели плохо, если появилась возможность лучше жить? (это неплохо, но нет меры, не становится добрее).

- В каких словах передается внешний вид старухи (с.153, 3 ч., 1 строка «На крыльце стоит его старуха………..На ногах красные сапожки»)

- Огрузили. Объясните слово? (много). Зачем автор его употребил? (нескромно, стремление к богатству)

- Догадайтесь, порассуждайте, какое отношение автора к этому герою? (не вызывает симпатии)

- Посмотрите фрагмент, как это было ( мультфильм)

2. Образ старика.

- А каков старик? Назовите его черты характера. Воспользуйтесь опорой. (ответ: кроткий, добрый, мягкий, смиренный, покорный, податливый, безропотный, бескорыстный).

- Почему он отпустил рыбку, ничего не попросив? (ответ: имел совесть, щедрый , простой - с.149 снизу 7 строка «Так пустил ее»).

- Что характерно для его речи? (просьба, жалоба, подавленность)

- Что думает о нем автор? (наверное, сочувствует)

- Пусть нотка жалости , просьбы звучит в эпизодах, где изображен старик.

- Посмотрим фрагмент о старике (мультфильм).

- А что вы думаете о таком выражении «Что ты баба, белены объелась? Не ступить, не слово молвить не умеешь?» (старик волнуется, осознает возможности старухи, осуждает ее, но жадность затмила разум)

- Откуда Пушкин взял эти строки? (из народа)

- Как понимаете? (из ума выжила)

- Как бы вы поступили, оказавшись на его месте? (не стал бы помогать, проявил твердость)

3) Образ синего моря

- Через всю сказку проходит сочетание «синее море». Что вы заметили, читая об этом? (оно меняется по поведению, цвету)

- Почему? (это волшебный персонаж, активно реагирует на добро, зло)

Слайд 16
Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19


Слайд 20



Д) Творческая работа.

- Поработайте в группах.

1 группа: создать обложку сказки, используя модели – заместители.

Ответ: Сказка – потому , волшебная – поэтому голубой цвет.

2 группа: поставьте галочки над словами, которые приближены к речи простого народа. Постарайтесь объяснить.

белены объелась - из ума выжила

на чем свет стоит- сильно

на посылках – подчинение

не садись не в свои сани - не занимай не свое место

у разбитого корыта – ни с чем

3 группа: собрать пословицы. Все ли их можно отнести к произведению?

Много желать – добра не знать.

Многое захочешь – последнее потеряешь.

Жадность – всякому горю начало.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Ответы групп.

- Давайте проверим. (ответы на экране)
Е) Работа над идеей. Завершение исследования.

- Дети, в каком предложении заключается главное? (ответ: осталась у разбитого корыта)

-Как понимаете? (крах)

- А почему рыбка не выполнила просьбу, когда старуха всего затребовала? (она поняла, что жажда богатства у старухи не имеет меры, что не стала добрее, а наоборот унижала, подчиняла, была груба, бескультурна).

- А что еще способствовало возникновению этой критической ситуации? (сам старик, боялся поперек слова молвить)

- Дети, безвольность – отрицательная черта. В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить характер.

- О каком персонаже не поговорили? (о рыбке)

- Какая она здесь? Почему говорила человеческим голосом? Что автор хотел передать на образе рыбке? (доброту, верность слову, щедрость, мудрость)

Слайд 21

Слайды

22,23,24
Слайд 25

Слайд 26

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой же урок

Преподал автор нам? (не надо жадничать, будь справедливым, надо проявлять настойчивость, не живешь по закону справедливости – будешь наказана)

- Выберите наиболее точную формулировку:

^ Как здорово поймать рыбку

Как плохо быть жадным, жестоким

Если ты точно жадный, то можешь потерять свое счастье

- Есть ситуации, когда необходимо проявить твердость характера, иначе пострадаешь.
IV. Решение нравственной проблемы.


  1. Вернемся к началу урока. Богатство здесь – добро? (нет, оно не принесло радости близким, не сделало человека добрее)

  2. Игра «Золотой улов».

Ребята, вам всем на уроке повезло. Я дарю вам золотую рыбку. Напишите желание. Зачитайте.

  1. Рефлексия. О чем бы вы рассказали родителям. Продолжите мысль:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Меня удивило…

  1. Домашнее задание.

1 уровень. Подготовься к чтению по ролям

2 уровень. Составь рассказ о любом герое.

3 уровень. Напиши сочинение

« Жадность – всякому горю начало».

  1. Самооценка.

Какой смайлик соответствует вашему настроению, довольны ли вы своей работой. Выберите. Покажите. Верно себя оценили.

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Похожие:

Урок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен iconСписок литературы на лето. Внеклассное чтение 2 класс
А. С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке", " Сказка о золотом петушке", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"  
Урок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен iconСказка о рыбаке и рыбачке. ( Сказка о рыбаке и рыбке)
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад комбинированного вида «Буратино»
Урок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен iconУрок 5 Предмет: литературное чтение Тема урока: Авторская сказка...
Метапредметные: Понимать значи­мость и роль до­полнительных ис­точников получения информации
Урок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен iconУрок 3 Предмет: литературное чтение Тема урока: Авторская сказка...
Метапредметные: Находить и исполь­зовать дополни­тельную информа­цию с целью фор­мирования пред­ставлений о разно­образии жанров...
Урок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен iconСценарий к литературным чтениям. Сказка – ложь, да в ней намек
По мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» На сцену выходят скоморохи
Урок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен iconСказка по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: Развивать творческие способности ребёнка через музыкальную игру –сказку, формировать основы музыкальной культуры
Урок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен iconУрок литературного чтения в 3-м классе (1-4) по теме: "Узбекская...
Выполнив задание, вы узнаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся
Урок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет конкурс
Просмотр выпуска «Ералаш» и фарагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
Урок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен iconУрок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем...
Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» г. Чебоксары Л. П....
Урок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен iconУчитель: околелова ольга ивановна категория
Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные уроки литературного чтения и русского языка;уроки литературного чтения и изобразительного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница