Тема: Состав слова. Основа слова




Скачать 78.96 Kb.
НазваниеТема: Состав слова. Основа слова
Дата публикации30.01.2014
Размер78.96 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
Русский язык

3 класс

Тема: Состав слова .Основа слова.

Цели: формировать умение разбирать слова по составу; окончание, основу слова, части основы, упражнять в подборе родственных слов, показать роль корня в словах, развивать речь, словарный запас, развивать память, активизировать мышление, орфографическую зоркость, воспитывать интерес к русскому языку, чувство любви к матери, Родине.

Оборудование: предметные картинки, карточки с частями слова, плакат с кроссвордом.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Настрой на работу.

У. все ль на месте? Д. – на уроке и в игре

Все в порядке? Смело, четко говорим,

Ручки, книжки и тетрадки? И красиво все сидим.

Все ли правильно сидят На вопросы отвечаем

И внимательно глядят и 12 получаем!

  1. Актуализация знаний.

1.Фронтальный опрос (Повторение)

- Что такое текст?

- Из чего состоит?(из предложений)

- Что такое предложение?

- Из чего состоит предложение? (из слов)

- Из чего состоят слова? (из букв, звуков, из значимых частей)

- Какую часть слова мы научились определять на прошлом уроке? (окончание)

- Что такое окончание? (Часть слова, которая изменяется окончанием называется)

- как выделяем окончание?

- Дети показывают значок -

- взаимопроверка выполнения домашнего задания,

- запись даты классной работы в тетрадях.

2. Словарный диктант.

- Дети записывают слова по строчкам:

Береза, черепаха, переход

Мороз, ворона, сорока,

Чаща, участок, удача.

- С каким буквосочетанием написали слова,

на первой строке – ере, пишем с буквой «е»

- на второй строке? – оро- , пишем с буквой «о»

- на третьей строке? Ча, ща, пишем с «а»

- какое последнее слово написали «удача»

- Я желаю вам удачи сегодня на уроке.

  1. ^ Сообщение темы и целей урока.

Мы будем разбирать слова по составу по составу; определять окончания в словах, основу слова и узнаем из каких частей слова состоит основа.

Физкультминутка для глаз.

  1. ^ Изучение нового материала.

- Посмотрите на слова, написанные на первой строчке;

- найдите какое слово, название дерева, написали? (береза)

- что вы знаете о березе? (ответы детей)

(на доске картинка березы)

  1. ^ Запись предложений (на доске и в тетради)

В наших лесах растет красивое дерево береза.

Березу называют символом России.

На березе распустились почки.

Под березой нашли грибок.

  1. Определение окончания в слове береза

- Найдите слово береза в каждом предложении

Береза, березу, березе, березой.

- назовите окончания

- а, -у, -е, -ой.

- что такое окончание?

(дети рассказывают, отвечают правило об окончании из учебника и в стихотворной форме: часть слова, которая изменяется окончанием называется.)

Учитель: остальная же часть слова, называется основа.

  1. Определение частей основы слова

- сегодня узнаем какие части слова входят в основу.

- давайте подберем слову береза однокоренные слова:

- если берез много, то это уже что? Лес, какой? (березовый)

- как назовем маленькое деревце? (березка)

- какой гриб нашли под березой? (подберезовик)

- запись слов в одну строку.

Береза березка березовый подберезовик

- найдем окончания в этих словах:

^ Береза, березка, березовый, подберезовик

- Выделим оставшуюся часть слова без окончания (скобкой внизу)

- это основа слова.

- часть слова, без окончания называется основой.

^ Берез, берез, берез, подберезовик .

- Как называется часть слова без окончания?

- Основа.

- Найдем части основы.

- Выделение корня слова.

- Посмотрите на картинку березки и подумайте без какой части дерево не сможет жить? (без корня)

Правильно дети, корень это главная часть в строении любого растения и в строении слова тоже.

- Найдем корень (в основах слов береза, березка, березовый, подберезовик )

- Корень, это общая часть родственных слов, корень берез (показ значка, выделение корня).

- Что такое корень?

(ответы детей) правило в учебнике на с. 112.

береза, березка, березовый, подберезовик

Учитель:

Корень слова, значимая часть

Над словами родственными держит власть

Выясни умело линию родства,

Однокоренные подбери слова.

- Выделение суффикса, приставки:

- Посмотрите внимательно на наши слова и назовите, какие еще части слова нами не обозначены, где они стоят?

- Березка, березовый, подберезовик

- Часть слова, которая стоит после корня называется суффикс.

- выделение суффиксов к, ов, овик.

- Правило, что такое суффикс? (Дети формулируют вместе с учителем).

В слове подберезовик есть часть слова, которая стоит перед корнем подберезовик.

Правило о приставке

Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

образуются слова.

Чтение правила в учебнике на стр. 114

- Вывод:

Какие части слова входят в основу дети называют, учитель прикрепляет на доске части слова:

Игра «Собери слова»

- Как из корня растут растения, так из корня слова растут новые слова. Давайте поиграем, из корней слов и других частей соберем слова.

На доске в беспорядке прикреплены карточки с частями слова:

Гриб-, езд-. Ход-, лист-, вод-, ок, по, под, ик, к, на, за, ый, ой, а, пере,

Грибок, , грибной, грибник, поезд, езда, ездок, наезд, переезд, поход, переход, походка, заход, ходок, вода, подводник, водный, листок, листик.

(Запись слов на доске под каждым корнем, выделение частей слова.)

- Какие мы знаем части слова?

(ответы детей)

  • А все ли части основы когут бать в слове обязательно?

(ответы детей)

  1. ^ Закрепление изученного

Работа по учебнику,

Выполнение упражнения 250 на странице 114 (на доске и в тетрадь)

Списать текст, в родственных словах, выделить корень и части основы.

- Проверка выполнения, повторение правил о частях основы.

VI. ^ Итог урока:

а) – что нового узнали сегодня на уроке?

- какие части слова вы знаете?

б) разгадывание кроссворда «Состав слова»

1. изменяемая часть слова (окончание)

2. часть слова без окончания (основа)

3. часть слова, которая находится перед корнем и служит для образоапния новых слов (приставка)

4. часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов (суффикс)

5. главная значимая часть слова, общая часть родственных слов (корень)
















3











































4






















2













































































































1


























































5






























































































в) оценивание

VII. Домашнее задание.

Повторить правила об окончании, основе слов, выполнить упр. 253, с.115, повторить правила стр. 114-115.

Похожие:

Тема: Состав слова. Основа слова iconСостав слова
Цель: Обобщить знания уч-ся о частях слова; закрепить умение проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем
Тема: Состав слова. Основа слова iconСостав слова. Обобщение.
Обучающие: проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень. Проверить умение находить и выделять в словах...
Тема: Состав слова. Основа слова iconПонятие об окончании и основе слова
Цель: формирование у обучающихся представления об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом;...
Тема: Состав слова. Основа слова iconТема : Слоговой состав слова
...
Тема: Состав слова. Основа слова iconУроке продолжим работу по теме «Состав слова»
Учитель. Сегодня на уроке продолжим работу по теме «Состав слова», поговорим подробнее о суффиксах и приставках, будем учиться образовывать...
Тема: Состав слова. Основа слова iconТема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слов
Тема: Слова с безударными гласными, непроверяемые ударением, в корне слова (словарные слова)
Тема: Состав слова. Основа слова iconТема урока: «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»
Оборудование: «яблоки – слова», карточки для групповой работы, компьютер с электронными модулями, словарные слова на карточках, памятки,...
Тема: Состав слова. Основа слова iconТема: Корень слова. Однокоренные слова
Цель: Создать условия для формирования ключевых компетентностей учащихся, формировать умения распознавать и подбирать родственные...
Тема: Состав слова. Основа слова iconУрок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков учащихся
Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа
Тема: Состав слова. Основа слова iconВикторина «Сложные слова и их правописание» 3 класс. Тема : «Сложные слова и их правописание»
Цель : развивать умения употреблять в речи сложные слова, правильно их записывать и обозначать орфограмму
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница