Скачать 174.79 Kb.
|
![]() Ход урока. I. Организационный момент. - Ребята, сегодня у нас открытое занятие, и вы, надеюсь, захватили с собою отличное настроение, серьёзность, уверенность в будущих ответах, заряд творческой энергии. Хочется, чтобы наша совместная работа была очень плодотворной. ( Слайд №1.) II. Вступительное слово учителя. Звучит « Весенняя песня» Ф. Мендельсона. Чтение стихотворения А. Фета « Это утро, радость эта…» … ( Слайд № 2. ) * * * Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, ^ Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и берёзы, Эти капли – эти слёзы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё – весна. - Наше занятие я не случайно начала с чтения прекрасного стихотворения А.А. Фета, так как это урок словесности, на котором нам тоже предстоит рассмотреть прекрасные образцы слова. - Что представляет собой стихотворение А. Фета? ( Стихотворение А.А. Фета « Это утро, радость эта…» представляет собой одно предложение.) -Скажите, пожалуйста, какую синтаксическую конструкцию использует поэт? ( В стихотворении Фет использовал предложение с однородными членами, обобщающим словом всё. ) - Что автор сумел выразить с помощью этой конструкции ? ( Фет рисует очень полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движения человеческой души.) III. Сообщение темы урока. Целеполагание. -Тема нашего урока словесности «Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л. Н. Толстого « После бала». (Запись в тетради.) ( Слайд №3.) ^ Исходя из темы урока, эпиграфа попытайтесь сформулировать цели занятия. ( На уроке пойдёт речь о выразительных, экспрессивных возможностях предложений с однородными членами в рассказе Л.Н. Толстого « После бала»; мы должны понаблюдать, как через слово автор передаёт душевное состояние героев, как работают предложения с однородными членами для выражения авторской идеи; погрузившись в язык Л. Н.Толстого, попытаемся понять некоторые особенности его взглядов на жизнь.) - Познакомьтесь, пожалуйста, со структурой урока. (Слайд № 4.) ^ - Нам предстоит рассмотреть конструкции с однородными членами, поэтому следует повторить признаки однородных членов. ( Слайд № 5.) Однородные члены 1) отвечают на один и тот же вопрос; 2) относятся к одному и тому же слову в предложении; 3) как правило, выражены словами одной части речи; 4) являются одинаковыми членами предложения; 5) соединены сочинительной связью, произносятся с интонацией перечисления. - На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «После бала», вы хорошо знаете его композицию, содержание, идею. (Слайд № 6.) Рассказ «После бала» был написан Л. Н. Толстым в последний период творчества— в 1903 г. Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Композиция его своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остаётся в тени, а повествование ведётся от имени второго, «действующего» рассказчика – Ивана Васильевича. В композиции логично выделяются четыре части: большой диалог, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и, наконец, заключительная реплика. Рассказ начинается тоже с реплики героя, в которой определяется тема: - Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае. Такой «случай» и составляет сюжет рассказа. Молодой человек охладевает к любимой девушке после того, как видит её отца, жестоко обращающегося с подчинённым. Именно этот случай помог Ивану Васильевичу решиться начать собственное воспитание, самосовершенствование, а не уповать на среду. ^ 1.Лингвистический эксперимент. - Предлагаю принять участие в лингвистическом эксперименте. ( Слайд № 7.) - Допишите предложение, взятое из рассказа: …в молодости, восемнадцати лет, была прелестна:..( высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная.) -Сравните с предложением Толстого. (Слайд № 8.) - Что значит величественная? А грациозная? Обратитесь за помощью к толковым словарям. Величественный – исполненный величия. ( По словарю С. И. Ожегова.) ^ Грациозный – исполненный грации, стройный, изящный.( По словарю С. И. Ожегова.) ^ -Обратите внимание на то, что из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложение с однородными членами, что даёт ему возможность лаконично и ясно описать героиню, используя ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние её черты, и качества характера. Итак, с первых страниц рассказа мы можем почувствовать, как бережно и умело обращается Толстой с русским языком, как точно выбирает единственно нужную конструкцию. ^ ( Опережающее задание.) Приложение № 1. ( Слайд № 9.) ^ - Давайте рассмотрим роль и экспрессивные возможности предложений с однородными членами в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, передающих чувства, душевное состояние Ивана Васильевича.) этих эпизодах. - А начнём с портретов героев. Что такое портрет? ( Слайд № 10.) ( Портрет героя – это описание внешнего и внутреннего облика персонажа с целью создания художественного образа (характера, типа). Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору. Часто портрет приобретает смысл психологической характеристики персонажа.) ( Слайд №11.) -Найдите в тексте и прочитайте фрагменты с описаниями портретов Вареньки и её отца. Выразительное чтение отрывков. 1.« Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо – и как будто не могла иначе, – откинув немного назад голову, и это давало ей, с её красотой и высоким ростом, несмотря на её худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от неё, если бы не ласковая, всегда весёлая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего её милого, молодого существа» ( стр. 30). - Какие однородные члены употребил автор в этом отрывке? (Однородные сказуемые ( 1предл.), несколько рядов однородных определений ( 2 предл.).) 2. « Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nikolas I /как у Николая I / подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки» ( стр. 33) . - С какой целью автор использует в этих фрагментах текста предложения с однородными членами? ( Эти конструкции создают очень точную картину, позволяют описать героя подробно, передать все детали, так что можно ясно представить его.) -Какой же представляется вам Варенька? А её отец? Выразите свои ассоциации с помощью слова или словосочетания. ( Слайд № 12.) ( Например, Варенька – нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, яркая звезда, …; отец Вареньки – античная статуя, горный орёл, гордый лев, …) -Итак, каждый сейчас попытался зрительно представить героя благодаря экспрессивности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета. ^ - А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю восстановить текст как можно ближе к авторскому. ( Слайд № 13.) Она была в ( белом) платье с ( розовым) поясом и в ( белых лайковых ) перчатках, немного не доходивших до ( худых, острых) локтей, и в ( белых атласных ) башмачках. -Сопоставьте ваши варианты с текстом автора ( стр. 31). ( Слайд № 14.) - Какие определения преобладают в предложении? ( В предложении преобладают определения, обозначающие цвет.) - Как называется такой приём? ( Такой приём называется цветопись.) - Как вы считаете, является ли повтор слова белый речевой ошибкой? ( Повтор слова не является ошибкой, так как Л.Н.Толстой очень часто использует повторное название предметов, явлений, признаков. Это характерный толстовский приём, отмеченный лингвистами.) -^ ( Белый цвет - олицетворение чистоты, свежести, света, радости. Таким образом, Толстой с помощью слова белый подчёркивает ощущение праздника и передаёт радостное душевное состояние рассказчика.) - Скажите, пожалуйста, а как ещё Толстой передаёт душевное состояние Ивана Васильевича? ( Автор передаёт душевное состояние героя через музыку: весёлая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.) - А у нас сейчас тоже музыкальная минутка. Послушайте вальс австрийского композитора Иоганна Штрауса « Голубой Дунай», расслабьтесь на мгновение, окунитесь в атмосферу бала 19 века. - ^ - Найдите в тексте предложение, передающее настроение рассказчика, находящегося на балу, через музыку. ( « Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду – танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой». ) ( стр. 31) - В чём заключается особенность предложения? ( Это предложение с однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом и.) - Как вы думаете, почему при данных однородных дополнениях повторяется союз и? ( Повторяющийся союз и используется для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий.) ^ ( Слайд № 15.) Однородные члены присоединяются только при помощи интонации. -Перестройте это предложение по схеме: ![]() - Что изменится? ( Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению.) - Итак, рассказывая о героях, рисуя их портреты, Толстой умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами, помогающими точно и ярко передать детали внешности и особенности характера, определённое настроение персонажей. Опираясь на ваши исследования, возьмём для анализа другой эпизод, где тоже преобладают конструкции с однородными членами, описание мазурки, танца, знакомого вам только по книгам и кинофильмам. А откуда пришёл этот танец, что он собою представляет? Мы узнаем это из сообщения. ( Слайд № 16.) Звучит мазурка Ф. Шопена, сообщение обучающегося на эту тему. ( Приложение № 2.) -А как описывает этот танец Л.Н.Толстой с помощью слова? Выразительное чтение отрывка ( стр. 33). «Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигурка Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких, белых, атласных ножек... Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он всё-таки ловко прошёл два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали . С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне, думая, что я танцую с ней.» -Проведём небольшое исследование: какие конструкции здесь преобладают? ( Фрагмент насыщен предложениями с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами.) -Случайно ли это? (Нет, так как мазурка – быстрый танец, и с помощью предложений с однородными сказуемыми, однородными обстоятельствами передаются динамические движения танца. -А ещё в каком эпизоде должны преобладать именно конструкции с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами и почему? ( Это сцена наказания татарина, так как в её основе тоже лежат действия.) ( Слайд № 17.) Выразительное чтение отрывка ( стр. 37- 38). « Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падая наперёд – и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И, не отставая от него, шёл твёрдой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону ,с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только, когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперёд и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлёпнул ею по спине татарина. Татарин дёрнулся вперёд. Но унтер-офицеры удержали его , и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шёл подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу.» -Выпишите из текста однородные сказуемые и обстоятельства ( I группа - из первого эпизода ( мазурка), II группа – из второго эпизода ( наказание татарина). ^ . - По какому принципу строятся эти два эпизода? ( Это принцип контраста, антитезы.) - А в чём ещё проявляется контраст в рассказе? ( Контраст передаётся через цвет.) - Какие прилагательные, обозначающие цвет, употребляются в 1 части рассказа? (Слайд № 18.) ( В 1 части употребляется прилагательное белый ( белое платье Вареньки, белые перчатки , белые башмачки, белые усы); розовый ( розовый пояс Вареньки).Это мажорная часть рассказа, и здесь встречаются соответствующие цвета. - С какого дважды повторяющегося прилагательного начинается 2 часть рассказа? ( Это прилагательное чёрный( увидал что-то большое, чёрное; солдаты в чёрных мундирах). Здесь вновь употребляется и прилагательное белый, но в другом контексте( оскаленные белые зубы).И, наконец, - слово красный( что-то пёстрое, мокрое, красное – это спина наказываемого.) - Если вспомнить, что в русской иконописи красный цвет часто означал ад и мученичество, то понятна его символичность и в данном тексте. - Как вы считаете, с какой целью автор использовал контраст по цветовой гамме в предложениях с однородными членами? ( «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках…и в белых атласных башмачках». «Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека»). ( Чтобы показать, как меняется настроение рассказчика, попавшего после бала на экзекуцию: белый цвет сменяется чёрным; розовый переходит в красный.) - В своём исследовании вы верно отметили, что в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича, тоже преобладают конструкции с однородными членами. Давайте выясним, какова их функция. - Что чувствует Иван Васильевич, пребывая на балу? (Герой испытывал любовь во всему, что его окружало. Он был счастлив: « Я обнимал в то время весь мир своей любовью».) - Как Толстой подчёркивает эти чувства с помощью одной синтаксической конструкции с однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом и ? Найдите предложение в тексте. ( « Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова».) ( стр. 35) - Заметьте, в ряду однородных дополнений - слова, обозначающие разных по социальному положению людей и даже соперника рассказчика, то есть соединяются « однородные неоднородности». - Смена внутреннего состояния рассказчика, попавшего после бала на экзекуцию, передана фразой с однородными определениями, характеризующими музыку. Зачитайте её. « Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка». (стр. 37.) ( Слайд № 19.) - Смену настроения героя передаёт градация – расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости. ( Запись в тетради.) -Итак, что же чувствует герой, ставший свидетелем ужасной сцены наказания? Чтение эпизода ( стр. 38- 39). « ^ стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой… А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лёг. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять всё и вскочил». (Герой чувствует стыд и тоску. ) - В каком значении: прямом или переносном - Толстой использует однородные определения физическая, доходившая до тошноты тоска ? ( Автор использует однородные члены в переносном значении: доходящая до тошноты тоска – это не что иное, как « отвращение, омерзение» .) - Ещё какие однородные члены употребляет автор в этом фрагменте? ( Нераспространённые однородные сказуемые: опустил, поторопился уйти; услыхал, увидал, вскочил. ) - Что выражают эти члены предложения? ( Они показывают душевный разлад, беспокойство Ивана Васильевича). - Что же стало итогом душевного потрясения рассказчика? Прочитайте. « Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет». ( Любовь к Вареньке умерла по вине её отца. ) - Почему Толстой соединяет в ряду однородных слова неловко и неприятно? Когда мы испытываем такие чувства? ( Мы испытываем их, когда становимся невольными свидетелями чего-то безнравственного. ) - « Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее, утра». Что же стало причиной этого? Что несовместимо с нравственностью? ( Отец Вареньки жестоко обращался с подчинённым. Жестокость же несовместима с нравственностью.) - Включите слово жестокость в качестве одного из однородных членов в предложение, которое выражало бы авторскую позицию по данному вопросу. Запишите предложение. (Слайд № 20.) ( Жестокость, беспощадность, безжалостность являются, по мнению Толстого, тяжкими человеческими пороками, приводящими к гибели любви.) ^ - Какие задания показались сложнее других? - Что оказалось ново? - Что выявили, погрузившись в язык Толстого? ( Слайд № 21.) - Итак, мы наблюдали сегодня, как конструкции с однородными членами помогают автору произведения в создании яркого портрета , в образной характеристике действий, в передаче тончайших душевных переживаний героя. Отбор нужных синтаксических конструкций, умелое и бережное отношение Толстого к слову, которое, по определению Аристотеля, является «знаком состояния души», помогли нам насладиться языком мастера и понять его авторскую позицию. VII. Домашнее задание. ( На выбор). (Слайды №22, 23 ) ^ 1. Душевное состояние Ивана Васильевича на балу. 2. Душевное состояние героя, наблюдавшего сцену наказания татарина». II.Сочинение- миниатюра на тему: « Жестокость в нашей жизни. Как с нею бороться?», в котором следует выразить свою позицию по данному вопросу; возможно, она будет сходна с позицией Л.Н.Толстого. Использованная литература ^ 2. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.Ч.2/ авт.-сост. В.Я.Кoровина[ и др. ]. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 368 с.: ил. – ISBN 5-09-014827-9. ^ 23-е изд., испр. –М.: Рус. Яз., 1990. – 917 с. – ISBN 5-200-01088-8 4. Русский язык:учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [ C. Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. ]. – 28-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с., 4л. ил.: ил. – ISBN 5 -09-014027-8. ^ 6. Русский язык в школе. 1992. № 5-6. – 63с. 7. Фет А. А. Стихотворения/ Примеч. В. Коровина. – Краснодар: Кн. изд—во, 1979. – 32с. – ( Школьная б-ка). ^ Панов. – М.: Педагогика, 1984. – 352 с., ил. Домашнее задание. ( По выбору.) 1.Составление синквейнов: 1. Душевное состояние Ивана Васильевича на балу. 2. Душевное состояние героя, наблюдавшего сцену наказания татарина». 2.Сочинение- миниатюра на тему: « Жестокость в нашей жизни. Как с нею бороться?», в котором следует выразить свою позицию; возможно, она будет сходна с толстовской. Домашнее задание. ( По выбору.) 1.Составление синквейнов: 1. Душевное состояние Ивана Васильевича на балу. 2. Душевное состояние героя, наблюдавшего сцену наказания татарина». 2.Сочинение- миниатюра на тему: « Жестокость в нашей жизни.Как с нею бороться?», в котором следует выразить свою позицию; возможно, она будет сходна с толстовской. Домашнее задание. ( По выбору.) 1.Составление синквейнов: 1. Душевное состояние Ивана Васильевича на балу. 2. Душевное состояние героя, наблюдавшего сцену наказания татарина». 2.Сочинение- миниатюра на тему: « Жестокость в нашей жизни.Как с нею бороться?», в котором следует выразить свою позицию; возможно, она будет сходна с толстовской. Домашнее задание. ( По выбору.) 1.Составление синквейнов: 1. Душевное состояние Ивана Васильевича на балу. 2. Душевное состояние героя, наблюдавшего сцену наказания татарина». 2.Сочинение- миниатюра на тему: « Жестокость в нашей жизни.Как с нею бороться?», в котором следует выразить свою позицию; возможно, она будет сходна с толстовской. |
![]() | Художественные особенности рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Теория литературы: приемы контрастного построения II., рассказ в рассказе, приемы сатирического изображения действительности, подробное... | ![]() | Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» В основе рассказа «После бала» лежит реальный случай, произошедший с братом Л. Н. Толстого. Произведение поражает контрастностью,... |
![]() | Конспект урока русского языка по теме: «Однородные члены предложения» Цели: познакомить с однородными членами предложения; формировать умение находить предложения с однородными членами | ![]() | Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения... Тема: Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения |
![]() | Конспект урока грамматики в 6 глухом классе на тему «Предложения с однородными членами» Развивающая: развивать речь, создавая условия сознательного употребления однородных членов в предложениях, активизировать мыслительные... | ![]() | Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» Ивана Васильевича. Именно ему предстоит понять, «что хорошо, что дурно», дать оценку увиденному и сделать выбор своей дальнейшей... |
![]() | Сценарий литературного бала В празднично украшенном бальном зале звучит тихая музыка. Хозяин и хозяйка бала в центре приветствуют гостей. Распорядитель бала... | ![]() | Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» Объявление темы. Мотивация учебной деятельности. Запись даты и темы урока в рабочие тетради |
![]() | Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» Объявление темы. Мотивация учебной деятельности. Запись даты и темы урока в рабочие тетради | ![]() | Урок-практикум. Тема: Однородные члены предложения Цель: закрепить умение находить однородные члены предложения, правильно интонировать и ставить знаки препинания в предложении с однородными... |