Тема Глагол




Скачать 209.72 Kb.
НазваниеТема Глагол
страница1/3
Дата публикации26.01.2014
Размер209.72 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Предмет Русский язык

Класс 7

Тема Глагол

Цель: путем самообразовательной деятельности получить представление

о глаголе
Дорогой друг!

Жил-был глагол. И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, видит – сидит существительное на камушке и плачет.

– Что ты так пригорюнилось?

– Да вот, живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу.

– Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое.

– Что ты кручинишься, Прилагательное, и почему одиноко сидишь здесь?

– Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

– Пойдём с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе Грамматика. Там всё что-то делали, трудились – скучать было некогда.

Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделает? И др. Существительное получило сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей.)А прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.

С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле?!


Предлагаем выполнить разные виды заданий и выразить свое отношение к ним





^ ВИДЫ ЗАДАНИЙ

МОЕ ОТНОШЕНИЕ

I

Углубляем знания по теме «Имя прилагательное»




II

Выделим главное




III

Установим соответствие между основными понятиями и их определениями




IV

Учимся анализировать




V

Находим связи между видами искусства




VI

Развиваем умение доказывать свою точку зрения




VII

Учимся работать с дополнительной литературой




VIII

Развиваем умение сопоставлять, анализировать, делать выводы




IX

Создание учащимися собственного текста




Условные обозначения: ! – интересно, ? – трудно, ~ неинтересно


Выполняя предложенные задания, ты

Узнаешь

Научишься

Поймешь

  • что такое глагол;

  • основные морфологические признаки глагола;




  • работать с учебно-познавательным текстом;

  • анализировать текст;

  • обобщать языковые закономерности;

  • находить связи между различными видами искусства;

  • делать выводы

Глаголы в речи нужны для того, чтобы рассказать о действиях и состоянии предмета



Желаем удачи!

Блок контрольно-рефлексивных заданий
I. Углубляем знания по теме

Статья «Глагол»

Глаголом называется часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?: В ночь погода зашумела, взволновалася река, уж лучина догорела в дымной хате мужика.
Изменение глагола

Глагол, обозначая действие, может указывать и время, когда совершается действие. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

В глаголе различаются три лица и два числа.

В прошедшем времени глагол не имеет особых личных окончаний, а лицо выражается только личным местоимением. Например: я стучал, ты стучал, он стучал. В прошедшем времени глагол изменяется по родам и числам: брат стучал (мужской род), сестра стучала (женский род), что-то стучало (средний род), мы стучали (множ. число).

Изменение глагола по лицам, временам и числам называется спряжением.

Глаголы могут иметь на конце частицу -ся или -сь. Глаголы, оканчивающиеся на -ся (-сь), называются возвратными. После согласных и й употребляется -ся, а после гласных – -сь: моет – моется, мыл – мылся, мыть – мыться, мой – мойся, мою – моюсь, мыли – мылись.

Глаголы бывают переходными и непереходными. Переходные глаголы

сочетаются или могут сочетаться с именами существительными или местоимениями в винительном падеже без предлога: люблю маму (в.п.); ищешь книгу (в.п.).

Остальные глаголы – непереходные.

В предложении глагол, обычно, бывает сказуемым.
^ Неопределённая форма, или инфинитив

Глагол имеет особую форму, которая только называет действие, но, сама по себе, не указывает ни времени, ни числа, ни лица и, поэтому, называется неопределённой формой, или инфинитивом: читать, беречь, нести, прийти придти. Неопределённая форма глагола отвечает на вопрос: что делать? что сделать?

Неопределённая форма глагола оканчивается на -ть, -ти: строить, нести. Есть особая группа глаголов с неопределённой формой на -чь. У глаголов на -чь основа в настоящем времени оканчивается на г или к: могу – мочь, пеку – печь, берегу – беречь. Здесь мы находим чередование г и к со звуком ч.

Буква ь в неопределённой форме сохраняется и перед частицей -ся: строить – строиться, беречь – беречься.
^ Виды глаголов

Глаголы могут быть несовершенного и совершенного вида. Несовершённого и совершённого.

1. Глаголы несовершенного вида показывают незаконченное действие или действие повторяющееся (т. е. ещё не совершённое действие, отвечают на вопрос что делать?): работать, кричать, спать, покупать, брать, бросать, заглядывать.

2. Глаголы совершенного вида показывают законченность действия (т. е. уже совершённое действие, отвечают на вопрос что сделать?): купить, взять, принести, уйти.

Глаголы вида совершенного не могут иметь настоящего времени (это естественно); форма же настоящего времени имеет у них значение будущего: я куплю, я возьму, я начну, я принесу, я уйду, я прочитаю, я надпишу, я заговорю. И где тут форма настоящего времени?.. В настоящем времени действие совершается; совершённым оно может быть либо в прошедшем времени (сделано), либо в будущем, как предсказание или обещание: купил, куплю (покупаю)
^ Времена глагола

Настоящее время глагола означает, что действие происходит одновременно с моментом речи, т. е. тогда, когда о нём говорят: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах.

Прошедшее время означает, что действие происходило до момента речи: Разгромили атаманов, разогнали воевод и на Тихом океане свой закончили поход.

Будущее время означает, что действие будет происходить после момента речи: И если враг нашу радость живую отнять захочет в упорном бою, тогда мы песню споём боевую и встанем грудью за Родину свою.

^ Спряжение глаголов

Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам. В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.


Лицо

I спряжение

II спряжение

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

1-е

-у (-ю)

-ем

-у (-ю)

-им

2-е

-ешь (-ёшь)

-ете

-ишь

-ите

3-е

-ет (-ёт)

-ут (-ют)

-ит

-ат (-ят)


К I спряжению относятся

  • Многие глаголы на -еть и -ать (-ять).

  • Все глаголы на -овать.

  • Два глагола на -ить: брить и стелить.

Ко II спряжению относятся

  • Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.

  • Некоторые другие глаголы -ать (-ять), у которых ударение падает на окончания, например лежать - он лежит, стоять - мы стоим.

  • Семь глаголов на -еть, и четыре на –ать:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и вертеть,

И зависеть, и терпеть.

^ Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми. Они спрягаются частью по 1-му, частью по 2-му спряжению:






^ Единственное число

Множественное число

1 лицо

хочу, бегу

хотим, бежим

2 лицо

хочешь, бежишь

хотите, бежите

3 лицо

хочет, бежит

хотят, бегут



^ Особо спрягаются глаголы есть и дать




Единственное число

Множественное число

1 лицо

ем, дам

едим, дадим

2 лицо

ешь, дашь

едите, дадите

3 лицо

ест, даст

едят, дадут


^ Прошедшее время

Глагол в прошедшем времени личных окончаний не имеет: я читал, ты читал, он читал (сравните с окончаниями настоящего времени: я читаю, ты читаешь, он читает).

Глагол в прошедшем времени в единственном числе изменяется по родам: пароход отплыл, лодка отплыла, судно отплыло.

В мужском роде родового окончания нет, в женском роде родовым окончанием является -а, в среднем – -о: взял, взял-а, взял-о.

Во множественном числе глагол прошедшего времени по родам не изменяется и имеет окончание -и. Сравните:ученики читал-и – ученицы читал-и.

Прошедшее время образуется посредством прибавления суффикса -л к основе неопределённой формы: бежа-ть – бежа-л, гуля-ть – гуля-л, строи-ть – строи-л. Перед суффиксом -л сохраняется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед -ть: видеть – видел, слышать – слышал, веять – веял.

В мужском роде после согласного звука в конце слова суффикс -л выпадает: ползла – полз, несла – нёс, везла – вёз, вытерла – вытер.

Возвратные глаголы в прошедшем времени имеют на конце частицу -ся или -сь: взялся, берёгся; взялась, береглась; взялось, береглось; взялись, береглись.

^ Будущее время

Будущее время бывает простое и сложное. У глаголов вида совершенного будущее время бывает простое: сделать – сделаю, решить – решу. Будущее сложное бывает у глаголов несовершенного вида: делать – буду делать, решать – буду решать.

Будущее простое состоит из одного слова и имеет те же личные окончания, что и настоящее время: сделать, решить – сделаю, решу; сделаешь, решишь; сделает, решит.

Будущее сложное образуется из будущего времени глагола быть и неопределённой формы спрягаемого глагола: буду делать, буду решать. Глагол быть, при помощи которого образуется будущее время, называется, в этом случае, вспомогательным глаголом.
^ Наклонение глагола


изъявительное

условное

повелительное

работаю

читал бы

пиши

работал

писала бы

читай

буду работать

сделали бы

отмерь


Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается, например: видеть — вижу.

В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное, в глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.

Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те.

Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание. Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласный, то после него пишется ь: брось, режь, оставь. Мягкий знак сохраняется перед -ся и -те: бросьте, режьте, оставьте.
  1   2   3

Похожие:

Тема Глагол iconТема: «В гостях у глагола»
Цели: -формировать умения различать глагол среди других частей речи по вопросу и значению
Тема Глагол iconТема урока: Глагол
Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний о глаголе изученных в 3 классе, дополнение новыми сведениями
Тема Глагол iconТема: «Части речи»
Цели: Подвести учащихся к выводу о том, что имя прилагательное и глагол зависят от существительного
Тема Глагол iconТема урока: «Животные разных стран»
Цель: закрепить навыки употребления нле по теме и умения использовать глагол-связку и составное именное сказуемое в предложении
Тема Глагол iconКраткое содержание текста. Устная тема «Россия»
Прочтите предложения, найдите в каждом из них глагол-сказуемое и определите его видо-временную форму и залог
Тема Глагол iconКомплексный анализ текста. 6 класс. Тема «Глагол»
Утро только наступа…т. З л тистый туман стел т ся по долине. Ве т утренней пр хладой. Первые лучи со нца пр…бивают ся скво ь густые...
Тема Глагол iconУрок русского языка в 4 классе по программе Л. М. Зелениной, Т. Е....
При изучении темы «Глагол» ученики испытывают трудности при написании личных окончаний. Для того чтобы легче было запомнить изучаемый...
Тема Глагол iconТема. Имя существительное
Существительное говорит: «Я – самая важная часть речи, потому как без меня нельзя и предложения составить». Прилагательное на это...
Тема Глагол iconУпотребите глагол to be в нужной форме (am, is, are, was, were, shall...

Тема Глагол iconПереведите предложения. Определите тип условного предложения. Подчеркните...
Упражнение Переведите предложения. Определите тип условного предложения. Подчеркните вспомогательный глагол и инфинитив
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница