Скачать 1.84 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Колтушская средняя общеобразовательная школа имени ак.И.П.Павлова» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Начального общего образования Принята на педагогическом совете протокол № от «____» августа 2013г. Разделы основной образовательной программы:
5. Программы отдельных учебных предметов. 6. Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся. 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 8. Программа коррекционной работы. 9. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Колтушская СОШ» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373), определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Цель создания программы: - выполнение Закона Российской Федерации «Об образовании»; - выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - создание условий для эффективного развития учащихся начальных классов школы. Формирование программы связано с учётом особенностей в жизни ребёнка: - с изменением ведущей деятельности ребёнка – с переходом от игровой к учебной деятельности, имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; - с освоением новой социальной позиции, сформированности социальной мобильности, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; - с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; - с формированием у младшего школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; - с изменением самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; - с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы. Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): - центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; - развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. ^ - создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальных классов целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. ^ - личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные качества, социальные компетентности; сформированность основ российской, гражданской идентичности; - метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); - предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. ^ - обеспечить адаптацию обучающихся начальных классов к изменениям, вызванным процессом модернизации образования (сформировать у обучающихся социальную мобильность, научить адаптироваться к последующей ступени образования), - определить оптимальное содержание образования обучающихся с учётом требований современного общества к выпускнику начальной школы (обеспечить овладение каждым обучающимся максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с их потребностями и возможностями), - повышать профессионализм педагогов и воспитателей. ^ - содержание основной образовательной программы формируется с учётом социо-культурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс; - важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план школы, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую, в том числе, внеурочную деятельность, которая организуется в форме кружков, секций. - учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами. Основные способы достижения результатов образовательного процесса: В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; - ориентацию на достижение цели и развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; - обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования; - возможность осуществления индивидуальных траекторий развития детей, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, расширение зоны ближайшего развития. ^ - ориентация на использование передовых педагогических технологий в обучении и воспитании; - открытость образовательного процесса; - уважение к личности ученика и педагога; - создание условий для развития каждого ребёнка с учётом его индивидуальных образовательных возможностей. ^ - диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации; - обучение учителей и воспитателей совершенствованию навыков компьютерной грамотности; - подготовка педагогов к участию в экспериментальной и инновационной деятельности; - сопровождение педагогов в методической и творческой профессиональной деятельности. ^ - курсовая подготовка; - учебно-методическая работа; - инновационная деятельность; - информационно-методическое сопровождение. ^ Разработанная основная образовательная программа предусматривает: - достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися; - поиск инновационных подходов к обучению; - развитие способов работы с информацией, владение информационными технологиями; - выявление и развитие способностей обучающихся через систему дополнительного образования, организацию внеурочной занятости детей; - использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. ^ основной образовательной программы Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. ^ - обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки; - являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения основной образовательной программы начального общего образования. Цели-ориентиры: - определяют ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?» Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей, отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала: - Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируются в том, какой уровень освоения опорного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе данной программы (с помощью накопительной оценки или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, - с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения. ^ - Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися, как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом – невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. ^ (личностные и метапредметные результаты). В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) как основа умения учиться. ^ будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. ^ выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. ^ выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, а также пользоваться широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. ^ выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Личностные универсальные учебные действия. У выпускника будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей идр. - Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; - ориентация в нравственном содержании своих поступков и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - установка на здоровый образ жизни; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. ^ - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к ОУ, понимая необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности-неуспешности учебной деятельности; - положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - установки на здоровый образ жизни; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. ^ : - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве сети Интернет; - осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т.е. осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приёмов решения задач. ^ : - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - осуществлять сравнение и классификацию; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. ^ - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для решения разнообразных коммуникативных задач. ^ В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. Выпускник на ступени начального общего образования:
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования. ^ |
![]() | Основная образовательная программа начального общего образования... Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» разработана... | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Атагайской средней... |
![]() | Основная образовательная программа начального общего образования... Основная образовательная программа (ооп) ступени начального основного общего образования в соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об образовании»... | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями... |
![]() | Основная образовательная программа начального общего образования мбоу тёпловской сош Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования мбоу тёпловской сош Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... |
![]() | Образовательная программа начального общего образования мбоу «Средняя... Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №9 на 2011-2015 год, реализующей стандарты второго поколения... | ![]() | Образовательная программа начального общего образования моу «Столбинская... Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... |
![]() | Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №3 г. Воронежа Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования... Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования |