На уроках русского языка и литературы




Скачать 355.51 Kb.
НазваниеНа уроках русского языка и литературы
страница1/2
Дата публикации22.12.2013
Размер355.51 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
  1   2
Формирование коммуникативной компетентности учащихся

на уроках русского языка и литературы

... нельзя добиться успеха раз и навсегда,

успех достигается ежедневно.

Р.Ролан


Ожидаемые результаты применения:

  • реализация предложенной системы позволит развить коммуникативную компетентность школьников, повысить уровень их филологической и литературной подготовки, использовать коммуникативную компетентность для их самореализации в будущей жизни и создании социально значимых продуктов.



^ Педагогическая идея проекта:

  • компетентностный подход на занятиях по литературе – приоритетный способ формирования эмоционально-личностного отношения человека к миру; литература призвана не столько дать учащемуся определенные познания, сколько сформировать читательскую культуру, общую культуру человека;

  • изучение новых форм учебной деятельности, которые способствовали бы повышению уровня лингвистической подготовки школьников, развитию навыков работы с текстами разных образовательных областей, формированию коммуникативной компетентности учащихся в общении, а также развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры школьников.


^ Цели педагогического проекта:

  • формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы;

  • управление процессом приобретения знаний о языке и процессом овладения языком;

  • развитие способности понимать художественный текст, интерпретировать и использовать его для достижения своих целей;

  • развитие творческого потенциала личности для успешного участия в жизни общества.



Преимущества данного проекта:

  • актуальность;

  • создание особой атмосферы сотворчества, развитие творческого потенциала педагога и учащихся, широкие возможности для его творческого применения;

  • технологичность (воспроизводимость в условиях общеобразовательной школы, возможность вариативности выбора методов обучения);

  • природосообразность (соответствие литературного образования возрастным этапам развития ребенка).


Эффективность. Данная тема эффективна, о чем свидетельствуют:

  • его актуальность,

  • востребованность педагогами и окружающим социумом,

  • оптимальность,

  • стабильность,

  • научность,

  • результативность.


Данный проект включает:

  1. Вступление.

  2. Коммуникативные задачи языка.

  3. Разнообразие методов и приемов по формированию коммуникативной компетентности.

  4. Задачи уроков литературы.

  5. Игры на уроках русского языка и литературы.

  6. Результативные уроки по формированию коммуникативной компетентности.

  7. Приложения и памятки.

  8. Используемая литература.

  9. Презентация к проекту.


Современному человеку на сегодняшний день для успешной самореализации необходимы три узловых компонента: креативность, овладение информационными технологиями и коммуникативными навыками. Особое внимание следует уделить последнему компоненту, то есть коммуникативная компетенция стоит на первом месте перед языковой, лингвистической и культуроведческой. Под коммуникативной компетенцией подразумевается “овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения”. Следует помнить о том, что различные сферы и ситуации общения должны соответствовать опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся школы. Одним из требований к уровню подготовки учащихся по русскому языку является “удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения”. Аналогичные мысли нашли своё отражение и в программах по литературе: здесь важнейшим общеучебным умением является “владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей”.

О коммуникативных задачах языка написано достаточно много книг и статей. Так М.А.К. Халидей разработал теорию функций языка, среди которых он выделил семь:

способствующая, которая предполагает использование языка для достижения какой-либо цели;

регулирующая, предполагающая контроль над поведением других;

функция взаимодействия, которая нужна для использования языка во взаимодействии с другими людьми;

личностная функция, предполагающая использование языка для выражения личных чувств и мыслей;

эвристическая функция, предполагающая использование языка для приобретения знаний и информации;

функция воображения, связанная с использованием языка для создания воображаемого мира;

репрезентативная функция, предполагающая использование языка в целях обмена информацией.

В соответствии с этой теорией, особое значение придается практике как способу развития коммуникативных умений, т.е. деятельностному подходу. В школьных программах это также учтено. Поэтому все это говорит о деятельностно - коммуникативном подходе в обучении русскому языку и литературе. Практически на каждом уроке у учителя имеется возможность для формирования классических коммуникативных навыков, к которым относятся публичное выступление, межличностное общение и совместная работа в группах.

Предполагается, что учителя в коммуникативном обучении играют несколько ролей, основными из которых являются две. Первая заключается в содействии процессу речевого общения между всеми учащимися класса, а также обеспечении разнообразия видов деятельности и предъявляемых обучаемым текстов. Согласно второй роли, учитель должен действовать как независимый участник в группе, где происходит процесс обучения. Последняя роль непосредственно связана с целями первой роли. Эти главные роли, в свою очередь, подразумевают систему второстепенных ролей для учителя, во-первых как человека, способного организовывать учебный процесс таким образом, чтобы содействовать максимальной мобилизации возможностей, и, во-вторых, как человека, контролирующего внутриклассные действия и процедуры. Дополнительную третью роль, трактуют как роль исследователя и человека, сохранившего любознательность, где необходимо иметь соответствующие знания и возможности, а также опыт. Учитель в коммуникативном обучении несет ответственность за определение потребностей обучаемых и поиск путей удовлетворения последних.

Важным является и умение учителя обеспечить выполнение видов деятельности, основанных на знании методов и способности формирования чувства уверенности у обучаемых. Эти виды деятельности должны обеспечить мотивацию и непременно быть интересными для определённой возрастной группы. Важно постоянно помнить о положительном воздействии успешного результата на мотивацию.

Следует отметить, что центральным вопросом при обсуждении деятельно-коммуникативного подхода остаются способы внедрения принципов коммуникативной системы обучения. С одной стороны, все понимают, что коммуникативная функция является основной функцией языка: человек, изучающий тот или иной язык, должен научиться пользоваться средствами данного языка для обмена мыслями и чувствами. В противном случае приобретение лексических, грамматических знаний на уроках русского языка, а также знание текстов и терминологии на уроках литературы становится совершенно бессмысленным и безрезультатным. С другой стороны, незнание лексического, грамматического материала, текстов и терминологии затрудняет решение коммуникативной задачи. Таким образом, учитель-словесник при подготовке урока продумывает соотношение различных видов деятельности учащихся, способствующих формированию и развитию основных компетенций, в том числе коммуникативной. Конечно, для этого используются элементы личностно-ориентированного, проблемного обучения, самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, групповая и индивидуальная работа. Но прежде учитель определяет, какой результат по окончании изучения той или иной темы или раздела он хочет получить: объём знаний и умений (базовый или повышенный). И только после этого он планирует свою деятельность и деятельность учащихся на каждом конкретном уроке, разбивая макроцель на микроцели. Именно здесь учитель в зависимости от изучаемого материала выбирает наиболее эффективные для достижения этих целей виды деятельности и способы коммуникации учащихся. По каждой учебной теме целесообразно составлять технологическую карту, позволяющую представить образовательный процесс в виде целостной системы учебных занятий, взаимосвязанных по этапам процесса образования: целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, рефлексивному. В ней предусматривается планирование целей развития учащихся и планирование усвоения учащимися знаний, формирования и развития специальных явлений (см. Приложение “Технологическая карта”). В указанной технологической карте в основе построения системы уроков по теме “Мифы народов мира” - мотивированное управление учебной деятельностью школьников, создание для учащихся ситуаций проживания или переживания знаний в обстановке “хочу знать”. При создании подобной карты учитель имеет возможность равномерно распределить задания, формирующие коммуникативные навыки устной и письменной речи учащихся.

Современная школа заявила о себе как о школе культуро- и личностно-ориентированной. В соответствии с эти она призвана поддержать вступление ребенка в миры культуры, при этом сберегая и развивая маленького человека как индивидуально - неповторимую личность, предоставляя ему возможность реализовать свои социальные (не противоречащие интересам других личностей) притязания.

Альтернативой традиционной модели образования, безусловно, является личностно-ориентированное. Ученые пришли к выводу, что компетенция – это такое качество личности, которое существует и развивается в двуединстве: в личности и в социуме. Следовательно, развивая компетентность, мы развиваем личные качества субъекта и качества, связывающие его с социумом, с жизнью. В современной научной литературе существует несколько определений понятий «компетентность» и «компетенция».

Выявив общие подходы и закономерности, можно сделать вывод, что если компетентность – это обладание знаниями, то компетенция – это эффективные действия личности в конкретной ситуации, и способность человека реализовать свои замыслы в условиях информационного и коммуникативного пространства (это, второе, определение компетенции вошло в концепцию профильного образования). Мне близко и более конкретное определение Эльконина: «Компетенция – это мера включенности человека в деятельность».

Система ключевых компетенций человека разработана давно:

Ключевые компетенции человека



Личностные деятельностные общественные

Не надо забывать, что компетенция – личное качество человека, склонное к развитию. Именно это создает современному учителю обширное поле деятельности. Учитель литературы и русского языка, безусловно, ключевая фигура в современном лично-ориентированном образовании, в формировании общественных компетенций человека: компетенции социального взаимодействия и компетенции общения, т.е. коммуникативной.

Развивать коммуникативную, рефлексивную, личностную культуру школьника, где каждый ребёнок обучается способам работы, получает навыки принятия самостоятельных решений творческих задач, позволяют уроки нетрадиционные, нестандартные. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках, повышение эффективности преподавания, формирование коммуникативной культуры школьника. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, помимо привития интереса к предмету, активизации деятельности учащихся, нетрадиционные формы обучения предполагают развитие умений и навыков самостоятельной работ, поиска интересной информации к уроку и форм ее представления, презентации, а также использование коллективных форм работы, в процессе которых отрабатываются (или формируются) коммуникативные навыки.

Современное филологическое образование решает следующие основные задачи:

  1. введение школьника в миры культуры;

  2. овладение им умением сохранять свою индивидуальность в речи;

  3. формирование у ученика лингвоэкологического сознания;

  4. развитие ученической рефлексии.

Современная школа обязана помочь ученику стать самим собой, выявить свои интересы и социальные ожидания. Осуществить это, не всматриваясь в самого себя, невозможно. И важнейшая роль в этом принадлежит филологическим дисциплинам.

Коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык».

Познание души проходит через общение.

Коммуникация – сообщение, общение.

Нужно ли в современных условиях обучать общению?

Сигнальной системой общения является слово и речь, которые держат весь мир в речевом отражении. К этим словам необходимо присоединить и слово “культура”. Это оно делает человека Человеком.

Самым подходящим для образовательных целей является понимание культуры как системы духовных ценностей.



Всякая культура по содержанию индивидуальна (личностна). Культура – это индивидуально освоенные духовные ценности. Она усваивается в форме четырех элементов:

- знаний о различных сферах бытия,

- опыта действования в определенных сферах,

- творчества, как преобразования и процесса приемов деятельности в новых непредвиденных условиях,

- отношения к деятельности, её объектам, всему, что с ней связано, соотнесённого с системой ценностей человека.

Усвоить культуру – значит “знать – уметь – творить – хотеть”. “Хотеть” – вот главный ведущий элемент в содержании культуры. Создание модели культуры позволяет сохранить её необходимые функции общения. Общение – это как основа и механизм коммуникативного образовательного процесса.

Проблема педагогического общения отражена в таких понятиях как “взаимодействие”, “коммуникация” и “общение”.

Понятие “коммуникативный” (“коммуникация”) указывает на наличие связи между людьми. Коммуникативным называют человека, умеющего устанавливать и создавать такие связи между людьми или между собою и людьми.

Гуманитарно-коммуникативное взаимодействие людей имеет отличительные признаки, обусловленные тем, что в отношениях “человек – человек”, каждый из партнеров занимает исходную позицию. Это взаимное расположение к ценностному феномену “человек” и задает взаимно определяющие характеристики. Уважение – общая характеристика взаимодействия людей.

Сегодня педагогическая технология общения с детьми требует от него уважения к человеку (и детям в том числе) как таковому. И это педагогическое требование не может быть оспорено, согласно нашему пониманию воспитания как введения детей в контекст мировой культуры.

Общение – особая разновидность взаимодействия людей, которая требует своих методов и приемов. Все, что делает педагог, будет эффективным тогда, когда работа интересна для самого педагога и учащегося.

Педагог должен уметь строить взаимоотношения с учениками, уметь обучать и развивать, обладать высокой психологической культурой, умело создавать условия для самоактуализации и личностного роста ребят. В процессе обучения чаще всего происходит диалогическое взаимодействие учителя и ученика. Каждый опытный учитель понимает, как возрастает потребность в эффективном общении. Эффективно общаться — значит достигнуть цели.

Полноценный информационный обмен позволяет добиваться точного исполнения заданий, предотвращать и разрешать конфликты, побуждать учащихся к поиску углубленной информации. Без коммуникативных умений учитель ничего не добьется. Только в процессе общения рождается то, что составляет суть коллективного дела: обмен информацией, установление межличностных отношений, формирование самооценки, сопереживание, развитие самоценности, обмен ролями.

Функционально-ролевое общение – это учитель <——>ученик

Ему свойственны определенные нормы, ожидания, дополнения, “ролевые маски”. Межличностное общение основывается на общности взглядов, идеалов, ценностей, мотивов поведения.

Этот вид общения носит преимущественно эмоциональный характер и предполагает отношения и неформального плана.

Что значит общаться – это умение вступать в общение, умение поддерживать общение, умение завершить общение и выйти из него, умение проводить свою стратегическую линию, учитывать ситуацию, в которой осуществляется общение (компоненты ситуативной позиции общающихся), т.е. умение развивать коммуникативную функцию размышления, умение прогнозировать результат своего высказывания или реплику собеседника, захватить и удержать инициативу общения или предоставить партнеру возможность реализовать свой замысел, что зависит от намерений общающихся, вызвать желаемую реакцию собеседника. Умение общаться на разных уровнях: с одним собеседником, с группой собеседников, с коллективом до 20-30 человек.

Умение общаться в официальной обстановке, соблюдая формальный (официальный) и неформальные стили – это установить отношения, взять интервью (расспрос), спланировать совместные действия, обсудить результаты деятельности (как продуктивные, так и перспективные), дискуссировать.

Можно предложить следующие способы общения:



1 способ – общение “я и ученик” или “ученик и я” применяется при опросе, объяснении, игровых ситуациях.

2 способ “Круглый стол”, 4 способ “Треугольник” – взаимосвязаны. Эти способы необходимы для выявления проблемы.

3 способ – “Лицом к лицу” применяется для проведения различных игр, состязаний, мозговых атак, мозговых штурмов.

Эффективность вариантов таких общений разная. Рассмотрим схему коммуникативных умений общения на разных ступенях.

Разумеется, подобное деление весьма условно: умения разделены на группы для того, чтобы на каждом году обучения решать ограниченное количество определенных задач.

В 7-м классе учащиеся должны уметь высказывать свое мнение по проблеме, решать речевые задачи, намеченные в таблице, информировать о том, что он имеет по проблеме: выделить главное высказывание, подчеркнуть важные моменты, уточнить, пояснить что-либо из своего высказывания и т.п.

Как слушающий ученик должен уметь реагировать на услышанное (вербально и невербально), выразить благодарность за сведения, запросить то, что захочется узнать, переспросить, если что-то неясно, поддержать в беседе, проявляя интерес.

Для того чтобы все это делать, ученик должен грамотно строить монологическое высказывание и владеть элементарными умениями диалогического (группового) общения.

В 9-м классе, где имеет место такая форма общения как диспут, задачи усложняются.
  1   2

Похожие:

На уроках русского языка и литературы icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...
На уроках русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы
Фролова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
На уроках русского языка и литературы iconУчитель русского языка и литературы
Использование технологии личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы iconИсследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка...
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И. Солженицына
На уроках русского языка и литературы iconРешение проблемы социализации личности на уроках русского языка и...
В современном обществе к образованию предъявляются требования, связанные не только со знаниевой сферой, но и с социализацией выпускника,...
На уроках русского языка и литературы iconЛесновой Марины Валентиновны учителя русского языка и литературы...
Тема проекта: эор как средство формирования языковой и коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка
На уроках русского языка и литературы icon«Использование информационно-коммуникационнных технологий на уроках...
«Использование информационно-коммуникационнных технологий на уроках русского языка и литературы»
На уроках русского языка и литературы iconИсследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы...
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися (Слайд 1)
На уроках русского языка и литературы iconПодход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...
На уроках русского языка и литературы iconПроектная деятельность на уроках литературы как способ формирования метапредметных компетенций
Амелькина Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №9», первая квалификационная категория
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница