Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов»




Скачать 53.29 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов»
Дата публикации15.12.2013
Размер53.29 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Интегрированный урок литературы в 6 классе по теме

«Былины киевского и новгородского циклов»

Цели урока:

1.Учебные:

а) дать понятие о разделении былин на два цикла

б) выяснить причины направления разделения

2.Воспитательные:

а) расширение кругозора учащихся

б) работа над культурой речи

в) воспитание эстетических чувств у учащихся

Оборудование урока: на доске карта Руси 11-12 веков, иллюстрации к былинам

Метод урока: объяснительно-иллюстративный

Ход урока.

^ Организация класса до урока: дать задание прочитать заранее и принести на урок тексты былин.

Организация класса на уроке: объявление темы, объяснение целей и задач данного урока.

^ Учитель литературы: Слово « БЫЛИНА» употреблялось в народной речи в значении быль, былое, а в литературу вошло как название русских эпических песен в середине 19 века. Сочинять же былины перестали к 12 веку, хотя исполнялись они еще долгие века. В последние столетия былины исполнялись без музыкального сопровождения, в более древние времена былины читались под аккомпанемент гуслей. Исполнителей называли сказителями, среди крестьян они пользовались особым почётом и уважением.

^ Учитель истории: История донесла до нас несколько имён знаменитых сказителей. Так, известно, что сказителя Т.Г.Рябинина (Кижи), ходившего на рыболовный промысел, старалась заманить к себе каждая артель. П.Н.Рыбников, записавший былины от этого сказителя, восклицал: « И где Рябинин научился такой мастерской дикции: каждый предмет у него выступал в настоящем свете, каждое слово получало свое значение». В семье Рябининых мастерство сказывания былин передавалось из поколения в поколение. Известным сказителем был и сын Трофима Григорьевича. От последнего искусство исполнения былин перенял его пасынок Иван Герасимович Рябинин-Андреев. В 20-40 годы нашего века был широко известен сын Ивана Герасимовича - Петр Иванович Рябинин-Андреев.

^ Учитель литературы: На самом деле быть сказителем мог не каждый человек, а только люди, обладающие хорошей памятью. Так как литература Древней Руси не знала стихотворной речи, запоминать приходилось прозаический текст, хотя и обладающий определенным ритмом. Ударение падало на каждый третий слог, речь сказителя текла плавно, но в нужных местах( чтобы привлечь внимание) могла стать и прерывистой. Есть в былине и свои приемы, которые облегчили запоминание текста. Это повторы, устойчивые выражения, запевы, постоянные эпитеты (мать сыра земля, красна девица, добрый молодец), общие места.

По содержанию былины делятся на два цикла: киевский и новгородский. Причем и герои, и сюжеты в них очень разные. Если киевский цикл повествует о богатырях-защитниках земли русской, то новгородский рассказывал о купцах, торговле и так называемых мирных подвигах. И если бы не было исторического пояснения, то вряд ли бы мы смогли догадаться о причинах этого разделения.

^ Учитель истории: Да, действительно, история очень ясно освещает эту проблему. Но вначале нужно немного объяснить социально-политическое строение Древней Руси. Целостного государства еще не существовало, оно находилось на стадии возникновения. А пока отдельный город представлял собой своеобразное удельное княжество, имел своего правителя, свое войско. Самыми мощными, развитыми культурными центрами того времени были Киев и Новгород. Отсюда два направления в создании былин. Содержание же былин отражает жизнь этих городов. И если внимательно рассмотрим карту Древней Руси конца 11-12 века, увидим, что Новгород находился или был расположен внутри страны и практически со всех сторон защищен русскими городами. А значит, он меньше воевал, и больше времени оставалось на развитие мирных ремесел и торговли. Киев же был расположен на самой границе и был вынужден постоянно отражать набеги внешних врагов: печенегов, монгол, татар, хазар, половцев. Поэтому и герои киевского цикла - богатыри.

^ Учитель литературы: Вообще слово богатырь вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств. Свои богатырские качества герои былин проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли. Былинный враг, нападающий на Русь, всегда жесток и коварен, он намерен уничтожить народ, его государственность, культуру, святыни. Так, Сокольник, направляясь в Киев, грозит:

Я соборны больши церкви спущу,

Я печатны больши книги во грязи стопчу,

Чудны образы-иконы на поплав воды,

Самого я князя да в котле сварю,

Саму княгиню да за себя возьму…

Калин-царь.

Разорить он хочет стольный Киев-град,

Чернедь-мужиков он всех повырубит…

Тугарин.

Опоганил он церкви православные,

Истоптал он конем всех малых детей,

Попленил Тугарин всех купцов-гостей.

^ Учитель истории: Есть много свидетельств о жестокости врагов, нападавших на Русь. Не жалели ни детей, ни стариков, ни женщин. Выжигались города, нередко вместе с людьми. Сохранилось предание, что, когда на Русь напали враги, княгиня вместе со своим маленьким сыном бросилась вниз с крепостной стены, чтобы он не попал в плен к половцам.

^ Учитель литературы: Но на страже Киева, русской земли стоят богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, которые побеждают и Тугарина, и Змея, и Соловья-разбойника.

^ Учитель истории: В былинах получил отражение трудный процесс становления и выживания древнерусского государства, в течение многих веков отбивавшего набеги кочевых восточных народов. В этой борьбе формировалось историческое сознание восточных славян и сознание единства Русской земли.

Былины Киевского цикла знают единственного князя-Владимира. Связь былинного Владимира с киевским князем Владимиром Святославовичем вне сомнения. Закреплению имени князя помогла и деятельность Владимира Мономаха.

^ Учитель литературы: Но было бы неверно принимать эпический мир за идеальный. Внутренний мир былин - это всегда мир противостояния добра и зла, светлых и темных сил. Даже те немногие былины, которые заканчиваются гибелью героев, тем не менее утверждают их нравственную победу. Вообще в былинах нет естественного чередования времен года, смена погоды лишь сопутствует вторжению враждебных сил:

От того-то пару лошадиного,

От того от духу человеческа

А и поблекло красно солнышко,

Помертвел батюшко светел месяц,

Потерялися да звезды частые,

Звезды частые да зори ясные.

Но всё это в Киевском цикле былин. Новгородцам тоже приходилось отбиваться от нападения чужеземных завоевателей, участвовать в общерусских военных кампаниях и междоусобных войнах, однако в небольшом Новгородском цикле былин о боевых делах новгородских богатырей не рассказывается. Главными героями Новгородского цикла являются: Садко, Василий Буслаев, Ставр Годинович. И последнее, что интересно. Фильмы очень часто показывают купцов полными, неповоротливыми людьми, способными только считать деньги. Так ли это было на самом деле?

^ Учитель истории: На самом деле, купцы не только владели кораблями (вспомним, что на Руси были водные пути). Плыть на кораблях было опасно, можно было стать жертвой разбойников. И если дрогнет дружина, пропал товар, и люди загублены. Потому отваги и воинского искусства купцам славянским было не занимать.

^ Учитель истории: Прежде, чем приступим к разговору о поэтике былин, давайте проверим, что вы, ребята, успели запомнить.

  1. Что первоначально обозначало слово былина?

  2. К какому времени былины перестали создаваться?

  3. Как назывались исполнители былин?

  4. На какие именно циклы делились былины?

  5. Какое содержание имеют былины Киевского цикла?

  6. Каких героев этого цикла вы знаете?

  7. Какое содержание имеют былины Новгородского цикла?

  8. Каких героев этого цикла вы знаете?

  9. Что общего есть в былинах?

Используемая литература:

  1. Сергей Бойко « В волшебной пушкинской стране». Москва-Ставрополь. 1999 год, стр.127-130.

  2. Библиотека русского фольклора, том Былины, Москва. «Советская Россия».1988 год, стр.5-24.

Похожие:

Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов» iconУрок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы...
Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»...
Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов» iconУрок русского языка и литературы в 6 классе по теме: «Устаревшие слова»
Клеймёнова Алеся Александровна-учитель русского языка и литературы мкоу казачья кадетская сош №19 г. Пятигорска
Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов» iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему
Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов» iconУрок геометрии в 8 классе по теме Пропорциональность и подобие. Урок...

Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов» iconКонспект урока. Урок литературы – внеклассное чтение. Интегрированный...
Эпиграфы к уроку: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.» К. Паустовский
Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов» iconУрок литературы в 7 классе. «Л. Н. Толстой. «Детство»
Урок литературы в 7 классе. «Л. Н. Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых»
Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов» iconУрок литературы в 7-м классе по теме "Хамелеонство как социальное явление"
На примере рассказа "Хамелеон" выявить стилевые особенности юмористических рассказов А. П. Чехова
Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов» iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...
Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов» iconУрок литературы в 7 классе по теме: «Мудрейшие из дарителей»
...
Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов» iconУрок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры»
Авторы: Падерина Ирина Александровна учитель русского языка и литературы высшей категории мкоу «Раскатихинская сош», Кузняк Владимир...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница