Задачи : Образовательные: обобщить знания учащихся фактов биографии И. А. Крылова, знаний о басне как жанре литературы проверить знание текстов изученных басен И. А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен




Скачать 106.77 Kb.
НазваниеЗадачи : Образовательные: обобщить знания учащихся фактов биографии И. А. Крылова, знаний о басне как жанре литературы проверить знание текстов изученных басен И. А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен
Дата публикации15.12.2013
Размер106.77 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
С Ц Е Н А Р И Й

внеклассного мероприятия

по басням И.А.Крылова (для 6 класса)

Цель: обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания учащихся фактов биографии И.А. Крылова, знаний о басне как жанре литературы.

  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение инсценировать басни, передавать особенности характера героя способами актерского исполнения).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;

  • воспитание интереса к классической литературе и театральному искусству.

  • воспитание нравственных ценностей.

Оформление: табличек с цитатами:

  • «Книга мудрости самого народа»… (Н.Гоголь)

  • «Его басни переживут века:::» (К.Батюшков)

  • «Кто не слыхал его живого слова?

  • Кто в жизни с ним не встретился своей?
    Бессмертные творения Крылова
    Мы с каждым годом любим все сильней.» (М.Исаковский)

Мероприятие начинается с презентации о жизни и деятельности И.А.Крылова.

^ Ведущая 1: Вот уже больше ста лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их.

Ведущий 2: И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья;

Ведущий 1: смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы;

Ведущий 2: жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком.

Ведущий 1: Он смог создать удивительный басенный мир. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден.

Ведущий 2: Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».

Ведущий 1: Ребята, вы сегодня вспомните некоторые басни Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь…

Ведущий 2: А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь…

^ Ведущая 1: На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

Учитель: Конкурсная программа поможет нам определить лучших знатоков басен Крылова. Постоянных команд для участия в конкурсах мы не создаём, поэтому в каждом новом конкурсе принимают участие любые 2 (3) ученика. (Таким образом, в интеллектуальных конкурсах примут участие почти все учащиеся класса).

^ КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

1 Конкурс «Найди пару»

Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.

Учащимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова. (Задания для команд предлагаются одинаковые для удобства быстрой проверки ответов)

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

СЛОН

МОСЬКА

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ЗЕРКАЛО

ОБЕЗЬЯНА

ОСЁЛ

МУЖИК

ВОРОНА

ЛИСИЦА

КУКУШКА

КОТ

МЫШЬ

ВОЛК

ЛЕВ

ВОЛК

ЛЯГУШКА

ПЕТУХ

ПОВАР

КРЫСА

ЯГНЕНОК

КОМАР

ЖУРАВЕЛЬ

ВОЛ

Учитель: Пока команды работают над заданиями, мы с вами проведем блиц-опрос по изученной теме. За правильный ответ – фишка. В конце конкурсной программы вы сможете добавить свои фишки в копилку любой команды.

    1. Что такое Басня?

    2. Что такое Аллегория?

    3. Что такое сатира?

    4. Как строится басня?

    5. Что такое Мораль басни?

    6. Когда и где появился жанр Басни?

    7. Кого мы считаем родоначальником басенного искусства?

    8. Что вы знаете об Эзопе?

    9. Что такое Эзопов язык?

    10. Чем басни Крылова отличаются от Эзоповых?

    11. Назовите известных вам баснописцев.

2 Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:

Угадай и запиши название басни по её морали.

Басня.

Её мораль.

 

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

 

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

 

Мораль басни: не связывайся с глупцами, не поручай им ответственных дел!

 

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

 

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

 

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

Учитель: Пока команды работают над заданиями, мы с вами вспомним и поговорим о главном герое сегодняшнего праздника – об Иване Андреевиче Крылове. Следующий блок вопросов - по биографии великого баснописца.

    1. Где и когда родился И.А.Крылов?

    2. В каком произведении А.С.Пушкина можно узнать о первых годах жизни Крылова?

    3. Сколько лет было Крылову, когда он начал работь?

    4. Какое первое произведение написал Крылов?

    5. Где было основное место работы Крылова?

    6. Сколько всего басен написал Крылов?

    7. Сколько лет он проработал в библиотеке?

    8. Сколько лет прожил баснописец, в каком году умер?

    9. Где похоронен Крылов?

    10. Что вы знаете о памятнике Крылову в Летнем парке в С.-Петербурге?

3 «Конкурс Знатоков».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова

^ ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, 
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!

Для команды № 2

^ ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

Когда в товарищах ___________ нет,
На _________ их дело не пойдет, 
И выйдет из него не дело, только _________.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с ___________ воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду.

Учитель: Величайший знаток русского слова И.А.Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами, поговорками. Используя некоторые фразы, мы даже не задумываемся, что эти слова произнесли впервые герои Крылова. Здесь вас ждет следующее задание  (работа с классом , пока команды выполняют третье задание)

 Я буду зачитывать командам по очереди поговорки, а вы – отгадывать, из какой это басни. (За каждый правильный ответ получаете один балл.)

  • «У сильного всегда бессильный виноват» (Волк и ягненок)

  • «Слона-то я и не приметил» (Слон и Моська)

  • «Да только воз и ныне там» (Лебедь, Щука и Рак)

  • «Когда в товарищах согласья нет, 
    На лад их дело не пойдет» (Лебедь, Щука и Рак)

  • «Дело мастера боится» (Щука и Кот)

  • «Не стели языком – торопись делом» (Ларчик)

  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (Квартет)

  • «Кукушка хвалит Петуха?
    За то, что хвалит он Кукушку» (Кукушка и Петух)

  • «Вперед чужой беде не смейся, Голубок» (Чиж и Голубь)

  • «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…» (Ворона и Лисица)

4 Конкурс «Закончи строчку»

Задача команды- найти конец фразы и назвать басню (дается по 1 баллу за каждый правильный ответ).

  • А Васька слушает… (да ест). «Кот и повар»

  • Да только воз… (и ныне там). «Лебедь, Рак и Щука»

  • А ларчик просто… (открывался). «Ларчик»

  • Ты виноват уж тем… (что хочется мне кушать). «Волк и Ягненок»

  • Оглянуться не успела… (как зима катит в глаза). «Стрекоза и Муравей»

  • Чтоб музыкантом быть…(так надобно уменье) «Квартет»

  • А вы, друзья, как ни садитесь… (все в музыканты не годитесь) «Квартет»

  • Кукушка хвалит Петуха (за то, что хвалит он Кукушку) «Кукушка и Петух»

  • Чем кумушек считать, трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?) «Зеркало и Обезьяна»

  • Ай, Моська! знать, она сильна… (что лает на Слона) «Слон и Моська»


Учитель: Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают они на одном языке, великолепно понимая друг друга, по- одинаковому думают, хитрят, обманывают, вызывая наш негодование, сочувствие, жалость, смех.

5 Конкурс  «Кто сказал такие слова?» Каждой команде даются задания на карточках. К данным фразам надо подобрать соответствующего персонажа. (За каждый правильный ответ – по 2 балла)

1. «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки» (Лисица, «Ворона и Лисица)

2. «Все про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них» (Мартышка, «Мартышка и очки»)

3. «Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)

4. «Друзья! К чему весь этот шум?
Я ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне»)

5. «Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите» (Мартышка, «Квартет»)

6. «Соседка, перестань срамиться,-
Тебе ль со Слоном возиться?!» (Шавка, «Слон и Моська»)

7. «Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!» (Мышь, «Мышь и Крыса»)

8. «Не стыдно ль средь бела дня попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело» (Голубь, «Чиж и Голубь»)

(Во время этого конкурса для остальных ребят можно показать мультфильм «Пластилиновая Ворона», созданный по мотивам знаменитой басни)

^ Ведущая 2: Итак, ребята. Все мы понемногу вспомнили басни Крылова. Мы увидели, что он создал реальные картины жизни. И при этом добился чудесной простоты, ясности и вместе с тем наглядности и силы каждого образа. Подытоживая полученные знания о баснях Крылова, предлагаю командам сыграть следующую игру 

^ 6 Конкурс «Угадай кроссворд» Представители команд должны по очереди подходить и заполнять кроссворд. ( Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)
(Вниманию детей предоставляется кроссворд, выполненный на ватмане, который висит на доске).

^ Кроссворд «И.А.Крылов»

Слова в кроссворде пишем в именительном падеже.

1. «На ту беду… близехонько бежала» (Лиса)
2. «Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть… (Квартет)
3. «Знать она сильна, что лает на Слона.» Кто она? (Моська)
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона)
5. «Вороне где- то бог послал кусочек…» (Сыр)
6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон)
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки)
8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надо же беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал …» (Волк)

http://festival.1september.ru/articles/560018/img1.gif
Ведущая 1: Иван Андреевич Крылов смог расслышать, как разговаривают между собой звери, птицы, рыбы… Оказывается, они говорят стихами, да еще пословицами и поговорками свою речь пересыпают. Я хочу увидеть, понимаете ли вы «крыловских» животных, с которыми сейчас вам предстоит встреча.

^ КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВАННЫХ БАСЕН

(Слайды презентации можно использовать как фон для инсценировок)
Подводятся итоги интеллектуальных конкурсов, победителей актерского мастерства, награждение победителей.

Ведущий 1: Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; 
Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. 

Ведущий 2:
И не забудут этой были, 
Пока по-русски говорят, 
Ее давно мы затвердили, 
Ее и внуки затвердят. 

Учитель подводит итоги, благодарит детей, гостей… До свиданья, до новых встеч.


Похожие:

Задачи : Образовательные: обобщить знания учащихся фактов биографии И. А. Крылова, знаний о басне как жанре литературы проверить знание текстов изученных басен И. А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен iconТема : в гостях у дедушки Крылова
Сегодня на уроке прозвучат строки из басен великого русского баснописца Крылова. Напомните, что значит слово «басня» (это короткий...
Задачи : Образовательные: обобщить знания учащихся фактов биографии И. А. Крылова, знаний о басне как жанре литературы проверить знание текстов изученных басен И. А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен icon«Роль словесных опор в системе уроков чтения и развития речи при...

Задачи : Образовательные: обобщить знания учащихся фактов биографии И. А. Крылова, знаний о басне как жанре литературы проверить знание текстов изученных басен И. А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен iconТема: И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
Образовательные: совершенствовать навык беглого, выразительного чтения; формировать умение раскрывать скрытый смысл басни, её мораль,...
Задачи : Образовательные: обобщить знания учащихся фактов биографии И. А. Крылова, знаний о басне как жанре литературы проверить знание текстов изученных басен И. А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен iconТема: «Эзоп. Лисица и виноград. И. Крылов. Лисица и виноград»
Добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной...
Задачи : Образовательные: обобщить знания учащихся фактов биографии И. А. Крылова, знаний о басне как жанре литературы проверить знание текстов изученных басен И. А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен iconУрок литературы Тема: «Особенности жанра басни. Басни И. А. Крылова»
Моу ермоловская сош имени П. Д. Дрогойченко Вешкаймского района Ульяновской области
Задачи : Образовательные: обобщить знания учащихся фактов биографии И. А. Крылова, знаний о басне как жанре литературы проверить знание текстов изученных басен И. А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен iconЛитература. 5класс: в 2-х частях». Автор: Коровина В. Я. Тема: «Аллегорическое...
Конструирование технологической карты урока литературы в соответствии с требованиями фгос
Задачи : Образовательные: обобщить знания учащихся фактов биографии И. А. Крылова, знаний о басне как жанре литературы проверить знание текстов изученных басен И. А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен iconКонкурс педагогічної майстерності «Учитель року 2013»
И. Крылова «Квартет», отработать первоначальные навыки выразительного чтения, составление партитуры, анализа с целью выявления языковых...
Задачи : Образовательные: обобщить знания учащихся фактов биографии И. А. Крылова, знаний о басне как жанре литературы проверить знание текстов изученных басен И. А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен iconКонспект урока по литературе в 5 классе Тема : Басни Ивана Андреевича Крылова
Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке для формирования знаний о русской литературе 19 века
Задачи : Образовательные: обобщить знания учащихся фактов биографии И. А. Крылова, знаний о басне как жанре литературы проверить знание текстов изученных басен И. А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен iconУрока: Образовательные
Образовательные: познакомить учащихся с творчеством М. Пришвина, совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на...
Задачи : Образовательные: обобщить знания учащихся фактов биографии И. А. Крылова, знаний о басне как жанре литературы проверить знание текстов изученных басен И. А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен iconЭ. В. Захаров Значение жанра басни в русской классической литературе...
Наряду с общечеловеческими мораль включает и исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница