Статья посвящена исследованию рукописи «Слов постнических»




Скачать 120.62 Kb.
НазваниеСтатья посвящена исследованию рукописи «Слов постнических»
Дата публикации12.12.2013
Размер120.62 Kb.
ТипСтатья
shkolnie.ru > Литература > Статья


Есипова Валерия Анатольевна
Текст Исаака Сирина в восприятии художника-старообрядца, жившего в конце XIX в.
Есипова В.А., зав. сектором отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета, д.и.н.,

634050, г. Томск, пр. Ленина, 34а

esipova_val@mail.ru

УДК 930 (571.16)

Статья посвящена исследованию рукописи «Слов постнических» Исаака Сирина, проиллюстрированной художником-старообрядцем в конце XIX в. Описан характер иллюстраций, показана их связь с текстами, которые художник снабдил сюжетными миниатюрами. Сделан вывод, что в рисунках нашли отражение взаимоотношения в системе «монах-окружающий мир» и главнейшие монашеские практики (чистая молитва, уход в безмолвие и др.).

Ключевые слова: палеография, старообрядчество, Исаак Сирин, миниатюры, монашеские практики

Esipova Valeriya Anatolevna

Isaac the Syrian`s text: viewpoint of Ural-Siberian old-believer painter of the end of XIX century

The aim of this article is to find interrelation between text and illustrations in Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syria, the manuscript of the end of XIX century, which was illustrated by old-believer`s painter. Illustrated texts are enumerated, character of images and their interrelation with the text are described. It was shown, that basic communications of the system “a monk – surrounding world” are represented on the pictures; main monk’s practices are illustrated (pure prayer, leaving to silence, etc.).

Key words: paleography, Old-believers, Isaac the Syrian, miniatures, monk’s practices

Проблема восприятия миниатюристом иллюстрируемого текста поднималась исследователями неоднократно [1-5 и др.]. Представление о миниатюристе как о первом читателе также сформулировано довольно давно. Однако обозначенная проблема мало изучена на материале поздней старообрядческой книги.

В ОРКП НБ ТГУ хранится рукопись, содержащая список «Слов постнических» Исаака Сирина с некоторыми дополнительными статьями1. Она включает 12 миниатюр и 3 сюжетные концовки, а также более 70 орнаментальных заставок и более 60 концовок, около сотни красочных инициалов и украшения колонтитулов практически на каждом листе. РИС.1 Вероятнее всего, украшения были выполнены писцом – обладателем почерка № 1. Художник превосходно владел графическими приемами, но не был искусен в раскраске: многоцветные заставки выглядят несколько аляповато, в отличие от черно-белых.

В рукописи прослеживается пять почерков; почерком №1 написана большая ее часть (лл. 3-558об). Этой же рукой выполнена писцовая запись на лл. 558-558об: «Начата бысть писатися сия богодухновенная книга святаго и преподобнаго отца нашего Исаака Сириянина, постника и отшельника, недостойным рабом Божиим Петром, учеником многогрешнаго Кирила. От сотворения мира 7401 (1894 – В.Е.) года месяца октября в 23 день, на память святаго и всехвальнаго апостола Иакова, брата Господня по плоти. Скончася же писатися 7403 (1895 – В.Е.) года месяца апреля в 13 день, в память иже во святых отца нашего Мартина исповедника, папы римскаго, и святых мученик Антония, и Иоанна, и Евстафия». В НБ ТГУ рукопись попала из Томской духовной семинарии [6. С.171-172, 7. С. 17-25], где она хранилась с 1896 г.2

Рукопись открывается предисловием, похвалой Исааку Сирину и росписью содержания. Следующие 588 листов занимает текст «Слов постнических». Исследование произведений Исаака Сирина имеет внушительную историографическую традицию как на русской почве, так и за рубежом [8, 9, 10 и др.]. Однако, как отмечают ученые, славянский перевод произведений Исаака Сирина до сих пор изучен недостаточно [11. С. 498-511]. Тем более, мало внимания обращалось на поздние списки, если только они не включали неизвестных ранее текстов.

Согласно классификации Е.Э. Гранстрем и Н.Б. Тихомирова, в исследуемой рукописи воспроизведена вторая – наиболее распространенная – редакция текста [12. №1 (5). С. 134-197]. Единственным серьезным разночтением является замена слова 31 на текст, не представленный в обеих редакциях3. Кроме того, слова 32-34 переписаны без номеров, а в словах 38, 42, 43 фрагменты, обычно не выделяемые в текстах 2-й редакции и являющиеся отдельными главами в 1-й редакции, в данном тексте выделены орнаментальными строками, но не отдельными заголовками. Последнее дает некоторые основания полагать, что в распоряжении переписчика мог быть текст, являющийся какой-то комбинацией 1-й и 2-й редакций, с преобладанием 2-й. Завершается текст похвалой книге, несколько отличающейся от стандартного текста 2-й редакции4. После окончания «Слов постнических» в рукописи представлен ряд небольших по объему выписок из слов Иоанна Златоуста, Скитского патерика, Афанасия Великого и др.

Наибольшее внимание в рукописи привлекают сюжетные заставки и концовки, в совокупности составляющие цикл, который можно условно назвать «Скитским». Попытаемся охарактеризовать их связь с текстом, чтобы прояснить восприятие художником, жившим в конце XIX в., «Слов постнических» Исаака Сирина. В заставках перед словами 3-м5, РИС 2 9-м6, 10-м7 РИС 3 и 16-м8 представлено изображение церкви и монастыря. Содержание этих слов имеют ключевое значение для понимания аскетики Исаака Сирина. Уже в названии 3-го слова дана краткая аннотация содержания: «Того же, яко безтрудно восходит душа к смотрению премудрости Божия и тварей его, аще умолкнет от мира и печалей житейских, тогда бо может разумети естество свое, и их же имат внутрь уд сокровенных сокровищ». В слове 9-м излагаются основные правила, которыми должен руководствоваться инок: не празднословить, есть мало и аккуратно, не быть торопливым, не перебивать говорящего, не спорить, удаляться от женщин и т.д.

Слово 10-е представляет собой небольшой рассказ, в котором описывается, как автор, будучи болен, пришел в келью к одному из братьев, чтобы тот помогал ему. В течение нескольких дней автор наблюдал за молитвой брата и чтением священных книг, после чего охарактеризовал его как «подлинно дивного». Слово 16 посвящено одному из важнейших аспектов аскетики Исаака Сирина – учению о молитве. Автор понимал под чистой молитвой тот предел, который положен всем видам молитвы («после чистой молитвы нет иной молитвы»); тот момент, когда молящийся переходит в состояние созерцания, которое Исаак Сирин считает таинством и подвигом. Рисунок заставки стилистически близок рисунку на л. 57об. Как видно, художник проиллюстрировал тексты, имеющие ключевое значение для понимания аскетики Исаака Сирина. Отметим, что заставки перед словами 3 и 16 довольно реалистичны; изображения же, предваряющие слова 9 и 10 выглядят фантастическими за счет овальных контуров зданий.

Крайне интересен цикл заставок, представляющих собой изображение скита. Практически все они решены предельно графично, с использованием пера, редко – простого карандаша. Первая заставка из этого цикла появляется перед началом слова 63-го, озаглавленного: «В чесом сохраняется доброта иноческаго жительства и кии образ божественнаго славословия»9. РИС 4. Текст представляет собой описание добродетелей, необходимых каждому иноку (нестяжание, безмолвие, малоядение, небрежение о плоти и т.д.). На рисунке изображены две кельи на берегу реки. Концовка к этой же главе демонстрирует аналогичное изображение кельи, но уже только пером.

Слово 65-е «О безмолствующих, когда начинают разумети, где достигоша в делех своих в непроходимем мори, сиреч в пребывании безмолвия, и когда могут уповати мало, яко начаша давати тем труды их плоды» также предваряется рисунком с изображением «пустыни»10. В его заглавии уже дана краткая аннотация содержания. Основным критерием духовных плодов безмолвия, по Исааку Сирину, является появление слез. Отметим, что концепция безмолвия является еще одной важнейшей составляющей в аскетике Исаака Сирина, да и в его картине мира в целом: это одна из характерных черт ангелов, рекомендованная начинающим инокам; существуют понятия «безмолвия ума» и «моря безмолвия» и т.д. У художника безмолвие ассоциируется с образом пустыни. Это не случайно, поскольку связано и с фактами личной биографии Исаака Сирина, который, как известно, пробыл епископом всего несколько месяцев, после чего удалился в пустынь, где «жил в тишине вместе с отшельниками».

Следующая заставка представляет собой уже не пейзаж, а сюжетную сцену. Она предпослана слову 68-му «О отречении от мира и осквернении еж к человеком дерзновения» (л. 472)11. РИС 5 В этом тексте говорится о том, что инок должен возлюбить бегство от мира, но блудный демон будет склонять его к смехотворству и «парению мысли» – а это делает инока «сообщником мира, и живущих в мире, и тех, которые в мире преданы пьянству и непотребству». Находящиеся «в миру» помещены на иллюстрации в замкнутое пространство, при всей окружающей их роскоши им некуда двигаться, некуда идти, они заперты в орнаментальной рамке, замкнуты в ней. Направление движения «бегущих от мира» задается наклоном фигур, а также открытым пространством – полем рукописи справа, словно открывающим для них безграничный простор. Отметим количественное соотношение персонажей: «в миру» гораздо больше людей (как пирующих, так и прислуживающих им), бегущих же от мира всего трое. Именно эта заставка характерна концептуальностью своего сюжета: скупыми графическими средствами художнику удается передать весьма многогранный замысел. Завершает слово 68-е концовка с изображением кельи, находящейся в густом хвойном лесу; карандашом над рисунком добавлено изображение инока.

Следующая заставка предваряет слово 69-е, озаглавленное: «Яко полезно безмолвиником праздность попечении, и вреден вход и исход»12. В нем повествуется о том, что человек «многопопечительный» не может быть кроток и безмолвен: его постоянно отвлекают повседневные дела. Если инок решился на безмолвие, то лучше не прерывать его суетными делами; наиболее вредны именно ситуации постоянного «входа» в безмолвие и «выхода» из него. Заставка представляет собой триптих: «Исход», «Безмолвие», «Вход». Различно положение солнца на всех трех рисунках: на первых двух оно находится в верхнем левом углу (очевидно, восходит), на последнем рисунке – в верхнем правом углу. Т.о., уединившись в безмолвии, инок вернулся к повседневным делам еще до того, как солнце успело совершить полный круг по небу. Это пример «отрицательной» иллюстрации: художник показывает, как не нужно делать. Завершает слово 69-е концовка (л. 477об), иллюстрирующая, в противовес заставке, как именно нужно уходить в безмолвие: судя по рисунку, иноки довольно далеко удалились от кельи, а из облаков на них снисходит божественный свет.

Заставка, предваряющая слово 70-е13, находится на л. 478. В этом слове повествуется о том, что инок, совершающий ночное бдение, не должен отвлекаться и днем на мирские дела, иначе все его подвиги окажутся напрасны; рекомендуется соблюдение безмолвия, чтение и «умеренное вкушение снедей». Заставка снова представляет собой триптих, в крайней левой части которого показан молящийся инок с соответствующей подписью; солнце находится прямо над ним, то есть в зените. В средней и правой частях триптиха тот же инок изображен за трапезой с подписями: «питается», «тож питается». Разница между последними двумя частями заключается лишь в расположении солнца: в средней части оно расположено в левом верхнем углу, в правой – по центру.

Завершающая заставка «скитского» цикла располагается перед началом слова 85-го (л. 523об)14. РИС 6 Текст включает в себя ряд советов, нередко в аллегорической форме, в которых описываются правила праведной жизни инока. Одна часть рисунка демонстрирует сходство жизни монаха с плаванием корабля по бурному морю; для Исаака Сирина, родившегося и выросшего в Бет-Катрайе, на берегу Персидского залива, образ моря был близок, он постоянно встречается в его произведениях. Другая часть рисунка иллюстрирует сравнение монаха с птицей, стремящейся в свое гнездо, чтобы вывести птенцов – как и монах спешит сотворить в себе плод жизни. Змея, «егда сокрушится все тело ея, главу свою соблюдет» – так и инок должен прежде всего сохранять свою веру. Как видно, художник практически буквально трактует аллегории Исаака Сирина.

Следующая заставка уже не является частью «Скитского» цикла; она предваряет слово 89-е (л. 539)15, она помещена в орнаментальную рамку, красочную и многоцветную. РИС 7 Текст представляет собой наставления о праведной жизни, одно которых гласит: «Лучше беседуй со свиньею, нежели с чревоугодником, потому что свиное корыто лучше прожорливых уст».

Подводя итог, отметим, что ситуации «отшествия на безмолвие» в среде урало-сибирских старообрядцев был посвящен ряд работ, основанных, в числе прочего, на материалах Урало-Сибирского Патерика [13. с. 74–84, 14. С. 426-446]. Так, известный наставник часовенных о. Нифонт (ум. 1890), возглавлявший с 1862 г. главный скит часовенных на Урале (близ д. Кедровки, на р. Сылве Кунгурского уезда), при «отшествии на безмолвие» ссылался именно на авторитет Исаака Сирина. Рассматриваемая рукопись дает убедительный материал, наглядно показывающий трактовку старообрядцами текстов этого автора. Художник отразил в сюжетных заставках основные взаимоотношения в системе «монах-окружающий мир»: здесь присутствуют церковь и пустынь как основные структурообразующие доминанты монашеской жизни, показаны основы взаимоотношений монаха с миром («бегство от мира»), проиллюстрированы главнейшие монашеские практики. Часть этих изображений подчеркнуто аллегорична: так, рисунки с изображением церкви нарочито нереальны за счет использования нехарактерных цветов или форм; другие, напротив, воспроизводят образы, использованные автором, чересчур буквально. Возможно, миниатюры «скитского цикла» имели прообразом совершенно реальный скит, располагавшийся в урало-сибирском регионе, однако это уже сюжет, заслуживающий отдельного специального рассмотрения.

Литература

  1. Лихачева Л.Д. Миниатюристы – читатели новгородских литературных произведений // ТОДРЛ. Т. XXII. М.-Л., 1966. С. 335 – 341.

  2. Белоброва О.А. К изучению древнерусских иллюстрированных сборников // Очерки русской художественной культуры XVI–XX веков. Сборник статей. М., Индрик, 2005. С. 143-150.

  3. Юферева Н.Э. (Ивкова). Новгородский миниатюрист: читатель или интерпретатор? // От Средневековья к Новому времени: Сборник статей в честь Ольги Андреевны Белобровой. М., 2006. С. 386 – 390.

  4. Гордиенко Э.А., Семячко С.А., Шибаев М.А. Миниатюра и текст: К истории Следованной псалтири из собрания РНБ F.I.738. СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2011. 248 с.

  5. Амосов А.А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Комплексное кодикологическое исследование. М,: «Эдиториал УРСС, 1998. 392 с.

  6. Есипова В.А. «Раскольничья» библиотека Томской семинарии. Некоторые аспекты бытования старообрядческой книги. // Материалы I Всероссийской конференции «Культура как способ бытия человека в мире». Томск, 1996. С.171-172.

  7. Есипова В.А. «Раскольничья» библиотека Томской духовной семинарии. // Из истории книжных фондов библиотеки Томского университета. Вып. 3. Томск, 1998. С. 17-25.

  8. Краткое сведение о жизни святаго Исаака Сириянина и о Словах его // Исаак Сирин, прп. Слова подвижническия. М., 1854. С. V-XX.

  9. Маслов С.И.  Новый  список  «Слов  постнических»  Исаака  Сирина  древнейшей славянской  редакции. Киев, 1912. XLI, 28 с. 

  10. Флоровский Г.В., прот. Византийские Отцы V-VIII веков. Париж, 1933. 260 с.

  11. Федотова М.С. К вопросу о славянском переводе постнических слов Исаака Сирина (по рукописям XIV – начала XVI в. петербургских собраний). ТОДРЛ. Т. 52. С. 498-511

  12. Гранстрем Е.Э., Тихомиров Н.Б. Сочинения Исаака Сирина в славяно-русской письменности // Вестник церковной истории. 2007. №1 (5). С.134-197.

  13. Журавель О.Д. К изучению топики старообрядческой литературы: ситуация «отшествие на безмолвие» // Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества: Материалы Всероссийской научной конференции Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. Новосибирск, 1999. С. 74–84.

  14. Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Спасение души: монастырь и мир // Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-XX вв.: проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002. С. 426-446.



1 ОРКП НБ ТГУ. В-5548, конец XIX , 40, 686 лл.

2 ОРКП НБ ТГУ. В-5548. Л. 2.

3 ОРКП НБ ТГУ. В-5548. Лл. 222об-223об. «Яко хранение языка не токмо возбуждает ум к Богу, но и воздержанию помогает. Слово». Колонтитул: «Слово 33». Нач.: «Бе некий от отец, и бяше ядый дващи в седмице, и рече нам: яко во дне, в он же глаголя кому…».

4 ОРКП НБ ТГУ. В-5548. Лл. 557-557об. Ср.: Гранстрем, Тихомиров. С. 156.

5 ОРКП НБ ТГУ. В-5548. Лл. 57об-60. Нач.: «Егда не внидут извну печали житейския на душу, но пребывает на естестве своем…».

6 ОРКП НБ ТГУ. В-5548. Лл. 90-94об. «Того же. О чину новоначальных и о уставе и неприкладных тем. Слово 9». Нач.: «Сей есть чин целомудренный, и Богови любезен, еже не обзирати очима семо и тамо, но всегда…».

7 ОРКП НБ ТГУ. В-5548. Лл. 95-97. «Того же. Повесть святых мужей и словеса преподобная, яже от них слыша, и о дивном тех пребывании. Слово 10». Нач.: «Во един от дней идох в келию некоего брата свята, и восклонихся сам себе в место некое…».

8 ОРКП НБ ТГУ. В-5548. Лл. 111-121. «О чистей молитве. Слово 16». Нач.: «Якоже убо всяка сила закон и заповедь, данных человеком от Бога, даже до чистоты сердечныя…».

9 ОРКП НБ ТГУ. В-5548. Лл. 460об-462. Нач.: «Подобает быти иноку во всех своих образех, образ ползы зрящим его, яко да от многих его добродетелей…».

10 ОРКП НБ ТГУ. В-5548. Лл. 463об-465. Нач.: «Глаголю тебе вещь, и да не пребрежеши сию, яко худу, ниже прочим словесем…».

11 ОРКП НБ ТГУ. В-5548. Л. Нач.: «Егда возлюбим бежати от мира и странни мирских быти, ничто же сице отлучает нас от мира…».

12 ОРКП НБ ТГУ, В-5548, Лл. 475об-477об. Нач.: «Человек многопечаловник кроток и безмолвен быти не может, зане ж нужныя вины вещей…».

13 ОРКП НБ ТГУ. В-5548. Лл. 478-482. «О путех, еже приближитися Богови творящих, являемых человеку от сладких дел бдения нощнаго, и яко иж в пребывании сем делающии медом питаются во вся дни живота их. Слово 70». Нач.: «Да не мниши, о человече, яко во всем делании иноческом есть кое пребывание больше бдения…».

14 ОРКП НБ ТГУ. В-5548. Лл. 523об-533. «Совети, ползы исполненыии, иже в любви глагола, иже во смирении послушающим его. Слово 85». Нач.: «Несть мысль блага не сущи от благодати божественныя, впадающи в сердце, и несть помысл лукав…».

15 ОРКП НБ ТГУ. В-5548. Лл. 539-548. «Главы малы, в них суть разумения разуменна, в них же учит вред ревности буяя, иже якоже в лице божественном, страх же и помощь кротости со иными образы. Слово 89». Нач.: «Человек ревнитель не к тому доспевает смирение смысла, чюждый же смирения чюжд есть радости…».


Похожие:

Статья посвящена исследованию рукописи «Слов постнических» iconСтатья посвящена исследованию такого негативного социального явления...
Несовершенство системы военного законодательства как фактор правового нигилизма военнослужащих1
Статья посвящена исследованию рукописи «Слов постнических» iconСтатья посвящена исследованию содержания системы кадрового обеспечения...
Правовое регулирование системы обеспечения людскими ресурсами пограничных органов
Статья посвящена исследованию рукописи «Слов постнических» iconСтатья посвящена исследованию комплекса лексикографических проблем...
Индивидуальность стиля словоупотребления Тютчева во многом обусловили и особенности семантики его поэзии, детальное исследование...
Статья посвящена исследованию рукописи «Слов постнических» iconВ. А. Есипова (Томск) Старообрядческие рукописи XVIII первой половины...
Однако еще не все собрания рукописей, в которых сосредоточены в том числе и рукописи старообрядческие, введены на настоящий момент...
Статья посвящена исследованию рукописи «Слов постнических» iconИсправления для рукописи книги «Надземное» Дата последней корректировки 01. 09. 2005
В текст машинописной рукописи внесены поправки, сделанные черной ручкой рукой Е. И. Рерих. Поправки, сделанные карандашом и почерком...
Статья посвящена исследованию рукописи «Слов постнических» iconКнига бывшего генерала немецко фашистской армии Ф. В. Меллентина...
«Меллентин Ф. В. Танковые сражения 1939 1945 гг.: Боевое применение танков во второй мировой войне»
Статья посвящена исследованию рукописи «Слов постнических» icon8 исследование и прогнозирование конъюнктуры
Введите Из ниже перечисленных характеристик выберите, какие относятся к исследованию рынка, а какие – к исследованию товара
Статья посвящена исследованию рукописи «Слов постнических» iconВ. А. Есипова (Томск) Как работал сибирский историк XIX в
П. А. Словцова; их обзор уже давался в рамках первых Чукмалдинских чтений [2]. Однако в фондах оркп имеются также творческие рукописи...
Статья посвящена исследованию рукописи «Слов постнических» iconМонография посвящена исследованию критических жизненных ситуаций...
Установление и систематизация основных закономерностей процесса переживания – то новое, что вносит книга в психологию преодоления...
Статья посвящена исследованию рукописи «Слов постнических» iconЭта статья посвящена дисграфии. Меня, как специалиста, серьезно заботит...
Эта статья посвящена дисграфии. Меня, как специалиста, серьезно заботит проблема дисграфии, поскольку детей с таким диагнозом становится...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница