Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Экзюпери




Скачать 53.88 Kb.
НазваниеТема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Экзюпери
Дата публикации22.09.2013
Размер53.88 Kb.
ТипКонспект
shkolnie.ru > Литература > Конспект
Урок литературы в 5 классе

Учитель русского языка и литературы

Тищенко Елена Николаевна
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Экзюпери
Учебный материал: рассказы писателей ХХ века: А.И. Куприн. Белый пудель,

И.С. Шмелёв. Мой Марс

Э. Сетон-Томпсон. Снап.

Цель: Способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся посредством погружения в тексты художественной литературы, объединенные идейно-тематической направленностью.
Специальные умения и навыки:

  1. Уметь различать жанровые признаки рассказа;

  2. Уметь проводить сравнительный анализ на примере портретного сопоставления основных персонажей произведений;

  3. Уметь анализировать текст на основе стилистической принадлежности.


Общеучебные (общеинтеллектуальные):

  1. Уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какого-либо факта;

  2. Уметь сравнивать информацию и делать на основе сравнения выводы;

  3. Уметь определять причины поступков персонажей в определенной ситуации;


Информационно-коммуникативные умения:

  1. Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста художественной литературы;

  2. Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

  3. Уметь работать в группе.



Задачи:

  1. Организовать домашнее прочтение художественных произведений.

  2. Создать условия для обсуждения и анализа произведений на уроке.

  3. Помочь на основе проблемно-диалогического метода формированию ключевых компетенций: речевой и коммуникативной.

  4. Способствовать воспитанию милосердия, ответственности.


^ Проблемный вопрос: Мы не можем без них или они без нас?
Конспект урока



Этап проведения

Формы организации

Средства

Формирование ОУУН

1.

Выявление читательского восприятия

беседа

Вопросы для беседы

Приложение 1


Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

2.

Основное содержание урока

беседа

Вопросы для беседы

Приложение 2





2.1

Работа над сопоставительным анализом

Групповая работа

Заполнение таблицы

Приложение 1


Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста художественной литературы;

Уметь работать в группе.


2.2

Выступление групп

Сообщение участников каждой группы

Представление портретной характеристики четвероногих героев

Приложение 1

Уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какого-либо факта;

Уметь сравнивать информацию и делать на основе сравнения выводы;

Уметь определять причины поступков персонажей в определенной ситуации;

Уметь работать в группе.

3.

Подведение итогов

Диалог между группами

Итоговые вопросы

Приложение 2

Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

4.

Домашнее задание

Индивидуальная работа

Сочинение по выбранной теме

Приложение 3

Формирование умений творческой деятельности


Приложение 2
Основное содержание рассказов писателей ХХ века:

^ А.И. Куприн. Белый пудель,

И.С. Шмелёв. Мой Марс

Э. Сетон-Томпсон. Снап.


  1. Беседа по вопросам по рассказу А.И. Куприна «Белый пудель».


- Как с самого начала повествования задаётся грустный тон повествования?

- С чем связано тяжёлое жизненное положение бродячей труппы?

- Какие отношения складываются между участниками уличных представлений?

- Какими заботами и интересами наполнена жизнь бродячих артистов?

- Какими заботами и интересами наполнена жизнь господ на даче «Дружба»?

- Что вкладывает дедушка Лодыжкин в такие понятия, как «дружба», «совесть», «милосердие»?

- Согласны ли вы с утверждением дамы, что «нет на свете вещи, которая бы не продавалась»?

- Почему герои не могут обратиться за помощью и пожаловаться закону на людей, укравших собаку?

- Можно ли осуждать Арто за его легкомыслие, за то, что он позволил увести себя незнакомому человеку?

- Как неожиданной поворот в судьбе белого пуделя показывает проявление характера Серёжи?

- Как вы думаете, повторят ли господа попытку преследовать артистов дальше?

- Как Куприн показывает родство четвероногого героя с людьми?

- Как показано присутствие автора в рассказе?



  1. Беседа по вопросам по рассказу И.С. Шмелёва «Мой Марс».


- Как Шмелёв показывает артистичность Марса?

- Можно ли было не взять Марса на пароход?

- Какими определениями можно представить каждого из пассажиров парохода?

- Оцените поведение Марса на пароходе: плохо ли он себя ведёт с «собачьей» точки зрения?

- Что говорит о первом впечатлении повествователь в начале рассказа? Как это связано с людьми и с Марсом?

- Чего не хватает пассажирам парохода, чтобы принят выходки Марса за игру, шутку?

- Как беда, приключившаяся с Марсом, меняет людей?

- Почему после спасения собаки все чувствуют себя счастливыми?

- Какое открытие о людях делает рассказчик?



  1. Беседа по вопросам по рассказу Э. Сетона- Томпсона «Снап».


- Противоречит ли сказанное в телеграмме тому, что получил в подарок герой-рассказчик?

- Что подсказало рассказчику назвать щенка не просто Снапом (от слова «хвать», «щелк»), а Джинджерснапом («хрустящий пряник с имбирём»)? Оправдывает ли пёсик свое имя?

- Как и благодаря чему меняется отношение Снапа к своему хозяину?

- Почему Снап не может ужиться с другими людьми?

- Как относится Снап к другим животным?

- В чём видит рассказчик превосходство своего четвероногого друга перед другими собаками?

- Почему обитатели фермы не поверили в Снапа после первой охоты?

- Какое впечатление на них производит вторая охота?

- Хотелось бы вам, чтобы Снап остался жив?

- Как можно объяснить слова старика Пенруфа: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков?»
Общий вывод:

- Какую мысль проводят писатели, возвышая и «очеловечивая» своих бессловесных четвероногих героев?

- Заставляют ли он нас любить животных и заботиться о них или же считают, что каждый делает свой выбор?

Похожие:

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Экзюпери iconВикторина «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Антуан де Сент Экзюпери, «Маленький принц»

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Экзюпери iconВикторина «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Экзюпери, «Маленький принц»
Глухарь,обитает в хвойных лесах, питается травой, ягодами, семенами, насекомыми, хвоей
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Экзюпери iconВикторина «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Экзюпери, «Маленький принц»
Глухарь,обитает в таежных лесах, питается растительной пищей, ягодами, березовой почкой, желудями, хвоя сосны
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Экзюпери iconВикторина «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Сент- экзюпери, «Маленький принц»
Писатели-анималисты. Е. И. Чарушин «О мире животных», Д. Пеннак «Собака – пес и глаз волка», Д. Херют «Всех их создал Бог»
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Экзюпери iconВикторина «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Экзюпери, «Маленький принц»
Глухарь,обитает в высокоствольных хвойных лесах с моховыми болотами и мелколесьем, питается хвоей сосны, кедра, пихты, ягодами рябины,...
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Экзюпери iconВикторина «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Антуан де Сент Экзюпери, «Маленький принц»
Глухарь. Хвойные и смешанные леса. Летом – трава, семена, ягоды. Зимой хвоя сосны, почки осины и лиственницы
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Экзюпери iconПавлова Екатерина Андреевна
Из повести «Маленький принц» (1943) французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери (1900—1944). Слова Лиса, адресованные...
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Экзюпери iconТема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Практическая цель: развитие и закрепление навыков чтения и письма, формирование и развитие навыков монологической и диалогической...
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Экзюпери iconМеждуреченск Викторина «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Эти слова принадлежат Герде. Автор сказки – Ганс Христиан Андерсен. Название сказки «Снежная Королева»
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. Экзюпери icon«мы в ответе за тех, кого приручили» для родителей и педагогов, обучающих...
Особенность работы нашего дошкольного учреждения заключается в совместном воспитании детей, имеющих различный уровень физического...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница