Современный урок в современной школе




Скачать 78.24 Kb.
НазваниеСовременный урок в современной школе
Дата публикации10.09.2013
Размер78.24 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Современный урок в современной школе

Попова Татьяна Федоровна, учитель начальных классов

МКОУ « Батуринская СОШ»
 Современный  этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, задача обучения направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальной  школе , как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы,  урок  остается вечной и главной формой обучения. Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть уже более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Современный   урок  – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ребенок должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем. Современный урок- это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Хотелось бы остановиться на некоторых из них. Ведущее место среди таких методов принадлежит, на мой взгляд, проектно- исследовательской деятельности младших школьников.

Вот уже ряд лет я занимаюсь этой проблемой. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых ранних этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске,- одна из основных практических задач современного образования.

Большое значение для развития исследовательских навыков играет умение учителя создавать проблемные ситуации на уроке и находить их решение.

Я, например, использую такие задания:

1. « Посмотрите на мир чужими глазами».

Читаю детям неоконченный рассказ: « Утром небо покрылось грозовыми тучами, и полил сильный дождь. Крупные капли дождя падали на дома, деревья, дороги…»

Продолжи рассказ от имени:

- ребенка, играющего на песке;

- водителя автобуса, едущего по дороге;

- летчика;

- агронома; и т. д.

2. « Составь рассказ от имени другого персонажа»( часто используется на уроках литературного чтения).

Например, передай содержание рассказа к. Г. Паустовского « Корзина с еловыми шишками» от имени Дагни Педерсен.

В данном случае дети тоже могут взглянуть на мир другими глазами.

3. « Назвать как можно больше признаков предмета»

( Можно провести как увлекательный конкурс).

Наблюдение, как способ выявления проблем, тоже можно использовать для развития исследовательских навыков.

Мы проводили следующие наблюдения: систематическое наблюдение за погодой по месяцам, а затем сравнение, за зимующими птицами, за постепенным сбрасыванием листвы осенью и т. д.

Необходимо развивать у детей умение выдвигать гипотезы. Гипотеза- это предвидение событий. Чем больше число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Детям могут быть даны задания для выдвижения гипотезы:

  1. « Почему светит солнце?»

  2. « Как птицы узнают дорогу на юг?»

  3. « Почему идет дождь?» и т. д.

Свои предположения дети могут проверить, обратившись к справочной литературе.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, побуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Для развития умения задавать вопросы учитель может использовать следующие задания:

  1. « Вопросы и ответы».

  2. « Найди причину событий с помощью вопросов».

  3. « Вопросы машины времени» и др.

Хорошим пропедевтическим заданием для развития умения давать определения понятиям и при этом развивающим продуктивность, оригинальность, гибкость мышления может стать задание сочинения загадок. Так, например, первоклассник составил такую загадку про кошку:

« Любят взрослые и дети.

Но боятся мыши.

Я люблю поспать на печке,

Погулять по крыше».

Особое место в развитии исследовательских навыков играет эксперимент. Я тоже использую эксперименты на разных уроках, чаще всего на занятиях по окружающему миру. Например, такие:

  1. « Свойства снега и льда»,

  2. « Свойства воды»,

  3. Эксперименты по смешиванию красок и др.

Учу ребят классифицировать, сравнивать, делать умозаключения и выводы.

Большое значение для подготовки учащихся к проведению теоретических исследований имеют практические задания по работе с источником информации: выделение в тексте главной идеи, работа с деформированным текстом, составление сказок и т. д.

Вся эта работа, позволяет подготовить обучающихся к проектно-исследовательской деятельности, сформировать у них особую готовность, « зрелость».

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников - серьезная и кропотливая работа.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы.

Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов нашей школы к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Уже в первом классе мы начали выполнять простейшие проекты. Такие, например, « Осенний листопад», « Наблюдение за прорастанием лука», « Птицы весной», « Моя семья», « Растения весной» и другие.

Во 2 классе мы разрабатывали с детьми проект по теме: « Береги и укрепляй свое здоровье». Это был коллективный проект. Ребят волновал вопрос: как укрепить свое здоровье. Класс был разделен на 3 группы. Каждая группа разрабатывала свою проблему. Первая группа работала над проблемой: « Грипп и его профилактика», вторая- « Кишечные инфекции и их профилактика», третья- « Кариес и его профилактика». Ребята каждой группы встретились с медицинскими работниками: Суярковой О.Л.- фельдшером и Лашковой Г.А.- зубным врачом. Они прослушали рассказ об этих заболеваниях и их профилактике и взяли статистические данные за прошедший год. Например, сколько человек обратились за помощью к зубному врачу, сколько впервые, сколько из них было детей, сколько вылечено зубов, сколько удалено и т.д. Ребята узнали, что за 2009 год в селе Батурино болели гриппом 182 человека, а ОРВИ- 332. За этот же год зубным врачом было принято 3050 человек, из них детей до 14 лет-218, запломбировано 1535 зубов, удалено- 1064.

Затем они изучили доступную литературу, провели социологический опрос по различным вопросам. Так, например, их волновали следующие проблемы:

- моете ли вы руки перед едой?

- чистите ли зубы по утрам?

- закаляете ли вы свой организм?

и другие.

После того, как материал был собран, обработан, конечно, с помощью учителя и родителей, каждая группа оформила проект в виде выставки- раскладушки, а защита прошла на открытом уроке окружающего мира.. проведенного в форме научно-практической конференции.

Данная работа имела положительный результат тот, что дети более внимательно стали относиться к охране и укреплению своего здоровья, а значит меньше болеть.

В третьем классе был выполнен проект по теме: « Мое прикосновение к победе». В этих работах ребята рассказали о том, какую лепту их родственники внесли в победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны. Они изучали семейные архивы, рассматривали старые фотографии, проводили встречи с тружениками тыла и с теми людьми, кто во время войны был еще ребенком, но сполна познал все тяготы военного времени. Учащиеся выяснили, что только благодаря героизму русских солдат, самоотверженному труду тех, кто ковал победу в тылу, была одержана победа над фашистской Германией. Образовательным продуктом данной работы были детские сочинения, рисунки и плакаты. Такой проект позволил, не только дать обучающимся знания о Великой Отечественной войне, но и развивать личностные универсальные учебные действия: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, различать основные нравственно- этические понятия. Материалы этих исследований были использованы на уроке литературного чтения.

В четвертом классе очень интересным был проект по проблеме: « Фразеологизмы». На эту тему по русскому языку отводится только один час, чтобы ребята смогли глубже вникнуть в нее, я предложила им выполнить исследовательский проект. Обучающиеся провели исследования по вопросам: какие фразеологизмы вы слышали дома, в школе, в разговорах с друзьями, в телевизионных передачах, какие нашли в художественной литературе. Ребята знакомились с фразеологическими словарями, учились с ними работать.

Итог этой работы был подведен на открытом уроке русского языка по теме: « Фразеологизмы». Обучающиеся представили презентацию, а также свои исследовательские работы. Материалы этих исследований позволили на уроке не просто усвоить понятие, что такое фразеологизмы, но и включить их в активный словарь учащихся. Сначала они составляли предложения с использованием фразеологизмов, наблюдали за их ролью в русском языке, искали источники фразеологизмов, давали им объяснения, а в конце урока учащиеся смогли написать сочинение по теме: « Один день из школьной жизни», где активно использовали фразеологизмы, а представленная презентация дала возможность глубже усвоить данный материал.

Эта работа позволила добиться формирования у детей личностных, метапредметных и предметных результатов: проявлять интерес к культуре и языку своего народа, сравнивать разные точки зрения, оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений, анализировать результаты элементарных исследований овладевать начальными представлениями о нормах русского языка, составлять повествовательный текст с творческим заданием и т. д.

За четыре года обучения ребята выполнили целый ряд проектов: « Наши младшие друзья», « Птицы и птичьи гнезда», « Правописание слов с двойными согласными», « Конвенция о правах ребенка» и другие.

Применение проектно-исследовательского метода позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего мир с его закономерностями, противоречиями и загадками, а в конечном итоге наряду с другими методами обучения позволяет осуществить основную цель, поставленную Федеральным государственным образовательным стандартом: « Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». Ведь, если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Похожие:

Современный урок в современной школе iconУрок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины. Понятие «современный урок»
Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Но...
Современный урок в современной школе iconСовременный урок иностранного языка
Полемика о том, каким должен быть современный урок иностранного языка не теряет своей актуальности и ведётся постоянно
Современный урок в современной школе iconВстреча педколлектива школы-интерната с доцентом, к п. н., преподавателем...
Мггу им. Шолохова М. И. Шишковой. Марина Игоревна прочитала лекции на темы "Современный урок в коррекционной школе" и "Коммуникативная...
Современный урок в современной школе iconСписок статей из периодических изданий по теме «Современный урок...
Головнер, В. Н. Урок химии по теме «Пространство и время»/ В. Н. Головнер; И. В. Маркина // Практика административной работы в школе....
Современный урок в современной школе iconКонкурс профессионального мастерства педагогических работников «Современный урок»
«Современный урок» (далее по тексту Конкурс) проводится Комитетом по образованию Киришского муниципального района Ленинградской области...
Современный урок в современной школе iconУроке математики
Как форма организации учебной деятельности урок остается неизменным уже на протяжении более 300 лет. В современной школе урок по-прежнему...
Современный урок в современной школе iconУрок в современной школе должен отвечать требованиям
Урок длится 45 минут, и каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их...
Современный урок в современной школе iconУрок XXI века (материалы с курсов М. М. Поташника)   Традиционный...
Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков
Современный урок в современной школе iconУрок в современной школе
Мы приглашаем магистрантов, аспирантов, докторантов – всех, кто занимается научными исследованиями, опубликовать статьи, отражающие...
Современный урок в современной школе iconТема: классный руководитель в современной школе
Каждому классу, исключая начальные классы, приказом по школе назначается классный
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница