Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися




Скачать 106.36 Kb.
НазваниеИсследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися
Дата публикации24.03.2013
Размер106.36 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися

Автор: Ковалева Светлана Федоровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии «Юридическая»

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися (Слайд 1)

  1. Проблемно-поисковый подход. (Слайд №2)

Наше сложное время ученые называют переходным этапом к новому человеку и новому сознанию. Приходит новое поколение детей, и подход к ним нужен иной, новый.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяются современные педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся. Умелое использование проблемно-поисковых методов на уроке русского языка и литературы позволяет создать систему работы, направленную на воспитание у школьников познавательного интереса к изучаемому материалу, активизацию их мыслительных способностей, на поиск и нахождение ответов на вопросы, возникающие в ходе усвоения новых языковых закономерностей, важных для овладения устной и письменной русской речью, и анализа художественных произведений.

Сущность проблемно-поискового подхода заключается в создании проблемных ситуаций, в результате которых возникают и формируются учебные проблемы, в решении проблем учащимися путем самостоятельного поиска знаний и способов их приобретения, в осознании и принятии этих проблем учащимися, в овладении обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач и проблемных вопросов.

В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.

^ Этапы проблемного обучения таковы (Слайд №3):

Действия учителя


Действия ученика


1. Создает проблемную ситуацию.
2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.

3. Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий.

4. Организует проверку гипотезы.
5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний.


1. Осознает противоречия в изучаемом явлении.

2. Формулирует проблему.
3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.
4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.

5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.





  1. Исследовательская деятельность на уроках русского языка.

Познавательная мыслительная деятельность обучающихся направлена на приобретение знаний, умений и навыков, в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Поэтому очень бы хотелось, чтобы, как в старые добрые времена, в школах был введен такой предмет, как логика.

Выдвигая перед обучающимися задачу: найти в данном предложении, упражнении учебника или в любом связном тексте ту или иную часть речи или ее форму - необходимо, прежде всего, требовать от обучающихся обоснования ответов, приведения доказательств их правильности. Вопросы почему? зачем? для чего? должны занять основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе развития навыков самостоятельности обучающихся при изучении русского языка.

Наблюдения за работой обучающихся показывают, что в большинстве своем они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа. Между тем без понимания цели труда невозможно осознание его результатов. Умение определить цель работы приобретается постепенно в процессе выполнения специальных, последовательно усложняющихся заданий. (Слайд №4)

Например, в упражнении поставлены задачи: “Прочтите, подставляя к каждому глаголу вопрос, и укажите вид глагола”, “Укажите вид каждого глагола, задавая к нему вопрос Что делать? или Что сделать? Образуйте от каждого глагола формы времени, которые возможны”. Образование от каждого глагола возможных форм времени является новым и представляет новую ступень трудности, на преодоление которой и направляется усилие обучающихся. Усложнение задания целесообразно проводить даже внутри одного вида работы.

^ Игра "третий ( четвертый) лишний" (Слайд№5) допустима практически в каждой теме. Например, в теме "Фонетика": дуб, зуб, пуп; косьба, молотьба, свадьба; елка, поет, поэт; по теме "Словообразование": стульчик, огурчик, мальчик; по теме "Имя существительное": мозоль, шинель, тюль (род); кукла, юла, кубик (одушевленность); земля, луна, племя (склонение); по теме "Имя прилагательное": лисья нора, папин пиджак, медвежья походка (разряд); по теме "Глагол": читать, писать, прыгать (переходность); решать, считать, решить (вид); по теме "Местоимение": меня, его, себя (разряд); по теме "Имя числительное": третий, трехсотый, трехэтажный.

Очень эффективно применение изложения информации учащимися при ролевой игре или диалоге «я - составитель правила», «я - автор деформированного текста» (Слайд№6). Идёт работа по анализу и синтезу уже известного, формулируется эвристический вопрос, пробуждающий интерес учеников. Составивший карту по правилу с наиболее точным, кратким и запоминающимся текстом получает задание изложить информацию так, как объяснил бы правило своим ученикам. Такой вид работы имеет и большой дисциплинирующий эффект, так как опережающее изучение позволяет самостоятельно знакомиться с новым учебным материалом и излагать его так, чтобы понятно было остальным. Такой метод позволяет открыть дорогу творчеству и самостоятельности, а также дает возможность попробовать себя в работе с аудиторией, что, конечно, пригодится в будущей учебе в высших и средних учебных заведениях.
Составить деформированный текст достаточно сложно, поэтому начинаем с редактирования отдельных предложений, затем – текстов. Потом переходим к составлению предложений с речевыми ошибками и уже на заключительном этапе – к составлению деформированных текстов (сначала в группе, потом – самостоятельно).

Если задания используются в классах, где учащиеся владеют языковым материалом в разной степени, возможна формулировка всего комплекса заданий (от репродуктивного – к частично-поисковому – к поисковому) на основе одного текста.

Поисковые упражнения могут использоваться как для индивидуальной, фронтальной, так и для коллективных (парной, групповой, межгрупповой) форм организации учебного пространства.

Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
^ Составление схем и таблиц (Слайд №7)
На уроках русского языка целесообразно и эффективно не только использование уже готовых схем и таблиц, но и составление собственных.

В начале изучения раздела “Морфология” возможно составление сопоставительной таблицы “Части речи и члены предложения”. При составлении задаю такие вопросы: почему ЧР выполняют разные роли в предложении? Почему ученые разделили все слова на ЧР? Вопросы такого характера помогут не повторить, а обобщить, сопоставить, выявить существенные и несущественные признаки изучаемых явлений.

При изучении лексики спросим у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей это вполне проблемная задача.

При изучении темы «Н и НН в прилагательных» в 6 классе ребятам по силе составить таблицу (см. слайд), а при изучении союзов в 7 классе ученики составляют схему (см. слайд), причем в усложненном виде.

Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.

Итак, проблемно-поисковый подход в обучении – это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности, осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Семья и осознанное родительство являются фундаментальной основой полноценного детства. В последние десятилетия стали чрезвычайно востребованы такие ценности, как  атмосфера счастья, любви и взаимного доверия между детьми, родителями и обществом. Недооценка важности концепции семьи и компетентного родительства является одной из главных причин роста детской безнадзорности,  беспризорности и социального сиротства во всем мире.

  1. ^ Исследовательская деятельность на уроках литературы

Проблемные вопросы (Слайд №8)

К урокам литературы необходимо продумывать проблемные вопросы, чтобы нацелить учащихся на поисковую деятельность, возбудить интерес, заставить поразмышлять. Например, при изучении романа «Дубровский» перед детьми можно поставить такие вопросы, которые требуют неоднозначного ответа: Нужно ли было Владимиру Дубровскому отказывать Троекурову, когда тот после суда шел мириться? Любила ли Маша Дубровского? Почему же тогда отказала ему, не решилась убежать?

Кто Маша: жертва своего жестокого, тщеславного отца, жертва обстоятельств и времени (провести аналогию с сегодняшним временем) или типичная женщина своего века?

^ Индивидуальные задания

При изучении повести Гоголя «Тарас Бульба» при выполнении индивидуальных заданий ребята придумывают вопросы для одноклассников по тексту, составляют речь от имени Тараса Бульбы. Это одно из самых трудных заданий, так как надо определить тему выступления, выбрать диалектные слова, которыми изобилует речь атамана, да и стилистически верно построить текст.

Здоровеньки булы! Эй, вы, мазунчики и бейбасы! Пышные вы какие! Учитесь в самой гарной бурсе и носите свитки! Ото слухайте меня! Я люблю свою Украину! Нет ничего лучше и прекрасней удалого казачества. Я беспощаден к врагам и суров, когда дело касается долга. Я всегда осуждаю тех отщепенцев, которые ставят свои личные, корыстные интересы выше народа и его национального единства. Мои принципы таковы, что не пощажу и сына своего, измены не прощу никому! Вера в правоту своего дела, вера в победу своего народа придает мне силы и наполняет мужеством мое сердце. Я защитник христианской веры и враг неверных! Я люблю простую жизнь казаков. Мне не по сердцу роскошь, великолепие прислуги и шикарные обеды. И главное для меня, чтобы мои сыны стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духа их не было на свете! (Карпов Сергей, 6 класс)

^ Диаграммы и графики (Слайды № 9-12)

При изучении повестей и романов целесообразно предлагать ребятам составлять диаграммы и графики жизни героев или их чувств. Эта работа дает повод задуматься над композицией произведения, поразмышлять над основными эпизодами. Выполнение диаграмм от имени разных персонажей или от имени одного, но разными учениками дает возможность сравнить восприятие, понимание основной мысли произведения, придумать дальнейшее развитие событий. Бывает, при защите диаграмм завязывается спор, какой момент можно считать кульминационным. Это заставляет ребят размышлять, обращаться еще раз к тексту и делать выводы.

^ Литературоведческое лото (Слайд №13)

Интерес у ребят вызывает и работа с литературоведческим или лингвистическим лото. На иллюстрациях к произведениям, выполненных самими учащимися, они выписывают термины и определения к ним. Затем разрезают на части и перемешивают. Другой ученик должен так расположить части, чтобы потом при склеивании скотчем выявилась иллюстрация, где части правильно соотнесены.

^ Метод проектов

Очень интересен для исследовательской деятельности метод проектов.

Под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченного учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Специфика метода позволяет включить ученика в реальную исследовательскую деятельность, в продуктивную коммуникацию, в информационный поиск и обмен в рамках учебного процесса, дает возможность смоделировать в школе реальный путь вхождения в культуру, влияющий на становление и развитие целостной личности растущего школьника.
Применительно к предмету «литература» метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Форма предъявления выполненного задания, или отчетности, может быть различной, в зависимости от замысла учителя: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, видео-, диа- или слайд-фильм, комментарий к тексту художественного произведения, наконец, если есть такая возможность, это могут быть публикация, буклет, презентация, веб-сайт, выполненные на компьютере. Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
Работая в среднем звене, я использую такой принцип работы.

Класс делится на группы:

1) математики (работают над композицией);

2) лирики (ищут изобразительно-выразительные средства);

3) художники (рисуют);

4) прозаики (создают свой текст);

5) актеры (инсценируют сцены).
По поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" можно раздать ученикам такие задания:

1) схематично изобразить путь Руслана, в котором выделить все элементы композиции;

2) нарисовать иллюстрации к каждой главе поэмы;

3) инсценировать 2-3 эпизода ( например, "Встреча с Головой", "Похищение Фарлафом Людмилы");

4) найти признаки сказки в поэме, волшебные элементы, тропы;

5) написать (возможно, и в стихах) свое продолжение поэмы, создать свою концовку.

По рассказу И.С. Тургенева "Муму" распределяются задания таким образом:

1) начертить схему композиции рассказа и доказательно объяснить все элементы композиции;

2) нарисовать иллюстрации к рассказу, включая интерьер каморки Герасима;

3) инсценировать 1-2 эпизода ( "Муму у барыни", "Народ у каморки Герасима")

4) написать свое продолжение рассказа;

5) выписать тропы и определить их роль в описании героев, в ходе повествования.
В период завершения работы необходимо организовать внешнюю оценку проекта, ведь таким образом можно отследить его эффективность. Критериями оценки качества проведения проекта могут выступить: готовность к регулярному контакту с учителем;

рабочие материалы;

результаты анкетирования или интервью.
Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе их работы в проекте. ^ Вопросы для анкеты учащихся могут состоять из следующих позиций, которые пригодятся при разработке последующих проектов:

Как ты организовал свою деятельность?

В каких видах работ участвовал?

Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?

Достаточно ли было тебе времени, отведенного для работы?

Какой вид работы ты выбрал и почему?

Использовал ли ты в работе компьютер и каким образом?

Чему ты научился в результате работы по проекту?

Что нового ты узнал о себе и о товарищах в группе?

Что в заданиях понравилось (что — нет)?


  1. ^ Исследовательская деятельность в индивидуальной работе с учащимися(Слайд №14).

В гимназии на каждого одаренного ученика составляется программа индивидуального развития. Учитель рекомендует справочную и специальную литературу. Таких ребят мы готовим к олимпиадам, дистанционным и творческим конкурсам. Некоторые задания так и называются «Я – исследователь»
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы, а также в индивидуальной работе с учащимися дает свои результаты: среди моих учеников есть призеры и конкурса «Познание и творчество», и всероссийского филологического чемпионата, и множества других творческих конкурсов.

Похожие:

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися iconИсследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка...
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И. Солженицына
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися iconНа уроках русского языка и литературы
Фролова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися iconУчитель русского языка и литературы
Использование технологии личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися iconПроектная деятельность на уроках литературы как способ формирования метапредметных компетенций
Амелькина Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №9», первая квалификационная категория
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися iconРешение проблемы социализации личности на уроках русского языка и...
В современном обществе к образованию предъявляются требования, связанные не только со знаниевой сферой, но и с социализацией выпускника,...
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися iconЛесновой Марины Валентиновны учителя русского языка и литературы...
Тема проекта: эор как средство формирования языковой и коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися iconДиссеминация педагогического опыта
«Использование компьютера (нетбука) в организации индивидуальной и дифференцированной работы на уроках русского языка»
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися iconНа уроках русского языка и литературы
О коммуникативных задачах языка написано достаточно много книг и статей. Так М. А. К. Халидей разработал теорию функций языка, среди...
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися icon«Использование информационно-коммуникационнных технологий на уроках...
«Использование информационно-коммуникационнных технологий на уроках русского языка и литературы»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница