Урок русского языка во 2-м классе Корень слова




НазваниеУрок русского языка во 2-м классе Корень слова
Дата публикации21.08.2013
Размер64.3 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Урок русского языка во 2-м классе "Корень слова»

Цель: закрепить умение находить однокоренные слова в тексте, подбирать однокоренные слова.

Задачи:

• совершенствовать у детей умение подбирать однокоренные слова;

• закрепить знание частей речи, их опознавательных признаков;

• закрепить знание правила проверки безударной гласной в корне слова, правописание имён собственных;

• развивать мышление, воображение учеников;

• расширять активный словарный запас детей;

Оборудование урока:

• учебник “Русский язык. 2 класс” автор Зеленина

• мультимедийный проектор;

• доска, экран;

• листочки с заданиями

• тетради;

• диск с презентацией;

^ I.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей.

II.Чистописание.

Учитель: Начнём мы наш урок с чистописания. Наша буква, которую мы будем повторять на минутке чистописания, спряталась в загадке:

Спать отправились подружки,

Взяли пышные подушки:

Р – одну, а буква …- две.

Что это за буква?

Дети: В.

Учитель: Сколько письменных букв В есть в нашей письменной речи?

Дети: Две: заглавная буква и строчная.

Учитель демонстрирует на доске написание прописной и строчной букв В.

Многие из ребят нашего класса дружны с этой буквой, ведь в их именах, фамилиях, отчествах она тоже есть. Встаньте такие ребята. Вот какая это нужная буква в нашем классе! Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему?

Дети: Мы пишем её с заглавной буквы. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.

Учитель: Молодцы!

^ III.Словарная работа.

Словарный диктант

Учитель: Буква В встретиться и в некоторых наших словарных словах. Наш словарный диктант необычный. Запишите названия изображённых

на экране существ. Выделяйте в этих словах непроверяемую гласную букву зелёной ручкой. Приложение 1. Слайд 2. Слайд3. Слайд 4. Слайд5.

Загадки:

1.Не артист, а голосист,

Не ездок, а шпоры у ног.(петух)

2.Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее ,нежней?

Кто же это? (соловей)

3.В серой шубке перовой

И в морозцы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица. (воробей)

4.Всех я за день навещу,

Всё что знаю, растрещу! (сорока)

Дети смотрят на слайд и выполняют запись слова.

Взаимопроверка.

Учитель: Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Выполним проверку. Поможет нам в этом наш следующий слайд. Приложение 1. Слайд 6. Чем необычен был словарный диктант?

Дети: Это птичий диктант.

Учитель: На какие две группы ты можешь распределить названия этих птиц с точки зрения русского языка? Почему?

Дети: Петух, соловей, воробей, сорока. В слове петух мы запоминаем букву е, в словах соловей, воробей, сорока - букву о.

Учитель: Молодцы! А если бы мы посмотрели на эти слова с точки зрения окружающего мира, то изменился бы ваш ответ?

Дети: Мы их разделим так же. Петух – это домашняя птица, а соловей, воробей, сорока – дикие птицы. Приложение 1. Слайд 6.

Изучение нового словарного слова.

Учитель: Какую ещё дикую птицу с сочетанием –оро- вы знаете? Поможет нам в этом загадка:

Окраской –черноватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?

Дети: Ворона.

Учитель: Почему её так называют?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель: Птицу эту так назвали за чёрное оперение. На Руси “вороной” значит чёрный. Запишите новое слово, выделив орфограмму – сочетание -оро -. В какой части слова встречается это сочетание? Докажите.

Дети: В корне слова –ворон-: ворон, вороной, воронята, ворона. Приложение 1. Слайд 7.

^ IV.Проблемная ситуация. Введение темы урока.

Учитель: Послушайте ещё несколько строк о вороне:

Стерегла цыплят Варвара,

А ворона – воровала.

Всех цыплят проворовала!

Проворонила Варвара!

Что я вам прочитала?

Дети: Скороговорку.

Учитель: Послушайте эту скороговорку внимательно. Какие в ней слова похожи по своему написанию?

Дети: Ворона, воровала, проворовала, проворонила. Приложение 1. Слайд 8.

Учитель: Какие это слова?

Дети: Однокоренные.

Учитель: Чтобы понять, все ли они однокоренные, вспомним правило о признаках однокоренных слов.

Дети: Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются однокоренными.

Учитель: На какие две группы однокоренных слов мы можем их разделить? Докажите правильность своего выбора.

Дети:

• Ворона,

проворонила.

• Воровала

проворовала

В каждой паре слов общая часть и общий смысл. Приложение 1. Слайд8.

Учитель: Тема нашего урока: “ Корень слова”. Мы поговорим об однокоренных словах.

^ V.Закрепление изученного материала.

Учитель: Сегодня нам ворона принесла на урок листочки с заданиями. Вычеркните лишние слова .Прочитайте группы слов, которые у вас получились. Докажите правильность своего выбора.

Дети:

• рана

• ранить

• раненый

• гора

• горка

• горный

• нос

• носовой

• носик

У этих слов общая часть и общий смысл.

Учитель: Какие слова вы не включили?

Дети: Слова: ранний, горе, носить.

Учитель: Устно подберите к оставшимся словам по 1-2 однокоренным словам. Прочитай слова 2 столбика, запишите их. Выделите в словах корень, поставьте ударение. Какая орфограмма встречается в корне слова?

Дети: Безударная гласная - о- в корне слова -гор- .

Учитель: Какое из этих слов проверяемое, а какие проверочные к нему?

Дети: Гора - (проверяемое), горка, горный - (проверочные).

Вывод 1

Учитель: Сделаем первый вывод на нашем уроке. Для чего нам важно уметь подбирать родственные слова?

Дети: Для проверки безударной гласной в корне слова.

Учитель: Запишите слова 1 столбика. Задай к каждому слову вопрос.

• рана что?

• ранить что делать?

• раненый какой?

Приложение 1. Слайд 9.

Вывод 2

Учитель: Ребята, однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.

Подбор однокоренных слов.

Учитель: Ребята, посмотрите на следующий слайд. На нём вы видите изображения грибочка, котика и носика. Подберите к данным словам однокоренные. Приложение 1. Слайд 10.

Запишите любую свою группу однокоренных слов, выдели в них корень, поставь ударение.

ФИЗМИНУТКА

^ VI. Работа по учебнику.

Откройте учебник на странице 73. Прочитайте задание к упражнению №24.Запишите однокоренные слова. Выделите корень.

Развитие речи учащихся. Активизация словаря.

Учитель: Ещё одна наша пернатая гостья — сорока принесла мне весть, что ночью был мороз. Подбери к этому слову два однокоренных слова, чтобы они отвечали на вопросы:

• какой?

• что сделал?

Дети:

• морозный

• заморозил

Приложение 1. Слайд 11.

Учитель: Можно ли проверить безударную гласную в этих словах? Почему? Сорока так спешила, что рассыпала слова из предложения. Составь это предложение.

Приложение 1. Слайд 12.

Дети: В морозный день Мороз заморозил Ленивицу.

Учитель: Из какой сказки эти герои? Почему в предложении слово Мороз записано с заглавной буквы?

Дети: Это имя героя.

Учитель: Запишите это предложение. Выделите корень в однокоренных словах.

VII. Подведение итогов урока.

Учитель:

• О каких словах мы говорили на уроке?

• Перечисли признаки однокоренных слов.

• Какими частями речи могут быть однокоренные слова?

• Для чего важно уметь подбирать однокоренные слова?

VIII. Домашнее задание.

Учебник, страница 75 упражнение№27.

Учитель: Вам необходимо списать однокоренные слова группами, выделить корень и поставить знак ударения.

Похожие:

Урок русского языка во 2-м классе Корень слова iconУрок русского языка «Слова бывают разные…». 7класс
В рамках технологии учебного диалога я провела в 7 классе урок русского языка «Слова бывают разные». Материал о диалоговых технологиях...
Урок русского языка во 2-м классе Корень слова iconУрок русского языка в 6 классе. Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование»
Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «сош №23» города Северодвинска Перкова Любовь Михайловна
Урок русского языка во 2-м классе Корень слова iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...
Урок русского языка во 2-м классе Корень слова iconУрок русского языка и литературы в 6 классе по теме: «Устаревшие слова»
Клеймёнова Алеся Александровна-учитель русского языка и литературы мкоу казачья кадетская сош №19 г. Пятигорска
Урок русского языка во 2-м классе Корень слова iconУрок русского языка 3 класс Тема «Ударные и безударные гласные в корне слова»
Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными»
Урок русского языка во 2-м классе Корень слова iconУчебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой Тема: «Корень. Родственные слова»
Конспект урока русского языка во 2 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой
Урок русского языка во 2-м классе Корень слова iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»
Урок русского языка во 2-м классе Корень слова iconУрок наглядной геометрии и русского языка в 5 классе Тема «Симметрия»
Представленный урок включён в программу пропедевтического курса «Наглядная геометрия» при изучении симметрии, а также в систему обобщения...
Урок русского языка во 2-м классе Корень слова iconУрок русского языка тема урока: «Исследование слова с точки зрения разделов русского языка»
Сегодня на уроке рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка
Урок русского языка во 2-м классе Корень слова iconУрок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных»
Конспект урока русского языка в 3 классе. Умк «Начальная школа XXI века». Автор разработки: Беджаше Майя Нуриевна, учитель высшей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница