Урока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?»




Скачать 153.35 Kb.
НазваниеУрока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?»
Дата публикации20.08.2013
Размер153.35 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
МБОУ ЦО «Каразей»

Методическая разработка урока в рамках конкурса

«Современный урок гуманитарного цикла в современной школе»

Урок проблемно-ценностного общения.

Дебаты по проблемам современного русского языка.

«Русский язык больше не язык?!»

Автор: учитель русского языка и литературы,

Шарова Татьяна Геннадьевна.

2013 г.

Пояснительная записка.

В данной методической разработке приводится описание подготовки и проведения урока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?»

Форма урока ( дебаты) в старших классах была выбрана не случайно. Его основная цель – формирование диалектического мировоззрения школьников. Этот тип урока олицетворяет собой одну из особенностей нашего времени: признание важности и полезности обсуждений актуальных проблем современности. Урок прежде всего направлен на решение задач нравственного воспитания. Проблема патриотизма в наши дни является достаточно актуальной, особенно для молодого поколения. Кроме того, урок-дебаты позволяет решать многие педагогические задачи. Такие уроки вовлекают учащихся в непринужденный, живой разговор и этим помогают избежать формализма в знаниях, активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Дебаты (от фр. dehats) - прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Их задача - всесторонне обсудить про­блему, чтобы разобраться в ее сути, сделать доступным понимание того или иного факта, события, точки зрения.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересную игру, но и эффективное средство для развития учащих­ся, формирование у них компетенций, необходимых для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Дебаты способствуют формированию критического мышления, собствен­ной позиции, навыков системного анализа, искусства аргумента­ции; развитию воли, памяти, умения сопоставлять, сравнивать, са­мостоятельно добывать различного рода информацию по актуаль­ным для человека и общества проблемам.

Они предполагают ак­тивное включение каждого учащегося в поисковую, познаватель­ную деятельность, организованную на основе внутренней мотива­ции, организацию совместной деятельности, партнерских отноше­ний обучающих и обучаемых, а также обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между уча­щимися как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Дебаты позволяют вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие уста­новки. Участники дебатов, как показывают опросы и наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, способно­стью в решении вопроса найти компромисс

^ Особое место "Дебаты" занимают в подготовке к выпускным экзаменам по русскому языку, так как эта форма урока позволяет учащимся совершенствовать структуру монологической речи, выстроенной в форме доказательства в публицистическом или научном стиле, обогащает словарный запас, развивает лингвистические навыки.

Оценка выступления каждого спикера дает возможность отрабатывать следующие навыки:

  1. Работа с определением понятий учит четкому пониманию проблематики текстов части С (ЕГЭ по русскому языку в 11 классе), формулировке доказываемого тезиса (ГИА по русскому языку в 9 классе), строгому отбору необходимого для доказательства материала.

  2. Формулировка и подбор аргументов - умению составлять сложный план своих письменных работ

  3. Работа над составлением доказательств к аргументам формирует навык создания письменной работы в соответствии с планом, учит правильно отбирать необходимые цитаты, уместно использовать ссылки на текст.

  1. Работа над структурой выступлений позволяет научить ребенка грамотно выстраивать свое сочинение или выступление на устном экзамене.

  2. Работа над устной речью помогает учащимся обнаруживать речевые недочеты и ошибки в письменных работах

 ^ Результат использования данной технологии – это

 - гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки  информации;

- преодоление страха публичного выступления;

- свободное ориентирование в реальных  жизненных ситуациях общения;- расширение словарного запаса;

- получение и применение новой информации в области коммуникаций.

 

Суть дебатов заключается в том , что две команды выдвигают свои аргументы и контр аргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте.

В дебатах участвуют две команды

Каждый член команды называется спикером. Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая) - его опровергает.

Судьи оценивают каждый раунд, по ходу игры заполняют су­дейский протокол, в котором отмечают сильные и слабые стороны выступлений спикеров, фиксируют все аргументы и контраргумен­ты команд.
Жеребьевка выбора утверждающей и отрицающей позиции команд проходит накануне игры. Спикеры выбирают капитанов команд, определяются с позициями своих выступлений, распределяют роли.


Урок проблемно-ценностного общения

Дебаты по проблемам современного русского языка

«Русский язык больше не язык?!»

Цель:
Создать условия для формирования критического мышления, собствен­ной позиции, навыков системного анализа, искусства аргумента­ции; развития воли, памяти, умения сопоставлять, сравнивать, са­мостоятельно добывать различного рода информацию по актуаль­ным для человека и общества проблемам.


Задачи:
Образовательные:

закрепить значение понятия «дебаты» на практике;

продолжить работу по совершенствованию публичной речи обучающихся;
Развивающие:

развивать умение самостоятельной работы с рекомендуемой литературой;

развивать умение грамотно формулировать свою точку зрения.
Воспитательные:

воспитывать чувство любви к русскому языку, коллективистские качества, уважение к оппоненту;

помочь определить личную позицию каждого обучающегося к проблемам развития русского языка;

контролировать соблюдение речевой этики.
Оборудование:
Раздаточный материал: памятки ведения дискуссии, речевые клише, статья «Русский язык больше не язык»;

на столах таблички с номерами команд, разрабатывающих свою тему;

музыкальное оформление.

Содержание занятия

Ведущий:

«В начале было Слово», - гласит главная книга бытия. И мы понимаем, как важно хранить слово в чистоте. Сохранять, развивая, родной язык.

Непременная составляющая национального самосознания человека – чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа. Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений.

Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство не истощены? Можно ли утверждать сегодня, что речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Состояние современного русского языка давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры различных слоёв русского общества, в том числе, и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью молодых людей, стремящихся достичь успехов в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Музыкальная заставка (из интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»)

Команды занимают свои места; приветствие команд.

Ведущий:

Тема нашего разговора сегодня - родной язык. Его называют «великим и могучим», о нем писали Пушкин и Тургенев, Толстой и Пришвин. Еще Ломоносов находил в нем «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского...».

Отправной точкой проведения деловой игры стала статья «Русский язык больше не язык», она и обозначила проблему значимости Русского языка как языка международного значения. На эту статью откликнулось большое количество пользователей интернета. Люди опровергали точку зрения авторов статьи, приводили аргументы необоснованности высказываний. Но нет дыма без огня : доля правды о состоянии языковой культуры в статье присутствует.

Чтение статьи ведущим (приложение 1)

А как думаете вы?

^ Ход дебатов

Между раундами звучит муз. заставка из интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» «черный ящик».

Спикер

Время

Комментарий

1 раунд Выступления капитанов команд (МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ)


Утвержд.1

4 мин. + 3 мин. на вопросы

представляет утверждающую команду; представляет тему (утверждение), обосновывает ее актуальность;

дает определение терминам (понятиям), входящим в тему;

представляет точку зрения утверждающей коман­ды;

представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры; переходит к доказательству выдвинутых аргумен­тов;


Опроверг.1

4 мин. + 3 мин. на вопросы

представляет отрицающую команду; отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утвер­ждающей командой) и формулирует тезис отрица­ния;

принимает определения, представленные утвер­ждающей стороной (уточняет их); представляет позицию отрицающей стороны; представляет аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры; опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;


2 раунд Представление аргументов


У2

4 мин. + 3 мин. на вопросы

восстанавливает точку зрения утверждающей сто­роны с помощью гипотез, примеров, фактов; приводит дополнительные доказательства к аргу­ментам У2, предъявляет новые доказательства; опровергает аргументы оппозиции, указывает на их недостатки, отсутствие связи с темой дебатов

02

4 мин. + 3 мин. на вопросы

восстанавливает точку зрения отрицающей стороны с помощью гипотез, примеров, фактов; продолжает опровергать утверждающую позицию; подробно развивает отрицающую позицию;


3 раунд Выводы


УЗ

4 мин

еще раз акцентирует внимание на узловых момен­тах дебатов; доказывает несостоятельность позиции отрицания, опровергает их аргументы или указывает на их не­достатки; завершает линию утверждения еще раз акцентирует узловые моменты;

ОЗ

4 мин

выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, завершает линию отрицания; завершает дебаты

4 раунд «Перекрестные вопросы» Домашнее задание команд.

5 раунд « Как вы это прокомментируете?»

5 раунд

Как вы это прокомментируете?

  • «О засорении языка пишут много лет, а он (язык) сам регулирует свою сохранность, отделяя все жизнеспособное и отбрасывая все чуждое, так что нечего особенно и беспокоиться»

  • «Защита русского языка – это, прежде всего, дело официальных органов власти, имеющих возможность влиять на язык СМИ, определять языковую политику в стране»



  • «Мы - носители языка, и от уровня нашего образования и воспитания зависит, на каком русском языке мы говорим»

Слово жюри

Протокол оценивания работы команд

                                       

критерии

Утверждающая команда

Опровергающая команда

Понимание темы







Владение материалом







Коммуникативные умения







Культура общения







Соблюдение регламента







Особое мнение







Замечания, предложения







Заключительный этап.

Ведущий :

В переломное время, в 1915 году, когда шла Первая мировая война и на Россию надвигались страшные смутные времена, Бунин писал:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же его беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Бунин верил в силу слова. Поверим и мы. Тем более в наше мирное время.

Очень хочется думать, что наша встреча не прошла бесследно, что каждый из ее участников вынес из игры что-то важное и полезное для себя. И не остался равнодушным к своему языку.

Рефлексия

«Свободный микрофон» (комментарии , мнения о проведении игры)

Приложения

Приложение 1
Русский язык больше не язык
Рубрика: Культура и образование »

 

http://fognews.ru/russkij-yazyk-boishe-ne-yazyk.html

^ Институт лингвистики в Тарту (бывшая Академия языковедения СССР) объявил, что русский язык в течение ближайшего года может быть исключен из списка языков мира.



Мониторинг, ежегодно проводимый сотрудниками института, показал, что русский язык перестал соответствовать минимальным требованиям о самоидентичности, богатстве словарного запаса и сфере применения.

Если в течение 2013 года картина не изменится, то русский язык будет объявлен мертвым языком, со всеми вытекающими из этого последствиями: закрытие курсов русского языка в Европе, исключение его из официальных языков организаций мира (ООН, ЮНЕСКО) и запрет на его употребление в посольствах для общения с россиянами.

Нужно сказать, что Институт лингвистики в течение последних пяти лет ежегодно предупреждал власти РФ о высокой вероятности развития событий по этому сценарию, но всего его обращения остались без ответа. По классификации ЮНЕСКО существуют несколько стадий отмирания языка, и русский полностью соответствуют самой тяжелой из них: язык России превратился в контекстно-ситуативный набор грамматических форм.

Эта точка регресса характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, почти заканчивается словообразование на основе родных корней. Новые термины и понятия являются заимствованными. Понятия, пришедшие извне, вытесняют родные аналоги, из двух синонимов выживает заимствованный. Общество не способно производить адекватную замену иностранным словам, довольствуясь прямым заимствованием, разрушается связь между деятельностью индивида и его родным языком. Частным случаем такого регресса является «язык рабов», достаточный для понимания указаний хозяина, но абсолютно бесполезный для общения на отвлеченные темы. Как пример ученые Тарту приводят широко распространенный в России «рунглиш».

Во-вторых, знание языка перестает поощряться в обществе. Снижается ценность этого знания для экономически активного индивида, язык не способен поднять стоимость работника в конкурентной борьбе на рынке труда. На первое место при трудоустройстве выходят личные связи и требования по минимальной зарплате, поэтому в структуре занятости преобладают «блатные» на вершине пирамиды, и «гастарбайтеры» в её основании. Государство без видимых протестов общества сокращает часы преподавания родного языка в школе, экзамены по нему проходят в виде обезличенных тестов. Снижается общий уровень грамотности теле- и радиовещания, газеты выходят с опечатками и ошибками, которые никто не замечает.

В-третьих, государственные структуры не используют в своей деятельности официальный язык страны. Патриархальная Православная Церковь проводит богослужения на церковнославянском, МВД использует упрощенный служебный диалект, МИД оперирует французским, немецким и английским. В такой ситуации полностью исчезает понятие единого языка, население разобщается по профессиональной принадлежности, которая определяет значение и смысл слов.

В-четвертых, язык перестает быть образным, из него вымываются слова общего значения, предпочтение отдается синонимам местоимениям «тот» и «этот». Общение между людьми сводится к ситуативно-контекстному словообразованию, часто на основе одного корня.

^ Дай эту фиговину.
— На фига?
— Я ею прифигачу вот эту фигню.
— Так ведь фигня получится!
— А тебе не по фигу?

Как пишут исследователи из Тарту, данный диалог очень напоминает общение высших животных, которые с помощью одинаковых звуков передают друг другу информацию, определенную конкретной ситуацией.

Подводя итоги своего исследования, Институт лингвистики Тарту с сожалением отмечает, что русский язык де факто уже умер, и остается последний год его официального существования.

Приложение 2

Правила для участников диспута:


  1. Строго соблюдать регламент, следить за указаниями учителя.

  2. Приводить, в основном, аргументы в поддержку своей точки зрения, а не критиковать позицию оппонента.

  3. Слушать оппонента, не перебивая – он не враг, не противник, а партнер по обсуждению. Не раздражаться, сохранять приветливость.

  4. Обращаться к оппонентам на «вы».

  5. Вопросы задавать только на прояснение позиции, выяснение точки зрения. Благодарить за ответ на каждый вопрос.

  6. При ответе на вопрос оппонента отвечать не просто «да» или «нет», а приводить минимум один аргумент в свою пользу.

  7. Можно ответить на заданный вопрос в заключительном слове, если не можете ответить на него сразу.

  8. Капитан и члены команды могут совещаться друг с другом во время игры.

  9. Каждая команда аплодирует своим оппонентам.


Правила для зрителей:


  1. Внимательно слушать.

  2. Не вмешиваться в ход дискуссии, не задавать вопросы, ничего не выкрикивать.

  3. Аплодировать всем участникам.

  4. Записывать аргументы обеих сторон.

  5. Принять участие в обсуждении, обязательно присоединившись к тезису одной из команд.


Приложение 3

Речевые клише делового общения.

 Стимулирование дискуссии

 Продолжайте... / Прошу вас... / Я вас слушаю... / А что вы можете сказать об этом (по этому поводу, на эту тему)? / Есть ли (еще) желающие высказаться (выступить)? / Посмотрим на этот вопрос с другой стороны... //

 Коррекция обсуждения

   Извините, я перебью вас... / Извините, но здесь я хочу (хотел бы) заметить, что... / Простите, что перебиваю, но... / Я вынужден вас остановить (перебить, прервать)... / Извините, что не даю договорить, но... / Не отвлекайтесь... / Вы ушли от темы... / Вы не о том... / Вернемся к нашей теме... / Ближе к делу... / Я все-таки хотел бы вернуться к разговору о... (к вопросу, к проблеме)... //

 Заключительная часть 

      Таким образом... / Итак... / Значит... / Одним словом... / Следовательно... / Можно сделать вывод... / Мы приходим (пришли) к выводу... / Поставим (расставим) все точки над и... / Попробуем обобщить то, что было сказано... / Суммируем то, что здесь сказали... / Подведем итоги (черту)... //

 

Похожие:

Урока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?» iconУрока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?»
В данной методической разработке приводится описание подготовки и проведения урока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский...
Урока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?» iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала»
С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю максимов и др. «Русский язык. 9 класс»,карточки, раздаточный материал, интерактивная доска,...
Урока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?» iconВнеклассное занятие по русскому языку в 3 классе
...
Урока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Синонимы»
Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс» под ред. Н. М. Шанского
Урока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
«Русский язык» состоит в проверке знаний по дисциплине в случае несоответствия базового образования соискателями ученой степени кандидата...
Урока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?» iconРусский язык
«Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего...
Урока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?» iconПрограмма по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального...
К учебнику С. И. Львова, В. В. Львов. Русский язык в 3-х частях., 6часов в неделю, год 204 часа
Урока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?» iconУрок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Предложения с обособленными членами
Как вы поняли смысл эпиграфа? Наш родной русский язык,великое русское слово, выделяющие нас как нацию среди миллионов людей на планете...
Урока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?» iconОбразовательная программа по предмету русский язык (3 класс) составлена...
Программа обеспечена учебником «Русский язык. 3 класс», автор Т. Г. Рамзаева. («Классическая начальная школа»). Курс «Русский язык»...
Урока по русскому языку в10- 11 классе по теме «Русский язык больше не язык!?» iconЛитература», «Русский язык» в 5 классе по теме: «Как хорошо уметь считать»
План- конспект интегрированного внеклассного мероприятия в рамках учебных дисциплин «Математика», «Литература», «Русский язык»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница