Сказка «Щелкунчик» сказка о нотах Сказка о марше Развлечение «День искусств»




Скачать 314.83 Kb.
НазваниеСказка «Щелкунчик» сказка о нотах Сказка о марше Развлечение «День искусств»
страница1/3
Дата публикации16.08.2013
Размер314.83 Kb.
ТипСказка
shkolnie.ru > Литература > Сказка
  1   2   3




Магомедова Любовь Нургоязовна,

старший воспитатель Подугольникова Тамара Раисовна,

музыкальный руководитель


652300
Кемеровская область город Топки микрорайон «Красная горка» , 17
Творческая гостиная как одна из форм

методической работы с кадрами

по повышению их педагогического мастерства,

музыкальной и художественной культуры

(из опыта работы)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….…..4

Примерный перспективный план работы творческой гостиной …………..….....7

Тема встречи: «П. И. Чайковский – великий русский композитор. Древнегреческие музы искусства»…………………………….....…………...........8

Тема встречи: «Красота в природе, искусстве, самом человеке»……………….35

Тема встречи: «Д. Д. Шостакович – великий русский композитор нашего времени. Путешествие по залам Эрмитажа»…………………………….…….....59

Тема встречи: «Песни, с которыми мы победили»……………………...............77

Заключение………………………………………………….……………. ……….86

Литература……………………………………………………………………..……80

Приложения

Приложение 1. Анкета для педагогов по итогам работы творческой гостиной……………………………………………………………………...……...91

Приложение 2 . Анкета для родителей «Музыкальные способности вашего ребенка»………………………………………………………………... …………..92

Приложение 3. Примерная схема развития музыковедческого опыта у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………...94

Приложение 4. Примерный перспективный план работы по формированию музыковедческого опыта у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..…...95

Приложение 5.

Примерный репертуар фоновой музыки (для детей старшего дошкольного возраста)………………………................................................ ………….………...96

Приложение 6.Сборник песен военных лет………………………………………97

Приложение 7. Конспекты музыкальных занятий, сказок, развлечений и бесед П.И.Чайковский и его музыка. Цикл комплексных занятий

Ноктюрн………………………………………………………………………..….108

Осенняя печаль……………………………………………..……………………..110

Мечты……………………………………………………………….………….….112

«Загадки Королевы Гармонии»………………………………………………..…116 «Сказочный мир превращений»……………………………………………….....120

«История маленькой скрипки»……………………………………… …………..123 «Приглашение в оперу»……………… ………………… ……………………....126

Сказка «Щелкунчик»………………………… …………..…................................132

Сказка о нотах……………………………………………………………………140

Сказка о марше……………………………………………………………………145

Развлечение «День искусств»…………………………………………………….148

Беседа о фортепиано……………………………………………………………..153

Беседа о симфоническом оркестре………………………………………………155

Экскурсия в Страну Музыки…………………………………..……….………..158

Музыкальный КВН……………………………………………..…………………163 Звуки……………………………………………..………….……………………..167

Знакомство с музыкальными ключами …………………..……..………………170

Приложение 8.

Работа с родителями «Как петь с ребенком и для него» (советы)…………….................................................................................................176

«Музыкально – театрализованная деятельность» (консультация)……...…..178

«Как слушать музыку с ребенком» (памятка)…………………………..…........181

«Учим ребенка слушать музыку» (консультация)………………………..…...183

Приложение 9. Творчество педагогов……………………………...…….….….186

Приложение 10. Детское творчество (рисунки, аппликации)…………….…...191

Приложение 11. Фотоматериал………………………………............………..…………………....206


ВВЕДЕНИЕ
«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного…». В этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между этическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей…

О влиянии красоты (эстетика, как известно, это наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к Прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония – это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни. Много воды утекло с тех пор. В разные эпохи по-разному приступали к решению проблем, объединяемых понятием «эстетика»…

Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба: экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты, бессмысленную жестокость терроризма…

Как вернуть человека к красоте? Как пробудить в его душе потребность соизмерить себя, свои поступки, мысли и чувства, свой внутренний мир и внешний облик, и среду обитания с идеалом прекрасного?

Что делать нам, взрослым, чей быт упрощен до предела, а значит, далек от совершенства, а экономический кризис оставляет все меньше надежд на то, что в ближайшее будущее серая безликая архитектура уступит место уютным и теплым жилищам, улицы будут сиять чистотой, дворы утопать в цветах. Нескоро это будет, а ведь наши дети уже пришли в этот мир, и мы должны воспитывать их не только как созерцателей и слушателей, но и как активных творцов красоты.

Известный советский педагог В. А.Сухомлинский обращал внимание на то, что, открывая вокруг себя красивое, восторгаясь и изумляясь красивым, ребёнок как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он её почувствует и чем тоньше изумится ею, тем выше его чувство собственного достоинства. В сочетании с радостью творения добра для людей это познание себя через познание красивого вокруг себя - в цветке, в журавлином клине, в оттенке найденного на берегу реки камешка, в маковом разливе утренней зари, в тончайшем звучании слова, в прекрасном человеческом поступке. В этом сочетании, считал он, кроется настолько могучая сила воспитания, что педагог приобретает поистине волшебную способность переворачивать душу, выпрямлять её, если она согнулась под гнётом горя, несчастья, беды. Власть воспитателя как творца детской радости как раз и заключается в том, чтобы открыть маленькому человеку дверь в мир прекрасного.

Художественно — эстетическое воспитание детей в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой), по которой работает наш детский сад, реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетических чувств, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

От педагогического мастерства каждого воспитателя, его музыкальной и художественной культуры, сознательного отношения к отечественному музыкальному наследию и современной музыке зависит уровень эстетического и художественного образования дошкольников.

Для реализации этой цели была выбрана наиболее эффективная форма методической работы - творческая гостиная для педагогов с названием «Мир Любви, Красоты и Надежды».

Старшим воспитателем в сотрудничестве с музыкальным руководителем был обобщен опыт работы по данной теме. Составлен перспективный план работы творческой гостиной.

Встречи проходили в музыкальном зале, музее, выставках. Каждый раз продумывалось оформление. Тщательно подбирался демонстрационный и практический материал, музыкальное сопровождение, наиболее интересные методы и приемы.

Состоялось несколько встреч в творческой гостиной, на которых педагогам была дана возможность познакомиться с жизнью и творчеством таких великих русских композиторов, как П. И. Чайковский, М. И. Глинка, Д. Д. Шостакович. В музыке этих композиторов - душа русской культуры. И сегодня особенно важно почувствовать ее духовные истоки, проникнуться их мудростью и чистотой.

Размышляли педагоги о древнегреческих музах, о воспитании Красотой и Культурой, о непреходящих ценностях, которые оставили нам талантливые художники различных эпох. Интересной и познавательной стала экскурсия по Государственному Эрмитажу, который прошёл сложный и долгий путь от музея-собственности двора русских императоров до народного музея, деятельность которого направлена на эстетическое воспитание широкого круга людей.

Особенно запомнилась встреча в творческой гостиной, посвященная 65-летию Великой Победы. (Тема: «Песни, с которыми мы победили»).

С большим вдохновением педагоги слушали и сами исполняли песни военных и послевоенных лет, каждая из которых — истинный шедевр, с собственной жизнью и историей. Чем образованней и требовательней к себе педагог, чем больше он знает о стране и ее истории, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине.

Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, как твой воспитанник уже взрослый. Какой он? Что делает? Как живет? Может быть, что-то доброе вынес из детства? Может быть, что-то из тех времен сохранил в себе? Быстро летит время. Потому-то и медлить нельзя!

Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка.

Без этого никакие методики, технологии и средства культурного и эстетического воспитания не работают! Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы, именно мы и сейчас, заложим в сознание и сердце детей.


^ План работы творческой гостиной для педагогов

«Мир Любви, Красоты и Надежды»
Цель: создание условий для повышения творческой активности и профессионального мастерства педагогов, приобщения их к музыкальной и художественной культуре.


^ Тема встречи

Задачи

«П.И. Чайковский –

великий русский

композитор.

Древнегреческие музы

искусства»


1. Познакомить педагогов с жизнью и творчеством П.И. Чайковского и древнегреческими музами.

2. Вызвать желание отобразить свои впечатления в рисунках.

3. Развивать эстетические чувства.

4. Воспитывать художественный вкус.


«Красота в природе,

искусстве, самом

человеке»

1.Предложить педагогам поразмышлять о воспитании Красотой и Культурой.

2. Познакомить с жизнью и творчеством
основоположника русской музыкальной классики

М.Л. Глинки.

3. Развивать творческие способности в
изодеятельности.

4. Формировать представления о прекрасном в жизни и искусстве.


«Д.Д. Шостакович –

великий русский композитор нашего

времени.

Путешествие по

залам Эрмитажа.

Викторина»


1. Познакомить педагогов с жизнью и творчеством великого русского композитора Д.Д. Шостаковича.

2. Организовать экскурсию по залам Государственного Эрмитажа.

3. Уточнить и закрепить знания педагогов о
древнегреческих музах; жизни и творчестве
композиторов. (П.И. Чайковский, М.И. Глинка).

4. Развивать любознательность, инициативу.


«Песни, с которыми мы победили»

1. Познакомить педагогов с историей возникновения песен Великой Отечественной войны.

2. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великий русский народ.


Тема встречи: «П. И. Чайковский - великий русский композитор.

Древнегреческие музы искусства»

Задачи

1. Познакомить педагогов с жизнью и творчеством П.И. Чайковского и древнегреческими музами.

2. Вызвать желание отобразить свои впечатления в рисунках.

3. Развивать эстетические чувства.

4. Воспитывать художественный вкус.


План работы

1. Открытие творческой гостиной «Мир Любви, Красоты и Надежды»

(Старший воспитатель - Л.Н. Магомедова)

2. Знакомство с жизнью и творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского.

(Музыкальный руководитель: Т.Р. Подугольникова)

3. Художественно-изобразительная деятельность на тему: «Волшебные звуки музыки в рисунке».

(Педагоги)

^ Открытие творческой гостиной для педагогов

«Мир Любви, Красоты и Надежды»
Музыкальный зал красиво убран цветами. На стене висят фотографии композиторов. На столиках лежат листы бумаги, краски, фломастеры, цветные карандаши.

Звучит «Вальс» Петра Ильича Чайковского.

Старший воспитатель и музыкальный руководитель приглашают всех педагогов в зал, поздравляют с открытием творческой гостиной «Мир Любви, Красоты и Надежды», цель которой – приобщение к отечественному музыкальному наследию, современной музыке и к художественной культуре, а также создание условий для повышения творческой активности и профессионального мастерства педагогов.

Музыкальный руководитель знакомит участников встречи с жизнью и творчеством Петра Ильича Чайковского.

Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как он был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться.

Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Когда в нее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!».

Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.

Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории поставлен памятник великому русскому композитору. Он изображён сидящим, а его рука застыла в воздухе с дирижерской палочкой. Вокруг памятника посажены русские березки, потому что в одном из произведений он использовал русскую народную песню «Во поле березонька стояла».

В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого, композитора.







(Т.Р. Подугольникова исполняет фрагменты произведений П.И. Чайковского)
Педагоги смогли почувствовать лиризм, душевность музыки Чайковского в пьесах: «Мама»; «Колыбельная песня». В пьесе «Времена года» услышали пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой; мысленно увидели лес, речку, цветы, смогли ощутить дуновение ветра, запахи земли. Были прослушаны в грамзаписи фрагменты произведений Петра Ильича Чайковского: «Марш оловянных солдатиков»; «Болезнь куклы».

Затем был совершён плавный переход к эстетическому взаимодействию с музыкой Чайковского. Сочетание музыкальной экспрессии с изобразительным фантазированием помогло педагогам легко «войти» в мир музыкальной гармонии.

Стихотворение М. Лермонтова:

Что за звуки! Неподвижен внемлю сладким звукам я.

Забываю вечность, небо, землю, самого себя.

Всемогущий! Что за звуки!

Жадно сердце ловит их,

Как в пустыне путник безотрадный

Каплю вод живых!

И в душе опять они рождают

Сны весёлых лет и в одежду

жизни одевают всё, чего уж нет,

Принимают образ эти звуки,

Образ милый мне,

Мчится, слышу тихий плач разлуки,

И душа в огне.

(Под звуки «Сладкая грёза» П. И. Чайковского педагоги воплощают свои фантазии на бумаге с использованием разных изобразительных средств).










^ РАДУЖНЫЙ МИР










^ Педагоги в творческом поиске


  1   2   3

Похожие:

Сказка «Щелкунчик» сказка о нотах Сказка о марше Развлечение «День искусств» iconСписок литературы на лето. Внеклассное чтение 2 класс
А. С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке", " Сказка о золотом петушке", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"  
Сказка «Щелкунчик» сказка о нотах Сказка о марше Развлечение «День искусств» iconСказка о нотах
Цель: развитие музыкально игрового и танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста
Сказка «Щелкунчик» сказка о нотах Сказка о марше Развлечение «День искусств» iconСказка Тематический вечер в
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Сказка»
Сказка «Щелкунчик» сказка о нотах Сказка о марше Развлечение «День искусств» iconКраткое содержание «Снегурочка. Весенняя сказка в четырех действиях...

Сказка «Щелкунчик» сказка о нотах Сказка о марше Развлечение «День искусств» iconА сказка сказка не обманет
Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя
Сказка «Щелкунчик» сказка о нотах Сказка о марше Развлечение «День искусств» iconРассказчик (ведущий) Фотина Анна Евгеньевна
Сказка-сказка, прибаутка! Рассказать ее не шутка! Чтобы сказка от начала, словно реченька журчала, чтоб в середке весь народ от нее...
Сказка «Щелкунчик» сказка о нотах Сказка о марше Развлечение «День искусств» iconСписок книг, рекомендуемых для прочтения третьеклассникам
Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Сказка «Щелкунчик» сказка о нотах Сказка о марше Развлечение «День искусств» iconСценарий к литературным чтениям. Сказка – ложь, да в ней намек
По мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» На сцену выходят скоморохи
Сказка «Щелкунчик» сказка о нотах Сказка о марше Развлечение «День искусств» iconА сказка? Сказка не обманет
Целью данной анкеты является выявление специфики трудностей, которые возникают у родителей при воспитании и развитии детей
Сказка «Щелкунчик» сказка о нотах Сказка о марше Развлечение «День искусств» iconТема: «Учимся анализу текста»
Это текст художественного стиля Жанр – сказка. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница