Тема урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини




Скачать 41.34 Kb.
НазваниеТема урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини
Дата публикации13.08.2013
Размер41.34 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Тема урока. «Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини»

Цели урока: Обучающие: совершенствовать навыки анализа литературного произведения, умения определять тему и идею, отвечать на проблемные вопросы;

Развивающая: развивать мыслительную и речевую деятельность учащихся, умение сопоставлять обобщать, анализировать, создавать условия для развития коммуникативных навыков;

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению творчества И. А. Бунина, к русской литературе, воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование восприятия идеи произведения с помощью других видов искусств ( живопись).

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

^ Ход урока.

  1. Учитель читает отрывок из главы «Великий пост. Чистый понедельник» И.Шмелёва

«Сегодня у нас Чистый Понедельник, и всё у нас в доме чистят. Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник масленицы, нет ни медвеников, ни горок. И радостное что-то копошится в сердце: новое всё теперь, другое. Теперь уж «душа начнётся», «душу готовить надо»…

^ 1.Вопросы учителя:

Какой понедельник называют Чистым? ( первый после Масленицы, он означает начало Великого поста)

-Как вы понимаете выражения «душу готовить», «душа начнётся»?

-Выбрав для своего рассказа название «Чистый понедельник» , Бунин опирался на значимость православного понятия?- да, безусловно.

- Так о чём же мы сегодня поговорим: о светской истории или…?

Ответы учеников( и об истории из жизни, и о жизненном выборе, и о жизненном предназначении)

2.^ Работа с текстом: найдите портретное описание героев, выделите основные, на ваш взгляд, черты и особенности ( записывают в тетрадях, работая в парах):
Герой:

«Богат, молод, хорош собой. Характер живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке. Был склонен к болтливости, простосердечной весёлости».

Героиня «Красота какая- то персидская (великолепные брови, как бархатный уголь глаза,

пленительный рот). Была чаще всего молчалива, много читала». То выезжала в шикарные

рестораны, то завтракала в вегетарианской столовой.

Сравнительный анализ героев, выводы: Они вместе, но они разные. Героиня глубже по духовному содержанию. В ней чувствуется какая-то тайна, внутренняя работа над собой.

^ 3.Работа над образом героини.

Обращение к тексту –выразительное чтение по ролям « приезжая в сумерки… до слов -Это так Платон Каратаев говорил Пьеру.»

^ Вопросы по прочитанному: - Почему герой рассказа восклицает « Это не любовь, не любовь?»

Знает ли героиня, что для неё счастье и любовь? ( Пока не знает, но она ищет их в своей жизни, и этот поиск приводит её к духовно-нравственным истокам, подтверждаем текстом « Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да ещё в церковных песнопениях… Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» Героиня делает свой выбор, уходит в монастырь.

^ Последняя встреча героев происходит у ворот Марфо- Мариинской обители ( чтение текста).

Описание пострига перекликается с картиной М.Нестерова « Великий постриг» ( картина проецируется на экране или раздаются репродукции). Работа над визуальным образом. Использование белого и чёрного цвета. Изображение берёз и свечей.

Что такое постриг?-обряд посвящения в монахини. Что значит принять постриг ?– уйти из мирской жизни, посвятить себя богу.
А что значит посвятить себя богу?

В рассказе упоминаются реальные исторические личности княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Дмитрий Павлович, упоминается Марфо- Мариинская обитель.
История создания обители и жизни Елизаветы Федоровны- это тоже служение идеалам добра, нравственности , духовности.
^ 4. Рассказ о возникновении Марфо-Мариинской обители и её создательнице ( совместно с учащимся).

Великая княгиня Елизавета Федоровна была сестрой российской царицы Александры

Фёдоровны, внучкой английской королевы Виктории и женой великого князя Сергея Александровича. На князя было совершено покушение: 4 февраля 1905 года он был взорван террористом. После смерти мужа княгиня могла уехать из России, вновь выйти замуж, но она , распродав драгоценности, роскошную мебель, картины, купила на Большой Ордынке участок, на котором вскоре была построена Марфо-Мариинская обитель- во имя евангельской труженицы Марфы и молитвенницы Марии. Приют для девочек, больница с операционной и аптека для бедных, воскресная школа и библиотека-вот что располагалось на участке в полторы десятины.

Весной 1918 года Елизавету Фёдоровну и келейниц Варвару и Екатерину арестовали.

Арестованных отправили в Алапаевск. В ночь на 18 июля узниц сбросили в шахты заброшенного рудника. Колчак, после захвата Алапаевска, приказал достать тела. Тела Елизаветы Фёдоровны и её келейниц через Китай были доставлены в Иерусалим. Теперь останки великой княгини возвращены в Россию. Елизавета Фёдоровна и её помощница Варвара кононизированы православной церковью. А Марфа-Мариинская обитель возродилась и вновь служит пристанищем добра, веры, надежды и любви.
^ Вопрос учителя:

-Значит служение Богу- это служение чему или кому? – Людям, добру, милосердию.

-Как вы думаете, за этим ушла наша героиня? Да, её душа «подготовилась».

- А как это повлияло на героя? – Он получил нравственный урок на всю жизнь, он рассказывает об этом знакомым и друзьям, ему хочется пережить это ещё раз, приблизиться к нравственному поступку возлюбленной.
^ Заключение урока: Заполнение карты:

Мысли о Героине до урока Мысли о Героине после урока
Героиня

Чистый понедельник-это…

Постриг-это…

Марфо-Мариинская обитель- это…

Счастье и любовь-это……..
МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа,

Малоярославецкого района,

Калужской области.
Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Урок литературы:

«Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини».


Подготовила: Ефимова Марина Максимовна, учитель литературы.

2013 год

Похожие:

Тема урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини iconУрок литературы в 11 классе. Тема: Образ Москвы в русской литературе...

Тема урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини iconВсякая любовь есть счастье" (Урок по циклу "Темные аллеи" И. А. Бунина)
На прошлом уроке, обсуждая рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско”, говорили о бездне смерти, силе роковой и неподвластной человеку....
Тема урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини iconСписок литературы для обязательного чтения
Бунин И. А. «Господин из Сан-Франциско», «Деревня», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки»
Тема урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини iconЧто читать летом
Бунин И. А. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи»
Тема урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини iconСписок литературы для чтения летом. 11 Класс
...
Тема урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини iconКонспект урока Тема : В. П. Астафьев. Рассказ «Людочка». Особенности...
Тема: В. П. Астафьев. Рассказ «Людочка». Особенности композиции рассказа, и их связь с проблематикой. (2 урока)
Тема урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини iconРазработка урока чтения в 3 классе тема: «юные защитники великойотечественной...
Цели: Познакомить с произведением А. Твардовского «Рассказ танкиста». Совершенствование скорости и выразительности чтения, расширение...
Тема урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини iconРассказы», «Поднятая целина», «Тихий Дон», «Судьба
...
Тема урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини iconЛитература Тема урока:  Рассказ Е. Габовой «Двойка по поведению» (для 6-7 классов)
Место урока: Урок внеклассного чтения (реализация национально-регионального компонента) в технологии развития критического мышления...
Тема урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», духовные поиски героини iconУрок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека...
Тема урока: Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница