Решение проблемы социализации личности на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы моу «Любинская сош №1»




Скачать 50.75 Kb.
НазваниеРешение проблемы социализации личности на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы моу «Любинская сош №1»
Дата публикации01.08.2013
Размер50.75 Kb.
ТипРешение
shkolnie.ru > Литература > Решение
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Учитель русского языка и литературы МОУ «Любинская СОШ №1»

Миронова Елена Васильевна

В современном обществе к образованию предъявляются требования, связанные не только со знаниевой сферой, но и с социализацией выпускника, то есть его готовностью и возможностями состояться как личность, быть востребованным, адаптированным к запросам социума.

Исходя из Стандарта среднего (полного) общего образования, изучение литературы должно быть направлено на воспитание духовного развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности.

А для этого необходимо формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважения к ценностям отечественной литературы и культуры. Также нужно развивать образное и аналитическое мышление, эстетические и творческие способности учащихся, читательский интерес, художественный вкус, устную и письменную речь, прививать навык поиска, систематизации и использования необходимой информации.

Художественная литература – одна из форм освоения мира. Она отражает богатство и разнообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственных и эстетических чувств. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добру и злу, истине, красоте, справедливости, совести, дружбе и любви, свободе и ответственности, к понятиям дома и семьи.

Большое внимание отечественная литература уделяет нравственному выбору человека в сложных жизненных обстоятельствах, поднимает проблему истинных и ложных ценностей, соотношение идеала и действительности обращается к острым проблемам современности.

Как же помочь учащимся овладеть всем этим богатейшим жизненным материалом?

Г.С. Меркин, по программе которого я работаю, считает, что преподавание литературы в современной школе должно строиться на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников, поэтому в программе предлагаются формы внеурочной работы. Это составление сценария кинофильма, инсценировка, часы поэзии, литературная гостиная, конкурсы чтецов, подбор литературы и организация выставки, устная газета, час размышления, литературная игра, написание сценария литературно-музыкальной композиции, вечер юмора (при изучении произведений Чехова, Зощенко, Теффи и др.), конференция, час эстетического воспитания, предметная неделя.

Для того чтобы развить интерес учащихся к книге, к чтению, уже в пятом классе большое внимание отводится роли книги в жизни писателей

В 6 классе осмысляется роль, значение и особенности художественной литературы. Учитель прививает интерес учащихся к сотворчеству, т.е глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя.

Изучение курса литературы в старших классах – это не только завершающий этап школьного литературного образования, но и определенная фаза формирования духовной и эстетической зрелости юного читателя – процесса, не прекращающегося с окончанием школы.

Связь с другими искусствами осуществляется через работу с иллюстрациями, просмотр кинофильмов, театральных постановок, через работу с произведениями скульпторов, музыкантов, мультипликаторов. Этой же цели служат использование на уроках произведений иконописи, подбор музыкальных фрагментов для инсценировки, оформление декораций, работа с репродукциями, портретами.

Предусмотрены задания и по краеведению.

Развитие речи учащихся происходит через систему заданий, которые с каждым годом все более усложняются. Сначала это письменный ответ на вопрос, рассказ о герое, словесное рисование, выборочный пересказ, чтение по ролям, рассказ по плану. Затем составление своих вопросов по произведению, работа со словарями, дискуссия, отзыв, пересказ от другого лица, инсценированное чтение, составление плана, подбор эпиграфов, творческая мастерская, составление тезисов, написание рефератов, докладов, изложений и сочинений .

В результате формируются умения и навыки, направленные на социализацию личности:

  • навык целенаправленного поиска информации в справочной литературе, периодике, на телевидении и в ресурсах Интернета;

  • умение выражать свое отношение к прочитанному, писать рецензии;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • строить устные и письменные высказывания;

  • определять свой круг чтения и оценки литературных произведений;

  • уметь подготовить реферат, доклад, проект.


Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить свободно говорить и писать. В соответствии с этой целью в программе М.М. Разумовской усилена речевая направленность курса. Теория приближена к потребностям практики.

Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами речевой деятельности, способствующие социализации выпускника.

В 5 классе это уместное использование этикетных слов и выражений, правильное произношение звуков речи в заимствованных словах (твердость и мягкость согласных перед Е), точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их значением, стилистической и эмоциональной окраской, предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором, а также предупреждение грамматических ошибок, связанных с употреблением рода. Учащиеся получают навык составления деловых инструкций, объявлений и работы с разными видами словарей.

В 6 классе ребята учатся составлять рассуждения на дискуссионную тему о поступках людей, писать аннотацию, отзыв, строить устное определение научное понятие, а также совершенствовать содержание, логику и язык своего высказывания. Получают навык произношения причастий и деепричастий, учатся нормам употребления в речи числительных, местоимений, правильному построению предложений с причастными и деепричастными оборотами.

Учащиеся 7 класса продолжают совершенствовать навык создания собственного текста, повышать выразительность речи через использование в разговорном, художественном и публицистическом стилях экспрессивных языковых и речевых средств. Учатся оценивать явления и поступки людей, писать заметку в газету, рекламную аннотацию, рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного, характеристику человека. Изучают правила употребления предлогов в составе словосочетания, произношение предлогов, союзов и частиц.

В 8-9 классах продолжается формирование навыка составления деловых бумаг: автобиографии, заявления, доверенности. Изучается логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи, интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения, риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения. Учащиеся знакомятся с правилами согласования сказуемого с подлежащим, использованием обращение в разных стилях речи, интонацией при них, правилами построения предложений с обособленными причастными и деепричастными оборотами, учатся составлять тезисы и конспект статьи. Для совершенствования написанного получают навык исправления грамматических и речевых ошибок, нарушения логики высказывания, повышения выразительности речи через выбор оптимальных языковых средств.

Ведь владение хорошей, грамотной речью так же важно, как «одежда, по которой встречают», в результате чего формируется представление о человеке.

Похожие:

Решение проблемы социализации личности на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы моу «Любинская сош №1» iconИсследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка...
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И. Солженицына
Решение проблемы социализации личности на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы моу «Любинская сош №1» iconУрок конференция с элементами Праздника. День славянской письменности...
Мероприятие подготовила и провела учитель русского языка и литературы моу «сош №3» Зилова М. Ю
Решение проблемы социализации личности на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы моу «Любинская сош №1» icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...
Решение проблемы социализации личности на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы моу «Любинская сош №1» iconНа уроках русского языка и литературы
Фролова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Решение проблемы социализации личности на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы моу «Любинская сош №1» iconУчитель русского языка и литературы
Использование технологии личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
Решение проблемы социализации личности на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы моу «Любинская сош №1» iconУрок русского языка и литературы в 6 классе по теме: «Устаревшие слова»
Клеймёнова Алеся Александровна-учитель русского языка и литературы мкоу казачья кадетская сош №19 г. Пятигорска
Решение проблемы социализации личности на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы моу «Любинская сош №1» iconУрок русского языка в 5 классе «Фонетика»
Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования...
Решение проблемы социализации личности на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы моу «Любинская сош №1» iconЛесновой Марины Валентиновны учителя русского языка и литературы...
Тема проекта: эор как средство формирования языковой и коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка
Решение проблемы социализации личности на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы моу «Любинская сош №1» iconМо «г. Сосновый Бор» Моисеева Оксана Владимировна учитель русского...
Моисеева Оксана Владимировна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, в школе №3 г. Сосновый Бор работает...
Решение проблемы социализации личности на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы моу «Любинская сош №1» iconГой Наталья Анатольевна Кудерко Галина Александровна учитель русского...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница