Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области




Скачать 64.77 Kb.
НазваниеКазённое общеобразовательное учреждение Воронежской области
Дата публикации01.08.2013
Размер64.77 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области

«Школа интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

г. Воронеж

Номинация «Педагогическая мастерская»

Методическая разработка урока по русскому языку в 10-11 классах

«Комплексный анализ текста (отработка заданий части В ЕГЭ).

Словообразование. Морфология. Синтаксис. Средства выразительности»

Урок-презентация (практикум)

Автор: учитель русского языка

и литературы

Чайкина Людмила Петровна

Воронеж - 2013

Цель урока: подготовить учащихся к части В ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:

- закрепить знания о способах образования слов, о типах подчинительной связи в словосочетаниях;

- повторить морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи;

- обобщить знания по пунктуации в сложных предложениях;

- закрепить навыки анализа художественного текста (умение находить средства выразительности).

Оборудование: презентация в Power Point, раздаточный материал (тексты с заданиями).

^ Ход урока.

  1. Организационный момент.

1 слайд. Тема урока.

2 слайд. Задачи урока.

  1. Актуализация знаний.

Лингвистическая разминка.

3 слайд.

Задание 1.

Укажите предложение с лексической ошибкой.

  1. Автор считает, что, решая вопрос о наградах, нельзя не учитывать конкретной ситуации.

  2. Похвала ветеранам не может быть искуплена никакими деньгами.

  3. Каждый человек индивидуален, но это не мешает ему находить людей с похожими взглядами.

  4. Человек не может быть один, ему нужно постоянное общение, внимание.

4 слайд.

(Правильный ответ: 2)

Сочетание «искупить похвалу» не имеет смысла. Вероятно, имелось в виду, что заслуга ветеранов не может быть измерена никакими деньгами.

5 слайд.

Задание 2.

Укажите пример с грамматической ошибкой.

  1. Спёртый воздух.

  2. Порватая куртка.

  3. Достигший чего-то.

  4. Улёгшийся ветер.

6 слайд.

(Правильный ответ: 2)

Здесь морфологическая ошибка: приведена неправильная (грубо просторечная) форма страдательного причастия прошедшего времени от глагола «порвать». Правильно – «порванная».

7 слайд.

Задание 3.

Укажите причастие.

  1. Разбежавшись.

  2. Разбегаясь.

  3. Удивлён.

  4. Преодолимый.

8 слайд.

( Правильный ответ: 3)

Краткое страдательное причастие прошедшего времени от глагола «удивить».

  1. Комплексный анализ текста.

У каждого учащегося на столе лежат тексты с вопросами.

(1)Человек должен быть интеллигентен! (2) А если у него профессия не требует интеллигенции? (3) А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? (4) А если окружающая среда не позволяет? (5) А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7) Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8) Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

(9)Но прежде всего определим, что такое интеллигентность.

(10) Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает много языков.

(11) А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

(12) Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. (13) Она проявляется в тысячи мелочей: в умение уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).

(14) Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это – терпимое отношение к миру и к людям.

(15) Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. (16) А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

(17) Тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно.

(18) Однако, меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

(19) Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… (20) Толкается в переполненном автобусе слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на всё реагирующий. (21) Ссорится с соседями тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. (22) Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. (23) Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (24) Душевная слабость ведёт к физической слабости. (25) Я не врач, но я в этом убеждён. (26) Долголетний опыт меня в этом убедил.

(27) Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (28) Да, именно красивым.

(29) Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения этого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

(30) Социальный долг человека – быть интеллигентным. (31) Это долг и перед самим собой. (32) Это долг его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему.

(По Д.Лихачёву)

^ Вопросы к тексту.

9 слайд. Способы образования слов.

  1. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

  2. Из предложения 10 выпишите слово, образованное приставочным способом.

  3. Из предложений 18-19 выпишите слово, образованное путём перехода из одной части речи в другую.

  4. Из предложений 1-5 выпишите прилагательное, перешедшее в существительное.

10 слайд. Виды подчинительной связи в словосочетаниях.

  1. Из предложений 1-4 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

  2. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью согласование.

  3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании в тысяче мелочей (предложение 13).

11 слайд. Производные и непроизводные предлоги.

  1. Из предложений 30-32 выпишите все предлоги.

12 слайд. Разряды местоимений.

  1. Из предложений 14-16 выпишите все местоимения.

  2. Из предложения 32 выпишите притяжательное местоимение.

13 слайд. Частицы.

  1. Из предложения 23 выпишите все частицы.

14 слайд. Односоставные предложения.

  1. Среди предложений 12-20 найдите сложные, в состав которых входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номера этих предложений.

  2. Среди предложений 7-14 найдите сложное, в состав которого входит(ят) односоставное(ые) безличное(ые). Напишите номер этого предложения.

15 слайд. Изобразительно-выразительные средства.

  1. Назовите средства выразительности. Выберите номера ответов из списка терминов.

Список терминов:

  1. Паронимы 12. Риторические восклицания

  2. Книжная лексика 13. Метафоры

  3. Оксюморон 14. Лексический повтор

  4. Контекстные антонимы 15. Градация

  5. Ряды однородных членов 16. Эпифора

  6. Парцелляция 17. Риторическое обращение

  7. Ирония 18. Вопросительные предложения

  8. Фразеологизм 19. Гипербола

  9. Каламбур 20. Синтаксический параллелизм

  10. Диалектные слова

  11. Эпитеты



  1. Синтаксическое средство (предложения 21,22,23).

  2. Мусорить… дурными идеями (предложение 13), тренировать душевные силы (предложение 15).

  3. Белая ворона (предложение 5).

  4. Синтаксическое средство (предложения 1,6)

  5. Нарочитого - природного (предложение 29).

  6. Синтаксическое средство (предложения 13,14).

  7. Долголетний опыт (предложение 26), несчастный человек (предложение 22).

  8. Синтаксическое средство (предложения 2,3,4).

  9. Долг (предложения 30,31,32)

  10. Духовных и душевных сил (предложение 18), злобная и злая реакция (предложение 19).

  1. Домашнее задание.

По тексту Д.Лихачёва сформулировать проблему, позицию автора и подобрать 2 аргумента.

Похожие:

Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области iconУрока Организационный момент. Проверка домашнего задания
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Дерябкинская оош аннинского района Воронежской области
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области iconПриказ индекс 396210 ул. Ленина, 19-«а», село Верхняя Тойда Аннинского...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение верхнетойденская средняя общеобразовательная школа
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области iconОткрытая самоподготовка
Казённое образовательное учреждение Воронежской области «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат...
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области iconПрограмма элективного курса «География международного туризма»
Государственное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение владимирской области
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области iconПодготовили и провели: Шабанова Елена Александровна Павловск 2012 г. Цели
Казённое образовательное учреждение Воронежской области Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат...
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области iconСтатья на тему «Способы выражения подлежащего в немецком языке»
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение
В проекте рассмотрены вопросы охраны и восстановлении водных ресурсов села Кондратовка Беловского района Курской области
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области iconВыходит Афанасий Никитин (мальчик в русском костюме), открывает книгу, берет перо, пишет
...
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области iconГосударственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального...
Для проведения независимой оценки индивидуальных учебных достижений обучающихся Воронежской области
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области iconГосударственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального...
Для проведения независимой оценки индивидуальных учебных достижений обучающихся Воронежской области
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница