Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Идеальный образ святого в духовной литературе»




НазваниеКонспект урока литературы в 7 классе по теме: «Идеальный образ святого в духовной литературе»
Дата публикации17.07.2013
Размер61.4 Kb.
ТипКонспект
shkolnie.ru > Литература > Конспект


Черкутинская основная общеобразовательная школа

имени В.А.Солоухина

Собинского района Владимирской области

Конспект урока литературы в 7 классе по теме:

«Идеальный образ святого в духовной литературе»

(по «Житие преподобного отца нашего, Сергия,

игумена Радонежского, нового чудотворца»)


Составитель: Яшина О.В.,

учитель русского языка и литературы.

Черкутино 2013 год.
Цели и задачи урока:

  1. Вспомнить сведения, известные учащимся о духовной литературе.

  2. Вспомнить Заповеди Господни.

  3. Выяснить, за что русская церковь канонизировала Святых.

  4. Выявить приемы создания идеального образа Святого в Житии.

  5. Выявить идеальные черты характера Сергия Радонежского.

  6. Посмотреть, чему можно поучиться у Святого (пример для подражания).


Оборудование:

  1. «Звон колоколов». Благовест.

  2. Скатерть.

  3. Икона Сергия Радонежского, свечи.

  4. Заповеди Господни (отпечатанные для каждого ученика).

  5. Цветок.

  6. Записанные на доске слова с ударениями.

  7. Записанный эпиграф на доске:

И все уразумели, что будет он

великим светильником миру…

Житие Сергия Радонежского

Ход урока.

  1. Повторение.

Звучит звон колоколов.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы возвращаемся в мир духовной литературы.

Фронтальный опрос.

  1. Какая литература называется духовной?

  2. Почему она получила такое название?

  3. Какие ее цели, задачи? (Рассказать о жизни Святых, живущих по заповедям Божьим.)

  4. Назовите Заповеди Господни.

  5. С какими произведениями духовной литературы мы познакомились ранее? (Притчи Иисуса Христа, «Библия», «Житие Бориса и Глеба»,

Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)

  1. С какими Житиями вы знакомы? («Житие Бориса и Глеба»)

  2. Что такое Житие? (Произведение духовной литературы, рассказывающее о жизни святых)

  3. Кто создавал Житие? (Агиографы: агио – святой, графо – пишу)

  4. Кого на Руси могли канонизировать? (Защитников Родины, помогающим другим, борцов за веру, людей честных, правдивых, победителей злых сил, людей, живущих по заповедям Божьим.)

10)Назовите известных вам русских Святых. (Николай Угодник, Серафим Саровский, Борис и Глеб, Илья Муромец)

11)С какой целью писались и читались Жития? (Создать пример для подражания)

2. Работа с текстом «Жития».

^ 1) Слово учителя. Сегодня на уроке мы поподробнее остановимся на «Житии преподобного отца нашего, Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца».

- Прочитайте тему урока.

- Обратимся к эпиграфу.

- Определите цели урока. (Выясним, за что русская церковь канонизировала Святого. Посмотрим, как в «Житии» создается его идеальный образ.)
^ 2) Словарная работа. Проверка домашнего задания.

Слово учителя. Легко ли было читать Житие? (Нет, много трудных, непонятных слов). Текст близок к оригиналу, поэтому в нем много старославянских и устаревших слов, непростая лексика и синтаксис.

Дома вам было нужно найти значения некоторых слов. Посмотрим, как вы справились с заданием.

Преподобный – православные люди, удалившиеся от мирской жизни, сознательно уединялись, проводя время в молитвах.

Игумен – глава православного монастыря.

Чудотворец - человек, творящий чудеса.

Литургия – главное христианское богослужение.

Искушение – желание испытать что-то запретное.

Постриг – христианский обряд, совершаемый при посвящении в духовное звание или в монашество.

Воздержание – отказ от чего-либо.

Пощение – соблюдение поста (4 + среда, пятница)

Причащение – главнейшее христианское таинство, во время которого на причащающегося нисходит Божественная Благодать.

Инок – монах.

^ 3) Герой «Жития» - Святой Сергий Радонежский.

Слово учителя. Сергий Радонежский – один из любимых героев русской средневековой литературы, хотя и до сих пор волнует воображение писателей. Так, в прологе романа Дмитрия Балашова «Похвала Сергию» можно прочитать следующие слова:

« Как же мне постигнуть тебя, Сергий, отче! Дай, Господи, мне, грешному и земному, описать человека неземного и безгрешного. Дай, Бог, свершиться чуду! Ибо это подлинное чудо: суметь описать человека на такой высоте стоящего, что и поглядеть на него раз – уже закружится голова».

- Как вы можете объяснить слова Д.Балашова?

- Чем интересен Сергий Радонежский как герой «Жития»? Чем он отличается от обычных людей? (Творил чудеса; исцелял людей от болезней, воскресил мертвого мальчика, был прорицателем.)

- Какие чудеса творил Сергий Радонежский? (Вылечивал, воскрешал, частые видения Божьей Матери, посланников Божьих, открыл святой источник; имел дар видения.)

- Почему по молитве Сергия Радонежского было дано то, что он просил? (Сергий старался, был трудолюбивым, верил в Бога; делал все, чтобы постичь Слово Божье; научился многому сам, чтобы учить других.)

^ 4) Образ в литературе. Идеальный образ.

Основной вопрос: как создается идеальный образ Святого в «Житии»?

- Что такое образ в литературе? (плод воображения писателя)

- Задачи писателя (вообразить (придумать), преобразить (добавить хорошие качества, сделать правдоподобным), изобразить (написать)

- Какой образ можно назвать идеальным? (Обладающий необходимым, только + качествами, образ- пример для подражания, без недостатков.)

- Назовите приемы создания образа в литературе. (Речь, поступки, высказывания о человеке, самохарактеристика, описание окружающей обстановки, пейзаж)

- Какие из них используются автором для создания образа Сергия Радонежского?

^ Речь.

Чтение монологов. (Образованный человек, употребляет церковнославянские слова.)

Поступки.

Самохарактеристика.

«Ты один истинно познал меня, не найдя ничего особенного» – стр.161.

«Грешник, худейший из людей» - стр. 165.

Не гордится своими качествами, считает себя грешным человеком.

Здесь проявляется церковная добродетель – смиренномудрие.

Высказывания о человеке. (+ТЕКСТ)

-все его почитали – стр. 160

-совершенный учитель, искусный исполнитель заповедей Господних; образец для своего стада – стр. 164.

^ 5) Словесное рисование иконы.

Икона « Борис и Глеб».

Слово учителя. В центре иконы – вытянутые монументальные фигуры святых. По бокам на иконе должны быть клеммы – самые важные события из жизни. Попробуем словесно изобразить икону Сергия Радонежского.

- Какие наиболее важные события из жизни Сергия Радонежского вы бы назвали? (Строительство храма, нападение нечистой силы, встреча с иноком, воскрешение ребенка, встреча с князем Дмитрием Донским (1380), явление Богоматери.)

^ 6) Обобщение.

- Какой из приемов можно назвать основным в создании идеального образа Святого? (Поступок)

- Надо ли изучать Житие в школе? Чему оно нас учит? (Надо стараться быть похожим на Святого Сергия Радонежского, быть добрым, милосердным, справедливым, не совершать грехов в современном мире, иначе мир перестанет существовать.)

- Перечислите высокие душевные качества Сергия Радонежского.

(Запись в тетрадь.)

Доброта, помощь ближнему, трудолюбие, выносливость, патриотизм (молился за Русскую землю), терпение, умение прощать, цель в жизни, стремление, умение достойно нести свой крест, смиренномудрие.

- Какие качества вы бы мысленно попросили для себя у Святого? (Есть, чему поучиться.)

^ 7. Обращение к эпиграфу.

8.Подведение итогов. Оценивание работы ребят.

Слово учителя. Духовная литература позволяет напомнить нам, что мы с вами русские люди; обращается к душе, внутреннему миру человека, надеется сделать его лучше, добрее. В «Житие Сергия Радонежского» нам дан прекрасный образ Сергия Радонежского – образец для подражания. Недаром издавна Русь называли Святой – именно в вере ее спасение, возможно. Оно в ваших руках.

Закончить разговор о Сергии Радонежском, о духовной литературе мне хочется стихотворением Максимилиана Волошина «Заклятье о Русской Земле». (1919г.) («Уроки литературы», №9, 2002 г.)

Хочу, чтоб оно – Царство Русское

Рдело – зорилось

Жизнью живых,

Смертью святых,

Муками мученых.
Домашнее задание: мини – сочинение

«За что русская церковь канонизировала Сергия Радонежского»?





Похожие:

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Идеальный образ святого в духовной литературе» iconУрок литературы в 9-м классе с применением икт по теме "Русская культура Серебряного века"
Обучающая: создать целостный образ культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Идеальный образ святого в духовной литературе» iconКонспект урока литературы в 11 классе Тема урока
Тема урока: Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Идеальный образ святого в духовной литературе» iconКонспект открытого урока по теме «День Святого Валентина. История, традиции, символы праздника»
Конспект открытого урока по теме «День Святого Валентина. История, традиции, символы праздника», проводившийся в 6 «А» классе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Идеальный образ святого в духовной литературе» iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Идеальный образ святого в духовной литературе» iconУрок литературы в 11 классе. Тема: Образ Москвы в русской литературе...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Идеальный образ святого в духовной литературе» iconПлан-конспект урока повторение материала изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»
Вы уже изучали эту замечательную часть речи в начальной школе, в пятом классе. Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Дети называют...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Идеальный образ святого в духовной литературе» iconУрок-семинар по литературе в 11 классе Тема: Образ женщины в современной русской литературе
Тема: Образ женщины в современной русской литературе (по произведениям А. И. Солженицына, Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина)
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Идеальный образ святого в духовной литературе» iconКонспект открытого урока по английскому языку «Спорт и здоровый образ жизни»
Конспект открытого урока по английскому языку «Спорт и здоровый образ жизни» в 7Б классе, проводимый по учебнику Биболетовой М. З.,...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Идеальный образ святого в духовной литературе» iconКонспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэты пушкинской поры»
«Интеллектуальная игра «Круг современников поэта». Кроме этого в разработке присутствует фильм, созданный в программе Windows Movie...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Идеальный образ святого в духовной литературе» iconКонспект урока по литературе в 5 классе Тема : Басни Ивана Андреевича Крылова
Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке для формирования знаний о русской литературе 19 века
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница