Скачать 96.3 Kb.
|
Ф СТО НГПУ 7.5-04/01-02 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» УТВЕРЖДЕНАСоветом факультета ИФМИП __ ________________________ ________________/ Е.Ю. Булыгина/ «______» _ ___ 20__ г. Обсуждена на заседании кафедры современного русского языка Протокол № __ __ от «___»_ ____ __20 _г. ________________ / Т.А. Трипольская/ ПРОГРАММА по дисциплине ОПД Р. 3.41. «Русская языковая картина мира» Направление: 031000.62 Филология Профиль: Русская филология Составитель: Т.А. Трипольская, д-р филол. наук, профессор Новосибирск 2012
Курс "Русская языковая картина мира" является логическим продолжением курса "Современный русский язык", опирается на знания студентов, полученные в результате изучения всего блока лингвистических дисциплин. Цель этого раздела русистики познакомить студентов с современными направлениями антропоцентрической лингвистики, среди которых существенную роль играет когитивистика. Этот курс носит интегрирующий характер: он объединяет исследования лингвистов, психологов, философов, посвященные проблеме соотношения языка и мышления. Кроме того, обращение к проблемам языковой картины мира возможно лишь на основе системного и функционально-семантического описания языка, поэтому данная дисциплина планируется на 7 семестр, когда основные разделы русского языка уже изучены.
Студент в процессе изучения курса "Русская языковая картина мира" должен: – овладеть понятийно-терминологическим аппаратом изучаемой дисциплины; – уметь самостоятельно работать с учебной, научной, и справочной литературой; оценивать и сопоставлять научные взгляды и концепции, видеть и формулировать проблемные вопросы, составлять планы, тезисы, конспекты отдельных работ, готовить обзорные выступления на основе этого материала; – профессионально владеть методом концептуального анализа производить классификацию когнитивных элементов, самостоятельно формулировать основания для классификации. ^
^ IV. 1. Разделы дисциплины и виды занятий.
^ 1. "Полипарадигматизм" современной лингвистики: структурно-системный, функциональный, коммуникативно-прагматический, когнитивный, социолингвистический подходы к изучению языка. Теория языковой личности, ее уровневая структура (ассоциативно-вербальный, когнитивный и мотивационный уровни). Когнитивная теория языка: процессы и структуры, обеспечивающие продуцирования, понимание и запоминание, а также планирование, производство и понимание речевых актов. 2. Когнитивный уровень языкового сознания. Концептуальная и языковая картина мира. Языковая картина мира как зафиксированная в языке и специфическая для данного языкового коллектива схема восприятия действительности. ЯКМ это мировидение через призму языка; художественная картина мира. 3. Предмет, задачи и методы когнитивной лингвистики. Концептуальный анализ (изучение концепта представляет встречное движение: от слова к понятию и от понятия к лексико-грамматической области его воплощения). Основные понятия когнитивного описания языка: концепты, фреймы (их типы), сценарии, схемы. 4. Языковая концептуализация действительности (лексический и грамматический уровни). Связь когнитивных исследований с системно-структурным описанием языка: лексико-семантические группы, тематические группы, функционально-семантические классы, семантические поля как основа изучения фрагментов языковой картины мира. Соотношение аксиологических представлений социума и эмотивно-оценочного фрагмента словаря русского языка. 5. Типы ментальных структур (концепты, фреймы, сценарии, образы и др.), организующие коммуникативную деятельность говорящих: речевое поведение субъекта и адекватную интерпретацию речевого поведения собеседника. Когнитивные основы успешности речевого акта. Когнитивные основы текстопорождения. 6. Особенности русской национальной картины мира в сопоставлении в другими ЯКМ. Эмотивная картина мира в русском и английском языках; особенности метафорической картины мира (русский и английский языки), представленной ЛСГ глаголов обработки (общие и индивидуальные метафорические модели, характерные для глаголов указанной группы). 7. Соотношение усредненной модели мира с конструирующими ее концептами и личностных вариантов ЯКМ. ^ VI.I. Рекомендуемая литература а) основная литература 1. Корнилов О.А Языковые картины мира как производные национальных менталитетов: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Лингвистика и межкультурная коммуникация". М.: Флинта: Наука, 2011. 2. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие. М., 2011. 3. Радбиль, Т. Б.Основы изучения языкового менталитета : учебное пособие. – Москва : Флинта, Наука, 2010. б) дополнительная литература
в) электронные образовательные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ) 1. Радбиль Т. Б. Основы изучения языкового менталитета. М.: Флинта, 2010. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57566/, авторизованный. – Загл. с экрана. 2. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта: учебное пособие. М.: Флинта, 2011. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83628/, авторизованный. – Загл. с экрана. 3. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. М.: Флинта, 2010. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57619/, авторизованный. – Загл. с экрана. 4. Апресян Ю. Д. Исследование по семантике и лексикографии. Т. I. Парадигматика М: Языки славянских культур, 2009. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/73322/, авторизованный. – Загл. с экрана. 5. Голованивская М. К. Ментальность в зеркале языка: некоторые базовые мировоззренческие концепты французов и русских. М: Языки славянских культур, 2009. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/73254/, авторизованный. – Загл. с экрана. Электронные ресурсы (открытый доступ) 1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010. Электронная книга. Славянские языки. www.superlinguist.com/index.php?option...id... 2. Хрестоматия по лексикологии русского языка (электронный вариант) /сост. Е.Ю. Булыгина, О.А. Маркасова, Т.А. Трипольская. 3. Материалы языковых корпусов (ruscorpora.ru ) 4. URL: http://www.i-u.ru/biblio/dict.aspx 5.Национальная электронная библиотека (НЭБ) URL : http://rusnel.ru/ 6. Открытая Русская Электронная Библиотека РГБ (OREL) URL: http://orel.rsl.ru/ 7.Публичная Интернет-библиотека URL: http://www.public.ru/ 8. URL: http://www.rvb.ru/ 9. Научная Фундаментальная электронная библиотека (ФЭБ) URL: http://feb-web.ru/ 10. Библиотека “Артефакт” URL: http://artefact.lib.ru/ 11. Всемирная виртуальная библиотека (The WWW Virtual Library) URL: http://www.vlib.org/ 12. Европейская библиотека (The European Library) URL: http://search.theeuropeanlibrary.org/portal/en/index.html Форма контроля – зачет Студенты выполняют зачетную работу, которая представляет собой исследование (сквозное или аспектное) языковой личности. Решение такой задачи предполагает: а) самостоятельный выбор объекта описания (персонаж художественного текста как модель языковой личности, или конкретный человек, или малый социум (семья, например), или языковая личность в своем усредненном варианте); б) самостоятельный выбор аспекта исследования: ассоциативно-вербальный анализ, или описание индивидуальной или коллективной картины мира, или анализ коммуникативных стратегий и тактик языковой личности; в) выбор и конкретного языкового материала, в котором имеет непосредственное воплощение языковая личность. ^ Конспекты лекций предлагаются в электронной и «бумажном» вариантах. Для демонстрации лекций используются аудитории, оснащенные медиа-проектором, экраном и компьютером (ауд. 202, 203). На практических занятиях используются компьютерные классы с выходом в Интернет (ауд. 205, 325) с установленной средой тестирования АСТ-тест, электронными словарями и электронной хрестоматией по лексикологии. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031000.62 - Филология . |
![]() | Списък с публикации на Культурно-языковая картина мира в словарном описании проект создания VIII международный симпозиум мапрял доклад 2002 1 | ![]() | Программа по дисциплине опд. Р 23 Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» |
![]() | Программа по дисциплине опд. Ф 9 Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы | ![]() | Программа по дисциплине опд. Р 22 Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» |
![]() | Программа по дисциплине опд. Ф 11 ... | ![]() | Программа по дисциплине опд. Р 21 ... |
![]() | Программа по дисциплине опд. Ф «Психология человека» Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень... | ![]() | Программа по дисциплине опд. Ф. 10 ... |
![]() | Программа по дисциплине опд. Ф. 02 Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) | ![]() | Программа по дисциплине опд. Ф 4 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |